itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Трое с площади Карронад»

0
270
Время на чтение 5 минут

Мы с сыном недавно посмотрели четырехсерийный фильм по книге Владислава Крапивина - «Трое с площади Карронад». Когда писалась повесть, я был ровесником ее героев, сегодня мой сын - ровесник героев фильма. И нам обоим понравилось это кино.

К писателю Крапивину я не был равнодушен никогда. В глухую позднебрежневскую пору его повести (я читал их в журнале «Пионер») буквально открывали иной мир, где жили смелые мальчишки и благородные девчонки (но мальчишек все-таки было гораздо больше), где были верные друзья, непонятливые докучные взрослые и настоящие приключения. И обязательно - паруса или шпаги, а еще лучше и шпаги, и паруса. Я помню, что даже ревел в подушку от того, насколько этот мир был так не похож на тот, в котором живу я сам... Ведь, наверное, где-то есть все эти прекрасные ребята, и как бы я хотел с ними встретиться! Может быть, в его собственном парусном клубе? Но он слишком далеко...

Так и осталось это двойственное ощущение: Крапивин говорит как будто бы о нашем мире, где всё, буквально всё такое, каким мы его знаем, но вместе с тем это все-таки сказка об Идеальных Ребятах. Кто-то обижается на Крапивина за эту сказочность, а кто-то спорит с ним - так, самая лучшая, на мой вкус, книга С. Лукьяненко «Рыцари сорока островов» есть не что иное, как возражение Мастеру: на самом деле дети не такие. Мальчики со шпагами могут быть жестокими, трусливыми или глупыми. Человек - падшее существо, и ребенок, даже еще не имеющий серьезного опыта зла, уже имеет склонность к нему.

Вот, пожалуй, чего на самом деле не хватало мне у Крапивина: его положительные герои были слишком положительными. Они могли быть слабыми, неумелыми, неловкими, но они никогда, ни за что не могли быть злыми. Зло всегда было внешним: хулиганы во дворе, пьяница-отчим, занудная и властная училка, может быть, даже слишком занятая устройством своей личной жизни мама, которая никак не хочет понять подрастающего сына... Наконец, идущие на город приступом враги или неразорвавшийся снаряд, лежащий в земле и готовый спустя полвека унести человеческие жизни. Это зло - простое и понятное, и настоящие мальчишки встречают его открытой грудью, под парусом, со шпагой, преодолевая липкий страх. И в конечном счете они победят, пусть даже кто-то из них и погибнет, но все увидят и признают эту победу.

Как созвучно это подростковому сознанию! Но сейчас, оглядываясь на затрепанные номера журнала «Пионер» из своего взрослого настоящего, хочу сказать этим мальчишкам, да и себе самому, тогдашнему: «Подождите, ребята, вы не знаете еще, что такое настоящее зло. Оно сидит внутри каждого из нас, и мы порой так легко сдаемся ему, а наши редкие победы бывают никому не известны. Вот с этим-то злом что делать, давайте подумаем - я ведь и сам еще толком не понял...»

Но будет ли справедливо упрекать Крапивина в том, что он нам об этом не сказал? Не думаю. Подростки вообще не склонны слушать такие вещи, им нужна ослепительно-яркая картина добра и зла, и чтобы на сторону добра можно было немедленно встать, и чтобы можно было победить. Если мы со временем не поняли, что в жизни всё не совсем так, то это скорее наша проблема: так и не сумели повзрослеть. Впрочем, гораздо хуже, когда дети взрослеют слишком рано, так и не приучившись на рефлекторном уровне отвергать явное зло... Став взрослыми, они придумают ему много оправданий, и если не поднимется в душе в переломный момент такой мальчишка со шпагой, не выкрикнет свое яростное «нет» - то грош цена такой взрослости.

Но вернемся к фильму. Во-первых, у нас, оказывается, еще умеют снимать актуальное детское кино! Конечно, спецэффекты совсем слабенькие, да и дети играют не всегда так естественно и прекрасно, как в фильмах, к примеру, Л. Нечаева, ну так ведь и масштаб, и бюджет теперь совсем не тот, что у «Приключений Буратино», или у голливудских блокбастеров. Но верность книге фильм хранит, насколько это возможно.

А насколько, в самом деле? Книга была написана 30 лет назад, в совершенно другом обществе. Создатели фильма не стали делать его историческим, и это правильно: иначе бы все это смотрелось как ностальгия по тем самым унылым советским временам, из которых крапивинские герои бежали под всеми парусами. Его мальчишки - вечно современные, поэтому теперь они разговаривают по мобильникам, а вместо совета пионерской дружины у них ученический совет с неясными функциями (кстати, неубедительная замена). Самая несовременная черта, пожалуй - отсутствие в фильме компьютерных игр и телевизора, непременных спутников современных мальчишек, но... может быть, в сказке так и надо?

А это ведь действительно сказка про нашу повседневность. Действие разворачивается в Севастополе, оно неотделимо от этого города русской истории, русской культуры, российского флота... города, принадлежащего сегодня Украине. Этой принадлежности фильм просто не замечает: флот и моряки там только российские, говорят все по-русски (как и в настоящем Севастополе, впрочем). Но я не заметил в этом никакого политического противостояния: просто фильм рассказывает о том, о чем и книга, и если тогда «нашей страной» был СССР, то теперь это Россия. Ничего «против Украины» в фильме нет, ни малейшего намека, хотя это, наверное, и есть самое неприятное для некоторых украинцев.

Вообще, единственное серьезное отличие фильма от книги - градус патриотизма. Да, и в книге есть любовь к своей стране и гордость за свою историю, но скорее как некий само собой подразумеваемый фон. В те времена патриотическое воспитание проходило по комсомольско-молодежной линии, и меня совершенно не удивляет, что Крапивин не счел нужным в этом активно участвовать. Но сегодня то, что было почти неприличным, оказалось вполне востребованным и уместным. Патриотизм - такая штука, где очень легко можно свалиться в пошлость, если не хуже, но мне кажется, что фильм удержался от этого. Главное, что нет никакого негатива: погибшего Славкиного отца, который в книге вообще упоминался мельком, здесь сделали одним из главных героев, и стал он российским десантником. Но погиб не на одной из недавних локальных войн, а в составе миротворческих сил, спасая мирных беженцев (без упоминания национальности, разве что по надписям на бронетехнике видно - это Косово). И воображаемые диалоги отца и сына, которых не было в книге, очень украсили фильм.

Но самое гениальное и в книге, и в фильме - история игрушечного зайца. Она настолько хороша, что я даже не буду ее пересказывать, это надо читать и смотреть. Или смотреть и читать (в моем случае, признаюсь, порядок был именно таким - я прежде не читал этой вещи Крапивина). Лучше всего вместе со своими детьми.

Да, а почему я пишу обо всем этом на православном сайте, спросит недоуменный читатель? Ни в книге, ни в фильме никто не ходит в церковь и ничего не говорит о Боге. Да и слава Богу, хочется сказать, что там нет этих «православных маркеров». Она о людях: о верности, чести, дружбе, смелости и о множестве других очень важных и общих для всех нас вещей. Так, кстати, писал свои книги и христианин Дж. Толкин... И сдается мне, что прежде, чем пытаться говорить о Боге, нам надо крепко-накрепко вытвердить эти понятия, причем не только на уровне слов.

Кстати, на городском форуме Севастополя всерьез обсуждается проект создания того самого памятника Смелым Мальчишкам на той самой площади Карронад. Я бы хотел однажды придти к нему вместе с сыном.

http://www.ioannp.ru/publications/304518

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Десницкий
Все статьи Андрей Десницкий
Последние комментарии
Сталин: не симпатия, но эмпатия
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.03.2024 12:05
Кадровая революция Путина
Новый комментарий от С. Югов
02.03.2024 12:01
Почему Владимир Путин так неубедительно говорил на религиозные темы?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.03.2024 11:46
«Я как русская природа – без особых красок»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.03.2024 11:29
«Речь идёт о бессудном похищении человека за его убеждения»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
02.03.2024 09:30