«Тарас Бульба», или Муза и кошелёк

0
131
Время на чтение 4 минуты

Скажу откровенно, я перед неутомимой деятельностью режиссёра Владимира Бортко снимаю шляпу. Сильный мастер. Ни талантом, ни умом его Господь не обделил. Возьмём несколько примеров.

Нужно было нашим перестройщикам доказать, что зря пролетариат в 1917 году взял власть в свои руки - тут же Бортко выпускает на экран отвратительных выходцев из рядов трудящихся в виде шариковых и швондеров, а заодно умасливает елеем образ благороднейшего профессора Преображенского. Чудная работа «Собачье сердце» и, главное, во время сделана. Дорого яичко к Христову дню.

Точно так же дорого оказалось «антияичко» в виде «Мастера и Маргариты», когда почуяло неспокойное сердце режиссёра потребность охладить пыл новорусских православных, гуськом потянувшихся в храм. И снова он экранизирует Булгакова, который давненько стал кумиром диссидентствующих кухонных болтунов. Однако теперь на экран сходит великолепный Воланд, коему маленький Иисус и в подмётки не годится. В.Бортко пытается произвести десакрализацию Христа, что в глазах духовно недоразвитой кинопублики ему блестяще удаётся. В «Мастере и Маргарите» именно сатана - добрый и великодушный герой, достойный подражания. А уж его эскорт просто очарователен. Браво, браво! Ведь вся тонкость - в расстановке акцентов. Акценты же расставлены в духе атеизма Булгакова, никак не вписывающегося в процесс восстановления русского Православия. И в этом случае задача также решена на уровне высокого ремесла. А главное - конъюнктурная удача всегда хорошо оплачивается.

И вот новый творческий подвиг славного режиссёра - блокбастер «Тарас Бульба». И снова тот же поворот. Похоже, и здесь муза озаботилась своим кошельком.

Посмотревший фильм читатель спросит: а в чём, собственно, претензии? Фильм сильный, эпически развёрнутый, верный линии литературного первоисточника, умело снятый и так далее.

Отвечу: В.Бортко неумелых фильмов не снимает. Он профессионал. Только Гоголя в этой ленте нет. Нет сладкого замирания сердца от бескрайней украинской степи, от звона жаворонков в бездонном небе, нет раздольных козацких песен, нет той изначальной Малороссии, которую с такой любовью и с таким мастерством воспел Н.В.Гоголь в своей повести. Фильм развивается по законам американского блокбастера, и на протяжении всего действия трудно отделаться от впечатления, что его делали в Голливуде (хотя в ряде эпизодов он больше напоминает северокорейское чучхе, обязывает каждого умирающего солдата произносить здравицы в честь вождя).

Так и у Бортко: умирающие козаки друг за другом повторяют лозунг во славу Русской земли, что опускает такие эпизоды до качества откровенного лубка. Иных средств выразить любовь героев к своей Отчизне в фильме оказалось маловато.

В фильме отсутствует не только гоголевская лирика, делающая его произведения неподражаемыми шедеврами, в нём нет и гоголевской трактовки главной драмы произведения - драмы предательства Андрея. Вот что заявляет, например, исполнитель роли Андрея Игорь Петренко в интервью «Известиям» (03. 04. 2009): «Я в любом случае буду говорить про Андрея хорошо, потому что обязан быть Павлом Астаховым своей роли. Да и хочу его таким видеть. Хотя судьба заставляет моего героя сделать страшный выбор. Он предаёт не просто абстрактные понятия - родина, а предаёт отца своего. Но это был его выбор. Он так расставил приоритеты, хотя и понимал, что никто его за это по головке не погладит».

Игорь Петренко по молодости, видимо, не знает, что декларирует древний, как мир, постулат предателей всех времён: мои собственные интересы превыше всего. Русской молодёжи уже основательно вбили в головы этот постулат, что и засвидетельствовал в своем интервью молодой актёр. Но речь не об этом. Речь о том, что именно эта линия никакой трактовки у режиссёра не получает. Всё происходит словно механически. Влюбился в паненку, бежал из лагеря запорожцев, получил новый статус у поляков и выехал на битву со своими вчерашними товарищами. Внутреннее состояние героя вынесено за скобки.

У Гоголя также не говорится о душевных терзаниях Андрея, но в нём нет и видеоряда, а видеоряд диктует свои законы. По этим законам душевный перелом Андрея должен был предстать перед зрителем, ибо он неизбежен в таких ситуациях. Как зритель его увидит - дело режиссёра. Но режиссёр решил уйти от этой сложной работы, видимо, уповая на то, что у Гоголя всё происходит «за кадром». А результат простой - зритель не верит в этого «деревянного» Андрея. Даже самая пустая душа не свершает предательства столь незатейливо и однозначно. А Андрей - совсем не пустая душа. Его любовь к паненке не могла не столкнуться с зовом крови. Не могла! У Гоголя она столкнулась в умолчании, у Бортко - не столкнулась.

Почему этот момент так важен? Потому что ничего в жизни не бывает беспричинно. Трагизм предательства - это урок каждому из нас. А в фильме трагизм происшедшего однобок, ибо его испытывает только отец, а сын - безучастен. Даже перед роковым выстрелом Бульбы глаза Андрея пусты и равнодушны. Это художественная неправда.

Отчего так получилось? Думаю, оттого, что Владимир Бортко и его команда снимали именно блокбастер, изначально предполагающий упрощение психологических коллизий. Ведь какой американский блокбастер не посмотри - в столкновении героев всё просто, как мычание. Но герои Гоголя - не американцы, относиться к ним столь упрощённо нельзя. Бортко ушёл от очень сложной задачи - прочитать за Гоголя то, что тот обозначил умолчанием. Но на то он и большой профессионал.

Без сомнения, имеет место увлечение батальными сценами, которые не всегда сняты не на высоком уровне. Наверное, «стрелялки» и отвлекают от той художественной глубины, которая была свойственна нашему кинематографу прежде и которая теряется в этом фильме. Муза повлеклась за кассовостью и это - упрёк режиссёру.

Тем не менее на фоне других работ отечественного кинематографа фильм В.Бортко отличается в лучшую сторону. Его стоит посмотреть уже потому, что он не передёргивает Гоголя и точно выражает главную идею писателя - идею нерасторжимости православной Малороссии и Русской земли, идею несовместимости католического и православного миров.

Конечно, «Тарас Бульба» является сильнейшей оплеухой по бредовой теории В.Ющенко и иже с ним о «древних украх». В смысле безусловности того, что Малороссия была частью исконно русского пространства и жила в истинном Православии, фильм безупречен, как безупречна и повесть великого писателя. И все-таки ещё раз повторим: непозволительно экранизировать такие тонкие вещи в стиле блокбастеров. Наша жизнь и без того реально подвергается американизации, и дело честных режиссёров не подстёгивать её на этом пути, а искать собственный путь в творчестве.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=2065

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Седов
Шкипер Лафонтен ведёт яхту «Сара Вагенкнехт» по трудному фарватеру
«Союз Сары Вагенкнехт» идёт на коалицию с «Альтернативой для Германии»
27.11.2024
Трудно быть президентом Америки…
О прагматичных расчётах Трампа-бизнесмена и вероятных геополитических провалах
18.11.2024
О публикации Владимира Путина, Петре Первом и Иване Мазепе
Феномен предательства века назад и сегодня
19.07.2024
Украина: обнуление европейских уклонистов, или Судьба нелегала
Не желающие бессмысленно гибнуть за режим Зеленского разделят участь беженцев из Ближнего Востока и Африки
30.04.2024
Все статьи Дмитрий Седов
Последние комментарии
Как заменить капитализм на солидарный строй
Новый комментарий от Агафон
20.01.2025 00:30
Кому победный конец, а кому элитная недвижимость
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.01.2025 00:17
Церковный «собор» в Киеве 1918-1919 годов
Новый комментарий от Vladislav
19.01.2025 22:11
Работать? Ни-ни!
Новый комментарий от С. Югов
19.01.2025 19:47