Улыбка сквозь грусть

0
199
Время на чтение 8 минут
Художник Николай Пимоненко родился в сельской местности в... городе Киеве. Были когда-то по окраинам мегаполиса совершенно гоголевские казацкие хутора. Расположенные вдалеке от больших дорог, затерянные в байраках россыпи хат, огородов, садов - их даже предместьями никто не назвал бы.

Среди такой сельской округи особенную роль в истории культуры сыграли местности Приорка и Куренёвка. Там жило необычайно много знаменитостей. И многие художники рисовали украинские хаты именно в этих живописных долинах за Подолом. Именно с Приорки 1860 х годов происходил и герой нашего повествования.

Начало

Сыну иконописца Николке Пимоненко повезло. Мальчику не пришлось мучаться с выбором жизненного пути, профессии. А между тем, родился он в весьма бедной семье в обычной сельской хате.

Но уже с детства мальчик ездил с отцом, расписывавшим сельские храмы Киевщины, растирал ему краски, грунтовал доски, заодно обучился от него грамоте. Вскоре и сам Николка начал делать пейзажные и портретные зарисовки. Выходили они на удивление совершенными. Потому отец отдал его на учёбу в одну из окраинно-киевских иконописных школ.

А уже там талантливого ученика заметил директор незадолго до того основанной киевской Рисовальной школы Николай Мурашко - и забрал его в свою школу. И хотя обучение там было платным и взносы эти были бы неподъёмными для Николкиного отца - но, видя необычайный талант мальчика, Мурашко уговорил мецената своей школы мультимиллионера Терещенко взять Пимоненко в ученики бесплатно.

Киевская Рисовальная школа 1870 х - 90 х годов была высококлассным учебным заведением для подростков. Благодаря организаторскому таланту Мурашко и немалым средствам школа быстро обзавелась замечательными скульптурами, картинами и другими произведениями искусства, которые предстояло зарисовывать ученикам. Была прекрасно налажена связь с Петербургской академией художеств, которая позволяла лучшим ученикам школы Мурашко продолжить обучение в самой Академии. Менее успешные ученики могли получить от столичного вуза государственный диплом, дающий возможность преподавать в школах.

Николай Пимоненко воспользовался обеими этими возможностями. Уже через три года обучения семнадцатилетний "школяр" становится учителем рисования. А ещё через три года его экзаменационные картины принимает Петербургская академия, зачисляя юного живописца в свои студенты. И вот уже недавний хлопец из сельской хаты переезжает в центр столицы Российской империи, да ещё и для учёбы в одном из славнейших вузов мира.

Отец-иконописец в напутствие Николке сказал: "Видишь, как Бог тебе помогает - и талант дал, и самых нужных людей послал, чтобы таланту дать ход. Теперь, значит, жди испытаний".

Обретение

Испытания не заставили себя ждать. В Петербурге Николай был сильно удручён безденежьем, голодом, безуспешным поиском подработки - и если бы не финансовая помощь, присланная меценатом Терещенко, учиться ему вообще не пришлось бы. А вскоре юношу постигла "болезнь бедноты" - туберкулёз, - который за полтора года, стремительно прогрессируя, едва не свёл его в могилу. И хотя Пимоненко стал одним из лучших студентов, получил несколько золотых и серебряных медалей (тогдашний способ оценки ученических картин), однако перед лицом неминуемой скоропостижной смерти Николай вскоре покинул северный край и вернулся в Киев.

Впрочем, его преподаватели, прежде всего Илья Репин и Владимир Орловский, были настолько высокого мнения об уровне пимоненковской живописи, что и не считали дальнейшее очное обучение для него обязательным. Киевлянину разрешили просто присылать свои полотна на выставки Академии в качестве экзаменационных работ - что он и делал в течение 7 лет, пока не получил диплом живописца.

Таким образом, судьба вернула Николая в Украину, как бы подчеркнув, что настоящая тема его творчества - здесь. А через несколько лет после приезда из Питера судьба сделала ещё один царский подарок начинающему художнику и педагогу. В Киев вернулся и Николкин петербуржский преподаватель - профессор живописи Владимир Орловский, сын помещика Киевской губернии. Дело в том, что Орловский писал настроенческие сложно-колористические пейзажи, чаще всего украинской природы (его называли "охотником за солнцем"). А общественное мнение того времени было покорено передвижниками, ценившими в картинах социальную или психологическую идею и отвергавшими любое "безыдейное" искусство. И вот, не ужившись с передвижниками, Орловский под предлогом того же туберкулёза поселился в родном Киеве - к счастью двух своих студентов-художников, выходцев из сельской Приорки, Пимоненко и Светославского. Оба они становятся друзьями Орловского, пользуются его библиотекой и советами, фактически, продолжают обучение у профессора на дому.

Впрочем, была и другая, не менее важная причина частых визитов. Два талантливых юноши-живописца влюбились в юную дочку своего наставника, Сашу Орловскую. Светославский сделал предложение первым и получил отказ - Саша ответила, что любит другого, Николая Пимоненко. Вскоре состоялась и свадьба. Началась двадцатилетняя счастливая семейная жизнь. Все эти совместные годы семья Пимоненко прожила в одной усадьбе с Владимиром Орловским.

Так маленький особнячок с совсем миниатюрным садом на киевской улице Гоголевской стал настоящим эпицентром развития украинского искусства. Причём сразу двух его главных направлений - убеждённый передвижник, живописатель эмоций народной жизни Николай Пимоненко прекрасно уживался со своим тестем, категорическим "антипередвижником", эстетом-лириком Орловским. По воспоминаниям Александры Пимоненко, её муж и отец "много спорили по вопросам искусства, но во многом соглашались".

На совместных выездах в подкиевское село Малютинка один художник зарисовывал эпизоды крестьянской жизни, а второй - водно-лиственную и полевую красу. Результат - почти на всех зрелых пимоненковских работах герои помещены в яркий пейзажный фон, и он светится пленэрной "французской" тональностью в духе живописи Орловского.

Зрелость

Основное место работы Пимоненко - Рисовальная школа Мурашко - полностью зависела от воли мецената Терещенко. А он к старости вдруг пожелал "добавить практической стороны" в программу учебного заведения - другими словами, преобразовать школу чистой живописи в училище декоративно-прикладного искусства. Сколько ни спорили Пимоненко (отдавший преподаванию в этой школе 20 лет) да и сам Мурашко со своим финансистом, но миллионер так и не смог понять, что картины и красивые бытовые изделия должны делать разные люди.

В итоге в 1901 году киевская Рисовальная школа прекратила своё существование. Впрочем, Пимоненко покинул alma mater ещё ранее, в разгар споров с меценатом - он мечтал создать школу живописи, не зависящую от непредсказуемых богатых личностей. Единственным выходом было организовать первое в Киеве государственное Художественное училище, что Николаю Пимоненко и удалось осуществить. Кроме того, его пригласили преподавать графику в новооткрытый Киевский политехнический институт, где он проработал многие годы до конца жизни.

Но, несмотря на немалую педагогическую нагрузку, художник продолжал писать замечательные полотна из украинской сельской, а также киевской городской жизни. Даже удивительно, как много успел сделать за относительно короткую (50 лет) болезненную жизнь этот трудолюбивый ироничный человек. При этом принадлежность Пимоненко к Товариществу передвижников способствовала феноменальной прижизненной популярности его работ - стократно большей, нежели в наше время. С передвижными выставками его картины объездили всю Россию; да и помимо того, огромными тиражами расходились открытки и журналы с репродукциями его полотен.

Хотя, конечно, популярность приносила и огорчения, отчасти курьёзные. Например, производитель алкоголя Шустов самовольно использовал репродукцию пимоненковского полотна "Додому" в рекламе, после чего художник подал в суд и выиграл дело. Кстати, одесский фабрикант рекламную кампанию проводил отнюдь не в сёлах - и то, что он взял картину, где в селе крестьянка со скалкой поджидает загулявшего шатающегося мужа, означает только максимально точное "попадание" киевского художника в атмосферу этой отечественной беды.

Однако при всех невзгодах, которые приносили художнику и бурные события 1904-1906 годов, и тогдашние сложности педагогического процесса, и безнадёжное состояние собственного здоровья, - всё равно, по словам мемуариста, "Пимоненко умел как-то в потаённой глубине своей грустной души всё время радоваться. Да он и проговаривался, что в радости жизни заключён смысл искусства или что-то вроде того. И в последний свой страдальческий год он, видимо, охватывая взглядом прожитое, изумлённо подчас глядел на свои творения как бы на чужие и как бы говоря: "Боже, ведь надо же, как много удалось!..""

Милый свет

Большинство картин Пимоненко отличается необычайной для крестьянской и мещанской тем динамикой, драматургичностью. Ведь что раньше, до него, писали художники в сёлах и на улицах? Неподвижные хаты и церкви; натюрморты пёстрого беспорядка дворов; народ в застывших позах, тоже напоминающий часть антуража.

У Пимоненко - не то. У него на больших работах главное - люди, и эти люди всегда действуют. Его картины - не просто "повествование о жизни", у него что-то вроде остановленного кадра киносъёмки. И останавливает он кадр не в кульминационную и важную для сюжета минуту - а в тот пронзительный миг, когда максимально возможно почувствовать, как изображённое действие развивалось "до картины" и как оно продолжится "после картины".

Кроме того, вопреки распространённому мнению, сюжет в работах Пимоненко не завязан на сельских украинских или киевских реалиях жизни. На самом деле, художник берёт психологические нюансы, свойственные любому обществу и интересные каждому человеку, - и просто выписывает их в том антураже, в котором он эти нюансы подсмотрел. То есть - в селе под Киевом или на улицах Киева.

Другими словами, эта живопись, наполненная образами селян, совсем не преклонение перед "мужицкой правдой", не "шароварничество" и не социальная критика. Это, скорее, ближе к прозе Чехова - набор психологических положений, в которых важна душевная атмосфера вокруг людей и их действий, а отнюдь не внешняя материальная составляющая. Например, бесконечные пимоненковские свидания и провожания юношей и девушек (картины "Идиллия", "Не жартуй", "У колодца" ("Соперницы"), "По воду" и многие другие) могут заинтересовать современного зрителя не сельской одеждой героев и соответственным фоном - а тонкой передачей переживаний и настроений молодых людей. Кстати, и хрестоматийное "Святочное гадание" Пимоненко интересно именно тем, что в нём нет ничего от гадания и его полуязыческой мистики - а есть только две девушки, неотразимо красивые в своей увлечённости. Даже многофигурные композиции Пимоненко (например, "Выход из церкви" и "Страстной четверг", "Пасхальная заутреня в Малороссии", "Свадьба в Киевской губернии") интересны не этнографической составляющей, а замечательной индивидуальностью поз и образов каждого из многочисленных героев. Достаточно в эти полотна пробиться взглядом "сквозь" внешнее, сельское - и можно поразиться наблюдательности художника, запечатлевшего множество психологических моментов, знакомых многим из нас. Причём моментов самых неуловимых, воздушных, микроскопически тонких, не укладывающихся в слова.

Даже если художник берёт нарочито идейный сюжет - выхваченный Пимоненко эпизод всё равно бередит душу зрителя. Например, реальное событие, ставшее всемирно известным благодаря картине "Жертва фанатизма" - еврейская девушка из волынского Кременца полюбила украинца-православного, за что была избита до полусмерти (в конце ХІХ века!) собственной иудейской общиной. И огорчают, и ранят нас столь резко обнаруженные человеческие трагедии. Именно в пробуждении неравнодушия к чужой беде видели свою главную задачу многие передвижники.

Впрочем, такие безулыбчивые, чисто протестные работы, как "Жертва фанатизма", редки в наследии Пимоненко. Почти всегда, в отличие от полотен большинства коллег, есть на картинах этого художника кроме грусти ещё и мощный заряд упования, небезнадёжности, доброй усмешки и даже ласковой иронии. Он умел дать оптимистическую чёрточку рядом с вызывающей грусть. А особенно художник любил центральную композицию своих картин обволакивать, освещать неудержимо жизнерадостным общим пейзажным фоном, каким-то (другого слова не подберёшь) милым светом отовсюду. Сколько крестьянок, крестьянских детей, ярмарок и сенокосов успел он таким светом окутать!

К счастью, у киевлян есть замечательная возможность воочию видеть добрую половину этапных работ этого живописца в Национальном музее украинского искусства. Всмотреться и "прожить" полотна Николая Пимоненко - вот, может быть, точнейший и тончайший путь к пониманию неповторимого спектра украинской души.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/ulybka_skvoz_grust.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Кочевых
Все статьи Олег Кочевых
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06