Прежде чем стать батюшкой, надо сперва ещё к Богу прийти. Как это происходит? Ну, со мной ясно: я был крещён во младенчестве. Приехала к моим родителям бабушка поздравить их с новорожденным - со мной то есть - и спрашивает: "А крестить-то вы его собираетесь?" - "Возможно, когда-нибудь... Потом... Попозже..." - "Не попозже, а сейчас! Пока не крестите, я отсюда не уеду!" И понесли меня крестить. Нет, это не здесь происходило, не в Бегуницах, а в Рождествене - я из тех мест родом. Знаете тамошний храм во имя Рождества Богородицы? Вот это и есть моя родная церковь! Зима, мороз лютый, родители убиваются: как это меня, такого маленького, будут в холодном храме в холодную воду опускать... А ничего, всё очень хорошо вышло: крестили меня в особом таком домике возле храма, в крестилке так называемой: растопили там большущую русскую печь, нагрели воды, отца выставили в коридор, чтобы не мешал, и совершили обряд честь по чести. Отец в коридоре чуть не умер от волнения... Он на юридический факультет в ту пору поступал, был кандидатом в члены партии... Естественно, потом ни о какой церкви в семье речи не было, и рос я нормальным советским безбожником.
А как начал приходить к вере? Это для меня самого такая тайна, да и никому о себе этого не понять... Я заметил: кто бы что ни говорил о том, как он впервые уверовал в Бога, - всё это будет не правдой... Не полной правдой, точнее... Первый Божий призыв тих и почти не слышен, не остаётся в сознании... Но душа его уже ухватила, уже встрепенулась, хотя ум продолжает пребывать в прежнем качестве. А я уверен: наш брат приходит к Богу, когда за него кто-то начинает крепко молиться: или кто-то из ныне живущих, или предки на небесах... Господь не будет насильно толкать человека к вере, а вот по чьей-то просьбе, по молитве - это пожалуйста; даст душе первый толчок и посмотрит на реакцию: ага, встрепенулась душа, значит, можно ещё раз...
Короче, впервые я надел крест в армии. Просто захотелось его надеть - и всё. Без объяснений. И все мои сопризывники тоже в то же время стали носить кресты. Помню, едем на дембель, зашли в вагон, кительки расстегнули, а какая-то пассажирка нос сморщила: "Ой, смотрите-ка, кресты нацепили!.." (Это я вроде как впервые подвергся гонению за Христа). Что бы на моём месте сказал в ответ любой 20-летний парень? - да ляпнул бы что-то грубое, чтобы замолчала надолго... А я почему-то ничего не сказал - и сам удивился тому. Не хотелось говорить худого, хотелось ответить по-доброму, но ничего доброго о кресте православном я тогда ещё не знал - потому и смолчал.
Но знать хотелось! Дома перерыл всю родительскую библиотеку, искал ответ на вопрос: Кто же такой Христос? Чего только не начитался... Тьфу, противно вспоминать. Добрался до ПСС В.И. Ленина - от отца мне осталось, - нашёл там работы на тему "Коммунизм и религия"; думаю, стану исходить из противного: где Ильич что ругает, там, стало быть, добро и скрыто... И какое же разочарование! Ничего, кроме ругани! Никакой полезной информации: только безпредметное, безтолковое поливание грязью! Одна вода - точнее, одни помои! Видимо, Ленин никогда религию не изучал, никогда о вере не задумывался, а только ненавидел её нутром, - и это всё.
Ладно, решил я, без Библии тут не обойтись. И вообразите только себе: едва я так решил, как какой-то священник на улице подарил маме Библию! Знаете, такую - финского издания, малого формата, на папиросной, тончайшей бумаге, - но перевод канонический, Синодальный. Знаете, конечно! В нашем поколении многие с таких Библий начинали! И уселся я за чтение. Как человек добросовестный, решил читать с первой страницы до последней. Ну и хлебнул я горя! Ещё Книга Бытия - куда ни шло, более или менее понятно, но дальше: Числа, Судьи, Паралипоменон!.. Отложу, бывало, книгу, измерю толщину страниц пальцами: нет, до Евангелия, до Христа ещё читать да читать... Вы представляете, что это за труд для неготовой души? Но я не сдавался. Я придумал себе такой порядок: сижу за Библией, пока голова не начнёт пухнуть, а потом беру - знаете что? - сборник сказок народов мира. Почитаю денёк сказки - в голове всё уляжется, и снова возникает желание сесть за Писание. И так одолел всю книгу.
Но вы же понимаете: от Библии до храма дорога не близкая! Сектанты вон читают Библию, читают, а к подлинной вере так и не приближаются. А меня же словно отталкивал кто от церкви. В свою родную, Рождества Богородицы - и носа не показывал! Разве иногда в Гатчине, где меня никто не знал, забежишь на минутку в Павловский собор - и скорее назад! Но любопытство всё-таки жило в душе. Однажды на Успение зашёл в храм - и тут откуда ни возьмись появляется какая-то женщина (это регентша была, как я потом узнал) и хвать за руку железной хваткой: "Пойдёмте, пойдёмте, нам помощь нужна: вы же хорошо читаете - будете читать для нас Евангелие". Я не смог устоять перед таким напором, но в душе всё сопротивлялось: как это? я стою посреди церкви?! я читаю вслух Евангелие?! - бежать, скорее бежать!!! Но не убежал. Потом мне регентша говорит: "Вот спасибо! Приходите ещё!" - "Да, да, - бормочу, - приду обязательно..." - а сам думаю: "Да никогда в жизни! Да ноги моей здесь не будет!" Однако... Вот, видите сами, чем всё закончилось. Был в Рождествене церковным сторожем, был псаломщиком, чтецом, ну и наконец...
Как здесь, в Бегуницах, стал настоятелем? Тут история такая: бегуницкий храм во имя Архистратига Божия Михаила открылся в 90-х, но постоянного священника здесь не было. А прихожанки наши - они знаете какие активные? Кто-то им посоветовал писать прошение владыке, так они завалили епархию письмами! И сами в Питер приезжали не раз. Их уже в лицо стали узнавать: "Ах, это бегуницкие идут! Будет вам батюшка, будет, подождите только!" И тут как раз моё рукоположение случилось. Уж как они обрадовались, что теперь у них свой батюшка есть, хоть и молодой! Теперь, как собираюсь куда ехать, они уже бегут: "Вы, отец Леонид, куда? Вы не насовсем от нас?" А мне о таком и подумать невозможно: я с 2001 года тут уже корни пустил, мне здесь всё родное, как отсюда ехать?
И правда: очень хорошее место. У нас даже если человек считает себя твердокаменным неверующим, он церковь хулить не будет и к нам относится хорошо. Это меня Господь пожалел: по слабости моей да по неопытности послал такой приход: прихожане сильные, горящие верой, население дружелюбное - служи и радуйся!
А храм не так чтобы очень старинный. Его князья Волконские строили в середине XIX века. Строили-строили, да как-то всё достроить не могли. Ехал однажды по нашей дороге сам царь Александр II. Смотрит: начато строительство храма да заброшено. Пожелал остановиться, узнать, в чём дело. Денег нет? Ну вот вам деньги! Если какие вопросы будут, прямо ко мне обращайтесь! - и дальше поехал. Так с царской помощью и достроили храм и один из приделов освятили во имя царского святого покровителя Александра Невского. Ну, конечно, закрывали храм большевики... Причём довольно рано его закрыли, когда в прочих храмах ещё и не думали, что их та же судьба постигнет. Нашёлся, представьте, какой-то жук - письмо написал куда следует: "Мы, мол, тут, в деревне, хотим культурно развиваться, постигать революционную премудрость, а как это сделать, если под носом рассадник мракобесия?" И закрыли нас... И сперва, как водится, устроили в храме клуб. Вот, где алтарь, - тут сцена была. Но вышла незадача: икону, написанную прямо на стене, замазали масляной краской, а она возьми да проступи опять! К каждым советским праздникам её замазывают, а она снова проступает: не очень ясно, но разглядеть можно без труда. Так и не могли ничего поделать с ней, и после войны уже переделали клуб в тракторную мастерскую, алтарную стену вовсе снесли, чтобы был проход для тракторов, всё запачкали, закоптили... Вы не поверите: тут от пола до потолка всё черным-черно было. Службы шли там, где сейчас трапезная... А сейчас - да, чисто, красиво... Ну так я же вам говорю: у меня прихожане очень хорошие - им и приказывать ничего не надо, они сами всё сделают, я смотрю только...
Когда службы начались, приходит какой-то дядечка... "У меня, говорит, мать старенькая помирает... Сюда меня прислала... у неё кусочек есть от вашей церкви, так она отдать его хочет..." Как это - кусочек от церкви? - "Да вот, взгляните!" - и протягивает мне дощечку. Её, видимо, выломали из алтарной двери, на ней чей-то лик написан - ну как разберёшь, чей? И тут видим надпись: Архангел Михаил. Вот оно что!.. Сам Архистратиг к нам явился, благословляет нас, ободряет, говорит: "Это я вернулся! Я снова с вами!" Сейчас эта дощечка у нас на почётном месте, на особом аналое...
Строимся, восстанавливаемся потихоньку. Сейчас, конечно, цари по нашей трассе не ездят, чтобы, значит, помощи у них попросить, но помощники всё-таки и без того есть, слава Богу: и в совхозе нашем, и в администрации, и даже в соседней колонии. Мы туда приезжаем время от времени: ох как жалко тех, кто там сидит! Как им вера нужна! Они, конечно, молчат, сами не скажут, что душа у них тоскует, но только заведёшь с ним разговор - и у него сразу столько вопросов появляется, и чем дольше разговор, тем больше вопросов... Они уже бригадку свою сколотили, чтобы нам помогать: с удовольствием ездят на работу. Но не все, конечно: есть там группа таких, которые, хоть и помирают от безделья и скуки, а за работу ни за что не примутся... Странные люди. А когда бригада работает здесь, то наши прихожане ими и руководят: у меня золото, а не прихожане. Живём с ними очень дружно; как у кого из наших именины - обязательно собираемся все вместе в трапезной, празднуем, как положено. Помню, на недавних именинах кто-то сказал такой тост: "Хочу, говорит, поднять эту чашку чая за то, чтобы всех нас отпели в нашей родной Архангельской церкви, да и под звон колоколов!" Это намёк: чтобы, значит, поскорее колокольню батюшка возводил. Ну что ж, будем стараться. У нас и план есть старинный, подлинный, мы знаем в точности, как наш храм выглядел в прежние времена, так что дело за малым: начать да кончить. Сделаем, всё сделаем, будьте уверены.
Записал Алексей БАКУЛИН
Адрес храма во имя Архистратига Михаила: 188423, Ленинградская область, Волосовский район, деревня Бегуницы. О. Леонид Трофимук. Т. 8(813-73) 51-883. Доехать можно от ст. метро Автово на автобусе.
http://pravpiter.ru/pspb/n191/ta009.htm