Нарва - мостик между Эстонией и Россией, самое пограничье, и где, казалось бы, как ни здесь должен встать памятник одной из ярчайших фигур русской истории. Может быть, хоть тогда появится некий ключик к уважительному отношению эстонцев к истории великого соседа - России? На одной злобе и антипатии построить добрососедство невозможно. Нельзя же, право, обсасывать "кость ненависти" бесконечно? Да и опасно это: вдруг да и застрянет в горле...
Но это - соображения со стороны. А жителям и властям Нарвы изнутри - виднее. У них могут быть и свои резоны, еще более серьезные, чем те, о которых сказано выше. Да и потом - Эстония вроде как демократическая страна: приняли горожане решение ставить памятник - это их дело. Ан, нет! Чуть в Таллине прослышали про Петра - тут же на авансцене возник неутомимый борец с "русским деспотизмом" премьер "демократической Эстонии" мистер Ансип. И повел свое "Нарвское сражение".
Перво-наперво он объяснил народу, почему ставить памятник царю Петру нельзя. А нельзя, оказывается, потому, что был этот Петр Алексеевич сущим ворогом.
- У меня нет оснований уважать Петра Первого, - кипятится премьер. - И я думаю, что у жителей Нарвы тоже нет причин быть благодарными Петру Первому. Речь идет об убийце и завоевателе, монументу которого нет места на эстонской земле...
На самом деле понять г-на Ансипа можно: царь Петр - обидчик шведской короны, а огорчать "тре крунур" неприятными воспоминаниями о былых поражениях сегодня никак нельзя.
Во-первых, потому, что шведские банки держат двумя руками за уши всю эстонскую экономику (впрочем, как и всю остальную прибалтийскую).
Во-вторых, вся идеология сегодняшнего Таллина поставлена на рельсы шведофильства: как, де, жили хорошо при шведах, до окончания Северной войны, когда царь Петр к России присоединил.
И, в-третьих, нынче Эстонию и Швецию объединяет не только средневековая история, но и нынешняя: как в Эстонии, так и в Швеции немало русофобов.
Подобная, как сказали бы психологи, актуализация сознания, видно, и двигает г-ном Ансипом, заставляя его презреть всякие там демократические нормы и давить на Нарву и ее жителей, вознамерившихся поставить в своем городе нового Медного всадника.
Вот если бы эти "русскоязычные" вздумали поставить памятник шведскому королю Карлу XII, которого в итоге Северной войны царь Петр побил - это было бы другое дело. Под это г-н Ансип мог бы в шведских банках и новые кредиты взять - помочь, так сказать, горожанам в их хорошем начинании и одновременно от этих кредитов что-то отщипнуть для себя. Чтобы ни полушки не пропадало.
Кроме того, можно было бы пригласить на открытие памятника Карлу еще одного его большого поклонника и друга г-на Ансипа - украинского президента г-на Ющенко, да вместе обрушить гнев на Москву и москалей.
А еще лучше было бы, если бы жители Нарвы захотели поставить памятник ветеранам дивизии "Ваффен-СС", милой чуткому сердцу эстонского премьера своим арийским духом и нетерпимостью к врагам Рейха. Стояли бы эти каменные эсэсовцы с Железными крестами на груди на нарвской площади и внимательно так смотрели бы на восток, напоминая москалям о своей несгибаемой ненависти к русским. А по праздникам около памятника маршировала бы арийская эстонская молодежь и вскидывала руки в традиционном приветствии: "Зиг хайль, Эстония!". А потом шла строем к избирательным урнам и незамедлительно голосовала бы за г-на Ансипа и пела "Хорст Вессель".
А если уж нарвские чистоплюи не захотели бы увековечить память эсэсовских ветеранов, могли бы проявить инициативу и соорудить в городе памятник г-ну Бандере с г-ном Петлюрой. Те тоже прославились ненавистью к москалям и тем нынче востребованы.
Было бы тогда радостно и эстонскому премьеру, и украинскому президенту, и всем другим русофобам.
Вот только эти "русскоязычные" все талдычат про памятник Петру. Есть у них и заводила на сей счет - председатель городского собрания Нарвы Михаил Стальнухин. Словно подтверждая свою стальную фамилию, он все стоит и стоит на своем: "Будет памятник Петру Великому в нашем городе!".
Вот и приходится г-ну Ансипу из кожи лезть, чтобы такое безобразие не случилось. Оттого и воюет с Петром аки шведский король Карл.
В конце концов, имеет право г-н премьер на свою "нарвскую победу", чтобы еще раз напомнить москалям про их проигранные сражения? Да вот только если г-н Ансип все время твердит, что Эстония - свободная и демократическая страна, что же он так глушит инициативы демоса? Тут ведь скидки на политическую необходимость в русофобии проходить не должны: демократия - она и в Африке демократия.
Или, как всегда в современной Эстонии, "русскоязычный демос" - не в счет?
http://stoletie.ru/tekuschiiy_moment/strasti_po_petru_2009-09-29.htm