Главное - доверие Божьему промыслу

0
568
Время на чтение 5 минут
Человек - кузнец своего счастья? Да прихлопнет нас какая-нибудь цунами, что там цунами - простейший взрыв бытового газа от неисправной кухонной плиты соседской, и где мы окажемся с нашей кузницей счастья? Поэт Вадим Шефнер, на что уж безбожник, а очень хорошо это понимал. Так и хочется процитировать его стихи из повести "Человек с пятью "не", или Исповедь простодушного": "Сегодня имеем зарплату // И в бане кричим: "Поддавай!", //А завтра, быть может, к закату// На нас наезжает трамвай". Или Василий Гроссман: "В страшное время человек уж не кузнец своего счастья, и мировой судьбе дано право миловать и казнить".

* * *

Но постараемся говорить серьезно. Безусловно, христиане, как и все остальные люди, имеют право на материальное благополучие. Однако нужно признать, что христианство ставит "терпение несчастий" намного выше стремления к так называемому "простому человеческому счастью", если под последним понимается обладание материальными благами. И неважно, элементарное ли это материальное благосостояние или потребление, превышающие все разумные границы. Ведь дело в том, что, как печально пел Булат Окуджава, "пряников сладких всегда не хватает на всех".

Действительно, протестанская этика, из которой, если верить Максу Веберу, произошел европейский капитализм, провозглашала материальный успех свидетельством личной богоугодности. Но ведь протестантам в католическом окружении нужно было доказывать свою конфессиональную правоту. Отсюда и произошел этот знаменитый тезис: если моя вера правильная, если Бог меня любит, значит, мне во всем, и особенно в материальном благополучии должна сопутствовать удача. Что-то похожее доказывали и русские старообрядцы, создававшие отечественную промышленность и торговлю. Правда, в философии хозяйства как старообрядцев, так и протестантов все же достаточно явственно звучала и другая тема, тема аскезы: создаваемое богатство считалось не вполне личной собственностью; оно находилось всего лишь в управлении предпринимателя. При этом святой обязанностью считался производительный труд, а вовсе не потребление произведенного продукта.

Врач Московской пересыльной тюрьмы Федор Гааз был лютеранином, но подобно истинно православному человеку считал, что справедлив несколько иной тезис: если Бог меня любит, значит, не мне должно быть лучше, а я сам должен становиться лучше.

Конечно, всякий человек в какой-то степени кузнец своего счастья. Но, во-первых, не следует забывать пословицу, что человек всего лишь предполагает, а вот Бог располагает. А во-вторых, в чем оно состоит - истинное счастье? That is the question! Наверное, Федор Федорович Гааз, тративший все свои заработки на помощь заключенным, соглашался с великим русским поэтом Гаврилой Романовичем Державиным, закончившим одну из своих од словами: "Почувствовать добра приятство - // Такое есть души богатство, // Какого Крез не собирал!".

Думается, что с этим мнением согласился бы и философ Николай Федоров, который тоже не был образцовым христианином, пытался воскрешать мертвых силой одного только научно-технического прогресса. Но ведь удавалось же Николаю Федоровичу на свое весьма скромное жалованье библиотекаря Румянцевского музея подкармливать совсем бедных студентов, приходивших к нему за книгами. Может быть, в этом и заключалось его простое человеческое счастье?

Мне кажется, для христианина вообще не стоит вопрос: ковать или не ковать, приобретать или не приобретать материальное богатство. И дело даже не в том, что духовные ценности - это "сокровище, которое воры не подкапывают и не крадут"(Мф.6,20). Дело в другом: какой ценой достается любое сокровище? И Христос нас предупреждает: "что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе"(Лк. 9,25). И Господь еще более проницательно замечает: "где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф.6,21). И стоит ли говорить, как тесно бывает сердцу в сокровищнице, заполненной одними материальными благами!

Ну а приобретать или не приобретать квартиру, строить или не строить дачу, менять или не менять автомобиль, об этом в Священном Писании говорится довольно просто: "довольно для каждого дня своей заботы" (Мф.6, 34). Советует же апостол Павел римским рабам, сделавшимся христианами: "Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся" (1 Кор. 7, 20-21).

Так что, никто не запрещает христианину "лучшим воспользоваться". Если есть возможность, купи, построй, поменяй. Нет такой возможности - учись по одежке протягивать ножки, но никогда не пытайся построить собственное благополучие за счет благополучия других.

* * *

Ну а что касается терпения или смирения, то, кажется, наш уважаемый автор путает его с самоуничижением, которое вовсе не является христианской добродетелью. Терпеливо переживать жизненные трудности не означает чувствовать себя в чем-то униженным.

В христианском богословии достоинство человека - это прежде всего достоинство Образа Божьего в человеческой душе. Причем сам этот Образ Божий многие святые отцы, например, Макарий Великий видели в личной духовной свободе человека. Наверное в Новом Завете слово "свобода" встречается не реже чем другое великое слово "любовь". Возьмем хотя бы послания апостола Павла.. "Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков" (1 Кор. 7,23). О каком самоунижении можно говорить после такой заповеди? Христианин просто обязан защищать свое человеческое доcтоинство, ведь "Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3,17). И тот же апостол Павел учит нас, как свое достоинство отстаивать: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12,21).

И, может быть, автор опять что-то путает, когда приводит в пример сотрудника современного офиса. Нет бы психолога позвать, а еще лучше начальству пожаловаться, а он терпит! А может быть, это великодушие слона, которого водили по улицам в бессмертной басне Крылова? Кажется, сей положительный персонаж вовсе не чувствовал себя униженным. Возможно, в этом принципиальном нежелании замечать лая несчастной Моськи скрывается не слоновья толстокожесть и не змеиная гордыня, а истинно человеческое благородство?

Если говорить предельно серьезно, то все попытки увязать христианство с желанием комфортно обустроиться в жизни обречены на провал. Либо ты христианин и должен быть готов к тому, чтобы от многого отказаться. Либо не следует обманывать ни Бога, ни других людей, ни - самое главное - самого себя и честно признать, что для тебя предпочтительнее уже здесь, в этой жизни получить награду свою. Ведь что такое настоящее христианское смирение, "терпение несчастий", как говорит уважаемый журналист? Это только исполнение заповеди - нести свой крест! Без терпеливого перенесения того, что мы называем ударами судьбы, или без доверия Божьему Промыслу невозможно не только спастись, невозможно в полной мере узнать себя, быть самим собой. И этот закон Креста хорошо знают не только христиане, но и неверующие люди, например, философы-экзистенциалисты, говорившие о том, что только в пограничной ситуации, только на границе жизни и смерти и начинается настоящая жизнь...

Думаю, что для верующего человека нет вопроса, что выбирать: принципиальную бедность или благосостояние любой ценой. Это прекрасно понимал поэт Державин: Жизнь есть небес мгновенный дар;//Устрой ее себе к покою, // И с чистою твоей душою// Благословляй судеб удар.

Священник Михаил ВОРОБЬЕВ, настоятель храма в честь Воздвижения Креста Господня г.Вольска.

http://www.vzsar.ru/special/2009/11/05/glavnoe__-__doverie_bozhemu_promyslu.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Михаил Воробьев
Все статьи Священник Михаил Воробьев
Последние комментарии
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.11.2024 11:12
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 10:59
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
22.11.2024 10:52
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
Новый комментарий от Александр Волков
22.11.2024 07:27
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Александр Волков
22.11.2024 07:16
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от р.Б.Алексий
22.11.2024 07:07