Такой неожиданный ответ известного французского академика имеет исключительное значение. Мориа - римокатолик, человек западной культуры, полагает надежды не на западную цивилизацию и ее плоды, как можно было бы ожидать, но на веру, которая просыпается в распятом православном русском народе. Вероятно, перед смертью он почувствовал всю притягательность Православия и был не единственным в Европе, кто ощутил эту его исключительную силу.
Православие на Западе долго оставалось в забвении, если не сказать - в презрении. Для того чтобы Запад оказался способен понять, что за сила заключена в кажущейся "неэффективности" восточного православного христианства, должны были произойти огромные потрясения и в истории западной цивилизации, и в истории православного Востока.
В Новом Завете мы находим вопрос, который, как нам кажется, человек западного менталитета, сформированного протестантским и римским христианством, веками задавал христианскому Востоку, - Нафанаил задает его апостолу Филиппу. После того, как апостол Филипп рассказывает Нафанаилу о том, что они нашли долгожданного Мессию, тот удивленно спрашивает: "Из Назарета может ли быть что доброе?". Филипп говорит ему: "Пойди и посмотри!". И после встречи с Христом Нафанаил восклицает: "Равви! Ты - Сын Божий, Ты - Царь Израилев!" (Ин. 1, 43-49).
Подобное недоуменное отношение к Православному Востоку было характерно для культурно развитого Запада на протяжении многих столетий: с Востока, униженного, истоптанного турецким, татарским игом, а позже - современной атеистической идеологией, - может ли быть что доброе?!
"Золотой телец" современности
Многие разделяют это мнение и сейчас, а такой вопрос, к сожалению, часто можно услышать и от представителей самой восточной культуры, воспитанных на почве Православия, но утративших свое историческое самосознание, поклонившихся "золотым тельцам" и идолам современной цивилизации, страдающих комплексом неполноценности перед преходящими авторитетами сего мира. Так повторяется история, уже случившаяся однажды на Синае с Моисеем и его народом: пока пророк принимал от Бога Откровение Вечной Истины и Закон, народ его в долине кланялся золотому тельцу, забыв и своего вождя Моисея, и Бога, Которого он исповедовал и Которому служил.
На все эти недоумения и сомнения православный Восток и прежде, и теперь отвечает словами апостола Филиппа: "Пойди и посмотри!".
И в самом деле, каждый, кто с сердечной чистотой Нафанаила приходит к Православию и православному Христу, рано или поздно повторит его слова: "Равви, Ты - Сын Божий, Ты - Царь Израилев!".
Человек без веры - дерево без корней
В чем же заключена эта притягательная сила Православия? Что его поддерживает и хранит, что вечно его возрождает? Суть, сердце Православия, его непобедимая сила сокрыты именно в этом дивном и единственном лике Христа, Сына Божия, с Которым встретился Нафанаил и тысячи других людей после него. Главная забота Православия была о том, чтобы через всю свою историю пронести и сохранить этот неизъяснимо прекрасный лик евангельского Христа и правильно прославить Его.
Что такое Православие? Уже само слово - Православие - свидетельствует его правоту и правильность прославления Христа как совершенного Бога и совершенного Человека. Православие - истинное прославление Бога в человеке и человеком; прославление человека в Боге и Богом; прославление Его непреходящей вечной славы, той славы, которую уготовал Господь от века любящим Его. Православие суть истинная вера и добродетельная жизнь, полнота жизни в добродетели и вере, явленные и воплощенные в удивительной личности Иисуса из Назарета. Истинные вера и добродетель неразделимы между собой, так же, как Бог и человек неразделимы в Самом Христе. Так же, как дерево без корней не может расти и плодоносить, так и без истинной веры не может быть плодоносной жизни.
Святая закваска
Чудный образ Христа Спасителя, соединяющий в себе истинную веру и истинную жизнь, и спасение мира, хранился и хранится, присутствует и вечно действует в Церкви. Христос - глава Церкви, а Церковь - Его живой Богочеловеческий организм. Церковь - святая закваска, она взращивает человека, в ней сила Преображения неба и земли в новые небо и землю. На протяжении всей истории христианства существовало множество общин, считавших себя христианскими, между тем, только та историческая община, во имя Христово собранная, которая хранила и хранит истинную веру во Христа и жизнь во Христе, может быть названа Истинной Церковью, т. е. Православной Церковью.
Как Христос один, так и вера одна, и Дух Святой, животворящий и исполняющий, и крещение - "едино", так и Церковь - одна. Как Христос не может раздвоиться и разделиться, так и Его Церковь, Его Тело святое, не может раздвоиться; можно отделиться и отпасть от нее, но разделить невозможно. И отпадают от нее все, кто искажает истинную веру, уродует неподдельный светоносный образ Христа Богочеловека, извращает Его святое учение.
Восточный родник Церкви
Православная Церковь, называемая еще и Восточной (к которой мы принадлежим), на протяжении всей своей истории старалась сохранить этот святой образ и свидетельствовать о вере, свидетельствовать и хранить истину о Боге и человеке, открытую Самим Богом в личности Богочеловека Христа, без Которого нет и не может быть спасения никакой живой твари.
Это единство Церкви и Богочеловека Христа подтверждается и другим ее названием - "Восточная" (по-сербски слова "Восток" и "Исток" звучат одинаково), под этим, как правило, подразумевается географическое понятие, т. е. место ее исторического пребывания. Но сейчас, когда Православная Церковь разбросана по всем континентам, такое название уже не соответствует ее фактическому положению. В этом определении нет каких-либо специфических особенностей религиозности христианского Востока. "Восточная" - прежде всего та, которая от "Истока", Источника, родника. Восток - Сам Христос, Исток - Источник всего существующего; место, где рождается солнце - Христос, "Солнце правды", Альфа и Омега, Начало и Конец, всего того, что есть.
Следовательно, "Восточная Церковь" - Христова Церковь, истинная, непобедимая, вечная. Церковь - единая и святая, апостольская и соборная. Единая, потому что полагает основание на едином Боге Отце, Сыне и Святом Духе, святая, потому что призвана наполняться святостью единого Бога, "единого Святого". Апостольская, потому что стоит на проповеди и предании двенадцати апостолов Христовых, апостольском преемстве. Соборная, потому что собирает в себе, соединяет Бога и человека, людей и ангелов, всё Божие творение, призывает всё и вся войти в ее святое общение. Призывает все народы земные стать единым народом Божиим, чтобы все "были едино", как Отец и Сын, и Дух Святой, сохраняя при этом свои особенности, свои дары. В этом заключены соборный, кафолический, вселенский характер Церкви и её историческое призвание.
Церковь - вечно молодая и вечно современная
Все эти свойства и такой характер делают Православную Церковь современной всегда, она и во всяком времени, и вне времени. Еще в прошлом веке великий русский православный богослов Алексей Хомяков справедливо отметил, что Церковь не является некой авторитарной властью. Авторитет - это нечто внешнее, а власть всегда несет в себе насилие, Церковь не обладает ни видимой властью, ни внешним авторитетом. В Православной Церкви существует свой порядок, устав, но порядок и власть - не одно и то же, Православная Церковь ни разу не поддалась искушению господством и властью. Главные ее цель и призвание - нести свет и святость, спасение миру. Она существует в мире не для того, чтобы мир служил ей, но чтобы послужить миру, и, подобно Христу, приносить себя в жертву "за жизнь мира". И каждый, кто живет ее соборной, вселенской жизнью, жизнью жертвенной Христовой любви и единства в Духе, становится истинно воцерковленным, церковным существом, соединенным с Христом Богом и ближними своими нераздельным единством. Господь основал Свою святую общину, т. е. святую Церковь, на самоотверженной любви, взаимном уважении, смирении и терпении, и там, где их нет, нельзя говорить о настоящей Церкви. И Сам Христос, как основатель Церкви, явил, воплотил в Себе и жертвенную любовь, и смирение, и терпение. Из любви к людям Он принял распятие и мученическую смерть, отдал жизнь за ближнего Своего, оставив Своей Церкви пример смирения и жертвенности.
В свидетельстве и исповедании такой святой любви заключены вечная современность и вечная молодость Церкви Христовой. Христос как вечная Любовь - ее единственный неизменный путь. Своей Любовью Он зовет каждого уверовать в Него, войти в Церковь, принять Святое Крещение и стать "древом масличным в духовном раю" Церкви (о святом Савве говорится, что он чад своих, сербский народ, посадил как "древо масличное в духовном раю").
Перевод Светланы Луганской.
сайт "С любовью к Сербии"
Продолжение следует.
Из книги "Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович). Основы православного воспитания".
http://www.taday.ru/text/229084.html