Человек эпохи Возрождения

0
114
Время на чтение 7 минут

В поселке Хвалынского района с поэтичным названием Возрождение нет меловых гор и сосновых лесов, деревянных домиков и узких уютных улочек — нет всего того, с чем у настоящего горожанина связано представление о сельской идиллии. Зато есть руины завода железобетонных конструкций, извилистая широкая дорога, асфальтированная почему-то только до воображаемой середины, несколько пятиэтажек, школа. Самое новое и прекрасное в поселке — это ярко-синий купол православного храма, который виден почти отовсюду. И именно туда ведут все дорожки и улочки в Возрождении.

Ни одного равнодушного лица

Настоятель храма в честь Успения Божией Матери священник Виталий Колпаченко «встречает» нас еще на трассе «Саратов-Сызрань» — телефонным звонком. Интересуется, все ли в порядке, благополучно ли едем, успеем ли к Божественной литургии. Успеем, конечно. Всегда приятно приезжать вовремя, когда так ждут — как самых дорогих друзей.

Едем уже по полям, мимо редких кустов — вдали виднеются серые домики. Это и есть поселок с оптимистичным названием.

На небольшой площади, если можно так назвать пустырь, который только-только начал обустраиваться, стоит храм в честь Успения Божией Матери — как корабль у пристани. Одноэтажное белое здание с колокольней окружено символическим заборчиком с калиткой. Навстречу выбегает пожилая женщина с добрыми, любопытными глазами (потом выясняется, что она хозяйствует в церковной лавке):

— Лидия Ивановна я. Батюшка уж начал, идемте скорее!

При этом успокаивает нас:

— Не волнуйтесь, вы всего минут на пять задержались.

В светлом, просторном храме очень много людей. Непривычно много для сельской церкви. Тут и бабушки в нарядных платках с люрексом, и девушки в кокетливых газовых шарфиках. Как настоящее чудо воспринимаются молодые папы с детьми — с двумя, тремя. Стоят и молятся рядом мамы...

И вот отец Виталий — он служит один, без диакона — провозглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем!» — и начинается общее пение Символа веры. Это пение поразительно: не робкое повторение знакомых слов, а торжествующая песнь, песнь веры и радости. Слышатся даже русские народные мотивы — не по нотам, зато от всей души…

Во время литургии концентрация внимания в храме такова, что кажется: молящиеся — подсолнушки, а батюшка — солнце. Во время проповеди — посвященной тому, что Бога нужно благодарить за все, и за горькое, и за сладкое,— ощущается всеобщее живое понимание: нет ни одного равнодушного лица, скучающих глаз.

— Во время проповеди кажется, что отец Виталий специально для меня ее говорит: настолько близко все,— такие слова в разных вариациях произнесут потом многие прихожане Успенского храма.

Украшение Возрождения

Возрождение — поселок сравнительно молодой. На карте Саратовской области он появился в 1950-х годах. Как раз тогда здесь упразднили колонию-поселение для политических заключенных: хрущевская оттепель «разморозила» и эти места. Сюда стали переселяться жители волжских сел, затопленных при строительстве ГЭС. В Возрождении был выстроен завод с по-советски энергичным названием «Электрофидер»: здесь делали распределительные устройства для электросетей, по которым шел ток, вырабатываемый на ГЭС. Взрослые трудились, а дети ходили в школу — единственную в поселке. Кстати сказать, долгое время школа была одним из культурных центров Возрождения — не раз она признавалась лучшей в Хвалынском районе. А в 2002 году в поселке появился православный храм.

— Когда я приехал в Возрождение и пришел в администрацию, люди там словно ждали меня,— рассказывает отец Виталий.— Они говорили: «Наш поселок — как черная дыра, ничего у нас не получается. Может, построим храм — все изменится?». Интуитивно люди понимали, что без Божией помощи ничего не выйдет доброго. И приходить на службы сразу стали многие — это было естественно и просто, ведь жажда духовного созидания сильнее, чем физический голод.

Когда-то в здании церкви был детский сад. Но об этом помнят довольно смутно — например, Сергей Калистратов, помощник отца Виталия по строительству, удивленно и радостно рассказывает, что ходил в «этот садик», когда был маленьким, а в 18 лет там же, но уже в храме, впервые исповедовался и причастился.

Успенская церковь — украшение поселка, причем не только внешнее. Об этом говорят все жители Возрождения, которые ходят в храм.

— Церковь нашу видно издалека в поселке — многоэтажек-то мало. И тем, кто в храм пока не ходит, купола и звон колоколов напоминают о вечном, о душе,— говорит завуч школы Татьяна Федоровна Усикова.— Церковь наша объединяет всех: от малышей, которые принимают здесь Таинство Крещения, до тех, кто покинул этот мир — отец Виталий отпевает их, провожая к Богу. Храм — это и центр духовной жизни нашего поселка, и центр помощи, настоящей, так часто необходимой.

Да, приход в Возрождении — настоящая семья. Одна из постоянных прихожанок, Наталья Павлова, рассказывает:

— В храме нашем чувствуешь, что тебя любят. И ты тоже учишься любить. Благодаря молитвам батюшки, его стараниям, наставлениям мы тихонько идем к Богу. Хожу в храм вместе с сыном — он идет сюда с удовольствием, сам.

В большие праздники — на Рождество, Пасху — прихожане в церкви устраивают чаепития, общаются между собой. По четвергам отец Виталий проводит беседы со взрослыми, показывает фильмы.

Настоятель на вопрос о том, трудно ли церковь строить на пустом месте, отвечает так:

— Церковь построить или восстановить — гораздо легче, чем помочь преобразиться человеку. Радость большая, когда человек меняется по благодати Божией. Именно ради спасения человека Христос на землю приходил…

Педагогический талант отца Виталия

А ведь и правда: за те шесть лет, что храм стоит в Возрождении, многое в поселке изменилось. С водоснабжением были проблемы — их не стало. Пятиэтажный дом достроили, железнодорожную ветку для электричек по маршруту «Саратов-Сызрань» недавно открыли, реабилитационный центр для инвалидов появился. Когда-то поселок занимал первое, но непочетное место в районе по числу правонарушений — сейчас пошел спад криминальных настроений: об этом свидетельствует начальник районной милиции, да и сами жители.

А с нового учебного года в школе появился новый учитель истории. Только обращаются к нему — не по имени-отчеству, как обычно к учителям, а так, как принято обращаться к священнику. Ничего удивительного: отец Виталий — выпускник исторического факультета университета.

В пятом классе — урок истории Древнего мира. Священник быстро передвигается между партами, жестикулирует и громко говорит. Дети слушают его очень внимательно — о Египте послушать интересно, учитель хороший. Уроки проходят в форме соревнования между командами. В конце четверти батюшка обещал наградить команду-победительницу замечательной книгой — энциклопедией.

— Когда отец Виталий предложил нам такой эксперимент, мы немного растерялись. Но потом увидели, что дети в восторге. Класс батюшке достался не самый легкий — шесть девочек и девятнадцать мальчиков, но он нашел к ним подход: учит, играя. К тому же отец Виталий для них — знакомый человек, он и до того, как стал преподавать, был частым гостем в нашей школе,— говорит завуч.

По инициативе священника Виталия Колпаченко в районе были организованы курсы для учителей «Основ православной культуры», в Возрождение приезжают интересные люди. Например, поэт Светлана Кекова. А праздник славянской письменности и культуры проводился совместно с саратовским центром «Слово», его директором Людмилой Владимировной Лавровой… Да разве все перескажешь! Когда после службы педагоги остались, чтобы поведать журналистам о своем батюшке, они напоминали школьников, которые, перебивая друг друга, торопясь, рассказывают о любимом учителе, уважаемом человеке — человеке, от которого светло.

Человек из XIX века

Отец Виталий носит очки и острую бородку. У него открытое улыбчивое лицо и внимательные глаза. Внешне он похож на человека из XIX века — кажется, что именно такими были люди из прошлого. Сейчас таких совсем мало — спокойных и добрых, цельных, не раздваивающихся прямо посреди разговора.

Его энергия поражает — вот он разговаривает с прихожанами, потом бежит в трапезную, тут же занимается с нами, ни на минуту не выпуская из поля зрения старшего сына — семилетнего Георгия. Георгий — именно Георгий, никакой не Гоша, не Игорек, не Жора. Он очень серьезен. На вопросы отвечает сдержанно, рассказывая, что любит мастерить поделки из дерева, а в храме молится за папу, маму, сестру, всех родных. Только возможность подержать в руках настоящий «взрослый» фотоаппарат, сделанные первые кадры — церковь, папа и полосатый кот Барсик — делает его более разговорчивым.

А вот младшая улыбчивая Анна — везде вместе с мамой, матушкой Натальей, ожидающей третьего ребенка (пока верстался номер, в семье священника родилась еще одна дочь — Екатерина). Наталья сосредоточена и строга — она главная помощница батюшки.

Они с отцом Виталием познакомились в селе Благодатном, которое расположено недалеко от Возрождения: будущий священник работал там простым школьным учителем, а Наталья жила вместе с родителями. После рукоположения отца Виталия сначала прикрепили к саратовскому храму в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», а затем направили сюда — в Возрождение. Батюшка сам попросился — обещал перед хиротонией вернуться в родные места.

Отец Виталий вспоминает первые богослужения в еще пока не приспособленном под храм, холодном помещении:

— Было и холодно, и очень холодно, и совсем замерзал. Бывало, в валенках служил. Но люди все равно ходили в храм… Кроме Возрождения, у отца Виталия есть еще и поселок Северный, село Благодатное и село Поповка. В Северном восстановлен храм во имя святых равноапостольных царя Константина и матери его, царицы Елены — в бывшем имении графов Медемов. В Поповке батюшка сдвинул с мертвой точки процесс восстановления старинного огромного храма во имя святителя Николая Чудотворца. В Благодатном готов фундамент будущей церкви. Выходные у батюшки бывают редко.

* * *

В одном из уголков Успенского храма, между кабинетом батюшки и помещением класса воскресной школы, на ниточках висят-качаются три белых бумажных ангела: большой, поменьше и совсем маленький. Это Георгий вырезал. В ярком свете из окна силуэты ангелов смотрятся волшебно, добавляя радости в теплую домашнюю атмосферу церкви.

Еще один ангел живет в «жигулях» отца Виталия. Когда батюшка, провожая нас до трассы, выходит из машины, чтобы благословить, белые нежные крылья трепещут на прощанье…

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6834&Itemid=5

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Волкова
Ксеньины кирпичики
6 февраля Русская Православная Церковь вспоминает одну из самых любимых святых русского народа - блаженную Ксению Петербургскую
06.02.2015
Все статьи Наталья Волкова
Последние комментарии
Либеральная провокация!
Новый комментарий от Человек
30.10.2024 18:49
Под покровом Калужской Иконы Божией Матери
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.10.2024 17:55
Всю эту погань нужно запретить!
Новый комментарий от Русский Сталинист
30.10.2024 17:53
Загадочные кадровые решения Синода
Новый комментарий от влдмр
30.10.2024 17:44
Почему мировое правительство взяло курс на уничтожение Православия
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.10.2024 17:36
Солженицын разрушал, а Распутин созидал Россию!
Новый комментарий от Константин В.
30.10.2024 17:25
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Ленчик
30.10.2024 17:22