Конечно, выживем!..

Священник Леонид Трофимук 
0
07.11.2009 100
Священник Леонид Трофимук-...Тут ведь вот какое дело: мы с вами, допустим, собрались, поговорили, обсудили - решили, что воцерковление в России должно идти по таким-то путям, с такой-то скоростью... А в жизни почему-то всё выходит совсем иначе. У нас было столько светлых идей, столько полезных наработок... Мы, образно говоря, выкопали русло, пустили воду... А вода пошла совсем иным путём. Ручеёк сам выбирает себе дорогу, не спрашивая нашего мнения.

Так говорит отец Леонид Трофимук, настоятель Михайловского храма в селе Бегуницы. Мы говорим с ним о том, почему русская деревня так медленно воцерковляется, почему сельские церкви наполнены главным образом дачниками-горожанами и с концом дачного сезона пустеют. Отец Леонид спокоен и даже весел. Его приход тоже не очень-то велик, но батюшка на своих прихожан не нарадуется: главное, что в приходе царит любовь, - а будет любовь, будут и новые прихожане.

- Вот давайте вспомним советские времена, - продолжает отец Леонид. - После революции многие задумывались: а что же теперь будет с Россией? Что будет с верой православной? Многие давали свои рецепты спасения, многие даже пытались эти рецепты воплотить в жизнь... И что же? И Россия спаслась, и вера православная, несмотря ни на что, сохранилась, - и всё это случилось совсем не так, как указывали мудрецы. И сейчас всё повторяется: Россия воцерковляется, но иначе, чем мы это себе представляли. Нам и хотелось бы, чтобы люди стройными колоннами двинулись в храмы, а на деле...

- Ну, может быть, стройными колоннами и не надо: это как-то по-советски получается...

- По-советски? Я вам так скажу: чтобы собрать людей в колонну, нужно, чтобы они сами к этому стремились, чтобы чувствовали живую связь друг с другом, чтобы помнили, что все - одна семья. Тогда это будет настоящая колонна - крепкая, сплочённая, единая. Но за эту-то сплочённость, за эту родственную связь, испокон века живущую в русском народе, нас и били все прошедшие двадцать лет. Соборность наша была объявлена - чем? Тоталитарным мышлением! А ведь общинное сознание всегда было характерным для России. Для русского семья - всему голова, и народ в нашем понимании - это большая семья... И вдруг такой стиль жизни объявлен тоталитарным мышлением!.. Не раз и не два нас обвиняли в тоталитаризме: в течение 90-х годов только об этом и говорилось - и западными голосами, и нашими собственными подголосками. Твердили, твердили, обвиняли, стыдили... И сработало в конце концов! Сейчас всё, что хоть немного напоминает об общем делании, вызывает у народа суеверный ужас: "Опять нас к тоталитаризму хотят привести!.." Все разбежались по своим углам, все залезли по уши в собственные дела... А Церковь - это общий путь. Литургию индивидуально перед каждым верующим не служат. Нужно собраться - в единомыслии и любви - и вместе помолиться. И тут народ одолевает страх: "Собраться? Вместе? А не будут ли при этом ущемлены мои личные права? А не хотят ли меня обезличить в общей массе?" Я помню своё детство, 70-е годы, - не такое уж давнее прошлое: у нас в Рождествене и в Батове каждые выходные люди выносили на улицу столы, устраивали общие праздники под открытым небом: сегодня один двор всех угощает, в следующий раз - другой... Собирались и знакомые, и не очень знакомые... Потом этот обычай стал понемногу забываться... Дальше - больше, а сегодня и вспомнить об этом странно. Сегодня и семью-то, близких родственников собрать трудно: у всех свои заботы - не до семейных посиделок.

- Так что же делать? Как побороть индивидуализм? И возможно ли нам тягаться с современной пропагандист-cкой машиной?

- Возможно или нет - не знаю, а знаю только, что если мы будем кричать в пустыне: "Люди! Не будьте индивидуалистами!" - ничего у нас не выйдет. Как не раз говорил покойный Патриарх Алексий II, Церковь должна идти в народ. Я, признаться, раньше не понимал эти слова. "Что же, - думаю, - разве мы уже не в народе? Я сижу в своих Бегуницах разве не среди народа?" И только сейчас начинаю понимать Святейшего. Народ наш потихоньку пытается выжить - не только физически, но и духовно. Народ пытается восстановить разорванные связи... Понемногу образуются какие-то неформальные группировочки... Вот в соседней деревеньке есть библиотека, а при библиотеке сам собой образовался кружок любителей чтения: люди собираются, обсуждают прочитанное... Вот куда нужно идти батюшке - и не с проповедью сразу, а тоже как читателю, как простому кружковцу... Вот, глядишь, и образовалась общинка. В школу надо идти - но не на торжественные линейки, в полном облачении и с кадилом, а на классные часы, для простого разговора о школьных делах. И требы! Требы очень важны!..

- Вот как? А многие батюшки, я знаю, боятся, что их будут считать простыми "требоисполнителями"...

- Требы - великое дело! Какие-то кратенькие службочки, какие-то молитвочки на местах. Люди хотят молиться - я это вижу. Нельзя сказать, что советские годы прошлись по народу катком и оставили за собой одну духовную пустыню: нет, народ живёт, народ стремится к свету, но всё это довольно дикий вид имеет, непричёсанный... Надо просто объяснять людям, что и как. Здесь у нас хлебопекарня есть. Как-то встретились мы с директором, он и говорит: "Что если вам, батюшка, нашу продукцию освящать?" Сам попросил! С тех пор я к ним хожу, совершаю молебны - и работники на них с охотой ходят и осмысленно молятся, хотя в храм пока не спешат заходить... Храм их ещё пугает, а здесь всё своё, всё привычное, здесь можно молиться спокойно - никто не засмеёт. И так служишь молебны - то тут, то там... Люди привыкают начинать дела с именем Божиим. Сейчас я сам к ним иду, я иду в народ, а завтра, с Божией помощью, народ пойдёт ко мне. Думаю, что большинство приходских деревенских священников давно сами додумались до такой же мысли.

- Слышал я не раз от нецерковных людей: потому, дескать, нет массового воцерковления, что Церковь не ответила на какие-то народные потребности. Церковь отдельно, а народ отдельно...

- А что такое "народные потребности"? Потребности у народа самые разные, в том числе и несовместимые с христианством. И потом, если пытаться ответить на все-все запросы - народа ли, государства ли, - то этих запросов будет всё больше, больше... Всё капризней человек становится и рано или поздно вспоминает древний лозунг: "Хлеба и зрелищ!" А хлеба и зрелищ никогда не бывает в меру, этого всегда мало, мало... Так что же, я должен под всех подлаживаться? "Чего изволите?" Кончится это тем, что мне скажут: "Попляши-ка теперь перед нами!" Да я бы и поплясал, если бы это на пользу пошло, но тут уместно вспомнить слова Спасителя: "Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали" (Мф.11:17). Не на всякую потребность должна откликаться Церковь, а только на потребность духовного оздоровления, на потребность пообщаться с Богом, и я говорю, что сегодня это народу вовсе не чуждо...

- Я всегда думал, что если однажды некий самый большой начальник стукнет кулаком по столу и скажет: "Ну-ка все бегом в церковь!" - то все и пойдут, и начнётся настоящее воцерковление, причём искреннее, а вовсе не из-под палки... Такое случалось в истории: сначала крестится вождь, а вслед за ним и весь народ...

- В этом есть своя правда. Для меня одно несомненно: если десять человек пойдут молиться по приказу, то девятеро потом уйдут из храма, но десятый обязательно останется, потому что почувствует: душа его нашла то, что искала. Можно и так сказать: народ всегда смотрит на своих вождей и - кто вольно, кто невольно - берёт с них пример, прислушивается к их мнениям, старается подлаживаться под их шаг. Тем более если сверху призовут не к чему-то непотребному, неприемлемому, чуждому, а к молитве в наших родных русских храмах. Но большой пользы от приказов - даже самых благочестивых - ждать нельзя. В конце концов, так было и в дореволюционной России: люди хотели соответствовать тем требованиям, которые предъявляла к ним власть и общественное мнение, а потому старались вести христианский образ жизни. Но когда рухнули вековые устои, когда сверху стали доноситься совсем иные призывы, большинство стало подстраиваться под новый шаг. В храме остались только те, кто всей душой хотел там остаться. Однако в Царствие Божие тоже попадают только те, кто всей душой этого хочет...

- Если сравнить ваших прихожан и всех остальных жителей Бегуниц, можно ли понять, почему эти стали воцерковлёнными, а те не стали? Есть ли между ними какое-то психологическое отличие?

- Я думаю, можно, если постараться, подметить какую-то внешнюю разницу: у этого, мол есть такая чёрточка характера, а у того её нет... Но мне кажется, это будет слишком поверхностно и по большому счёту неправильно. Воцерковление - это тайна. Душа человеческая - страшная глубина, попробуй разгляди, что в ней делается. Почему один светится от любви к людям, а другой любит только двух-трёх самых близких, а третий и вовсе не любит никого? Тайна. Это гораздо глубже, чем воспитание или социальное положение. Такие глубины только Бог ведает. И только Бог знает, какие струны нужно затронуть в душе у человека, чтобы он обратился. Мы этого знать не можем, но мы можем работать, и Господь укажет нам верную дорогу к человеческому сердцу.

- Если представить себе, что через некоторое время все строительные проблемы во всех храмах будут решены: всё будет отстроено, отремонтировано, - легче ли тогда пойдёт воцерковление народа?

- Да, увидев золото куполов, многие зайдут полюбопытствовать: "Ого, как у вас тут красиво!.." - и уйдут. А скорее всего, реакция будет такая: "Ого! У вас, значит, всё золотом покрыто?! А у нас на улицах нищие!" - и сразу вспомнятся им все вселенские невзгоды человечества, и виновными в них окажутся отстроенные, позолоченные храмы. И поэтому тут та же самая пропорция: десять придут, привлечённые красотой, - девять уйдут, один останется.

- Обычно по нашим деревням много наркоманов - такое время сейчас. Нередко встречаются среди деревенских жителей даже прямые сатанисты... Как с этим в Бегуницах?

- Что-то, конечно, встречается, но в целом дела обстоят не так уж плохо - лучше, чем где-либо. Я думаю, что причина тут вот в чём: коренного населения здесь мало. Когда-то люди приезжали в наши края на комсомольские стройки - это были люди активные, созидательные, положительные... Видимо, традиции тех лет ещё живут. Индивидуализма здесь мало, а индивидуализм - главное зло нашего времени. Люди хотят жить по-человечески - а жить в полной мере по-человечески можно, только если ты живёшь по-Божьи. Постепенно народ это начинает понимать. А какими путями пойдёт воцерковление? Пути найдутся. И не обязательно те, на которые мы сейчас рассчитываем. Каждое время указывает свою дорогу к сердцу человеческому, и нельзя всё время ходить одними и теми же тропами, воображая, что мы всё ещё живём в XIX веке. Люди пронесли через советское время искорку веры - и вот теперь её раздуло в небольшой огонёк. Будем верить, что огонёк этот разгорится в большой, всех согревающий костёр.

Вопросы задавал
Алексей БАКУЛИН

Адрес храма во имя Архангела Михаила:
188423 Ленинградская обл., Волосовский район, д. Бегуницы. Проезд от метро "Автово" автобусом N 487 до остановки "Бегуницы".

http://www.pravpiter.ru/pspb/n215/ta001.htm
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Священник Леонид Трофимук
Просто сельский батюшка
Говорит настоятель церкви во имя св. Архистратига Михаила в деревне Бегуницы о. Леонид Трофимук
19.11.2007
Все статьи Священник Леонид Трофимук
Последние комментарии
Почему православные всё время проигрывают?
Новый комментарий от р.Б. Алексий
13.04.2021 01:09
«Белая лихорадка»
Новый комментарий от р.Б. Алексий
13.04.2021 00:57
Улыбка Гагарина
Новый комментарий от Игорь Бондарев
12.04.2021 22:04
Единственный гарант суверенности Родины
Новый комментарий от Наталия 2016
12.04.2021 21:31
Фотографии и время
Новый комментарий от Наталия 2016
12.04.2021 20:52