«Для объединения людей надо использовать любую возможность»

0
108
Время на чтение 6 минут

Как известно, в мае этого года Саратову предстоит стать столицей общероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры. Миссия для нашего города почетная и ответственная. Но пока не очень ясно, какой будет программа праздничных мероприятий, как идет к ним подготовка, достаточно ли финансирования для проведения праздника общероссийского масштаба. Саратовские СМИ уже забили тревогу: «А есть ли у нашего региона шансы оказаться на высоте, не получится ли так, что Саратову поднять Дни славянской письменности будет не под силу?». Праздник имеет статус церковно-государственного, поэтому, чтобы получить ответы на все часто задаваемые вопросы и развеять не всегда обоснованные сомнения, мы обратились к Епископу Саратовскому и Вольскому Лонгину.

- День славянской письменности и культуры имеет в нашей стране статус церковно-государственного праздника. Но многим нашим соотечественникам пока не совсем понятно: что это значит, как и что именно следует отмечать…

- Идея установления этого празднования в России зародилась в середине 1980-х в среде лучших представителей отечественной культуры, таких как Дмитрий Сергеевич Лихачев, писатели В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев. Поддержали ее и другие известные писатели, ученые, журналисты, духовенство. И, можно сказать, что первое празднование Дня славянской письменности в 1986 году стало первой встречей гуманитарной интеллигенции и Церкви в СССР, уже на излете советской власти.

Вообще же день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия достаточно широко отмечается в славянских странах уже более полутора веков. Главной идеей празднования всегда оставалась идея значимости просвещения в судьбе наших народов. Кроме того, в балканских странах, где в XIX - начале XX веков политическая ситуация была очень сложной, день памяти просветителей славян стал такой датой, которая соединила в себе и актуализировала темы государственной независимости, сохранения национальной культуры, единства славянских народов.

- Вы учились в Болгарии. Правда ли то, что в этой стране существует особое отношение к этому празднику?

- Да, в Болгарии с момента возникновения независимого болгарского государства этот день считался чуть ли не самым главным национальным праздником, который отмечался здесь даже в советские времена. В столице социалистической страны, Софии, на трибуне уже не существующего сейчас мавзолея[1] , в этот день во время торжественного парада стояли рядом генеральный секретарь ЦК компартии и Патриарх. Для всего тогдашнего социалистического лагеря это было уникальным явлением. Этот празднование настолько укоренилось в народной традиции, настолько оно было связано с героической историей национально-освободительной борьбы и национального возрождения, что даже коммунисты не посмели к этому празднику прикоснуться.

А что касается России - та первая встреча интеллигенции и Церкви, о которой я говорил, оказалась настолько удачной, что получила широкую поддержку в обществе, и в 1991 году День славянской письменности и культуры первым в нашей стране получил статус церковно-государственного праздника.

Я думаю, что государство признало таким образом исторический факт - исключительную роль Православия в национальном и культурном самоопределении русского народа. Мы часто говорим о том, что Православие является государствообразующей религией. Кто-то с этим спорит, кто-то соглашается, но факт есть факт: если бы не Православие, на нашей территории жил бы совсем другой народ - с другой историей, другим менталитетом, другой культурой, другими традициями.

- Есть ли у этих торжеств шанс стать настоящим праздником, который объединит саратовцев?

- Наше общество находится в таком состоянии, что объединить людей сегодня чем-либо очень трудно. Но надо использовать для этого любую возможность.

- По каким критериям выбирается город, где проходят всероссийские торжества?

- Существует оргкомитет, который возглавляют министр культуры РФ и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, причем владыка работает в этом оргкомитете со дня его основания. Ежегодно в качестве места празднования выбирается один из российских городов на основании тех заявок, которые подаются в оргкомитет. Например, Саратов в этом году конкурировал с Калининградом и Ставрополем. Как правило, возможности каждого города представляет делегация, состоящая из представителей церковной и светской власти. От того, насколько хорошо проходит представление, зависит решение оргкомитета. Право принять у себя всероссийские торжества - это знак доверия для региона. Поэтому многие субъекты Федерации борются за право провести у себя это празднование.

- Каковы источники финансирования этих торжеств?

- Финансирование происходит из федерального и областного бюджетов на паритетных началах: 50 на 50 процентов. Церковные мероприятия проводятся на средства епархии. И, как вы знаете, объявлен сбор средств на памятник святым Кириллу и Мефодию, открытие которого входит в программу празднования. Привлечение внебюджетных средств - это обычная, даже необходимая практика при организации каких-то торжеств.

В прошлом году, кстати, они проходили в Твери. Это регион достаточно небогатый, уступающий в этом отношении Саратову, тем не менее праздник был проведен на очень высоком уровне, во многом благодаря тому, что было привлечено достаточно большое количество спонсорских средств. Были приведены в порядок многие улицы, парки, набережная города Твери, положен новый асфальт, отреставрированы памятники, несколько храмов, в том числе Вознесенский кафедральный собор. И, можно сказать, что праздник удался. Даже несмотря на плохую погоду, было очень много людей на всех мероприятиях, причем людей, искренне заинтересованных происходящим. Мы с губернатором присутствовали на этом празднике, поэтому я могу судить о нем на основании своих собственных впечатлений.

- Ответственными организаторами празднования в Саратове являются епархия и областное правительство. Как распределяются между ними обязанности, полномочия? Находите ли вы понимание и поддержку у представителей областной власти? Насколько конструктивно складывается диалог власти и епархии в ходе подготовки к майским торжествам?

- Да, по традиции - так бывает во всех городах, где проходят торжества,- местный оргкомитет возглавляют губернатор и правящий архиерей. Приходится совместно решать множество организационных вопросов, и сотрудничество происходит успешно. Епархия находит у областной власти и поддержку, и понимание.

- Многие сомневаются, уместны ли траты бюджетных средств на праздник в кризис…

- Видите ли, этот праздник проходил и в худшие времена: и в 1991-м, и в 1998-м году… Есть люди, которые высказываются против массовых культурных акций, но они необходимы обществу, и я думаю, что идти у них на поводу нельзя.

- Насколько оправдан, на ваш взгляд, тот факт, что решение по памятнику святым Кириллу и Мефодию принималось достаточно келейно, без привлечения саратовской общественности к обсуждению проекта, места установки? Или, возможно, создание памятника святым требует соблюдения каких-то особых условий?

- Обсуждение не было келейным, но не было и очень широким, с привлечением общественности, просто потому, что мест для новых памятников в городе совсем немного, их можно пересчитать по пальцам одной руки. К сожалению, все основные видовые места Саратова сегодня заняты, и, увы, в основном торговыми точками, павильонами. А что касается эскиза самой скульптуры, здесь требовалась прежде всего экспертиза специалистов, потому что создание памятника святым должно происходить с соблюдением ряда условий. Их изображение должно быть каноничным, здесь нет места для постмодернистских и прочих изысков. Поэтому был выбран памятник, выполненный в классическом стиле. Думаю, что он понравится саратовцам.

- Будет ли использован в Саратове опыт проведения Дней славянской письменности в других городах? Что, на ваш взгляд, должно стать основной составляющей торжеств, чтобы потом действительно можно было сказать: Дни славянской письменности в Саратове состоялись?

- По сути уже сложился общий сценарий празднования, который с небольшими изменениями повторяется во всех регионах. Обязательный пункт программы - международная научно-практическая конференция «Славянский мир: общность и многообразие». Она будет проходить в Саратове два дня - 22-23 мая. Конечно, будет масса концертов, фестивалей, выставок, разного рода конкурсов. К церковно-общественным мероприятиям можно отнести открытие памятника и крестный ход от Покровского храма до Троицкого собора, до берега Волги. Для нас главным событием станет освящение вновь построенного Троицкого кафедрального собора в Вольске.

А самое главное, что следует позаимствовать, - это то, что празднование не ограничивается только двумя-тремя днями или одной неделей официальных торжеств. Сам замысел праздника несколько иной. Это такое обращение к своему прошлому, которое должно послужить неким толчком, актуализировать историческую память народа для того, чтобы помочь ему определиться в современном мире.

По сценарию праздника городу, который принимает его у себя, передается символ торжеств - вечевой колокол, который находится здесь до следующего года. И это значит, что столица Дней славянской письменности остается таковой на протяжении всего этого времени. Весь год должен пройти в области под знаком этого празднования, в нем должны быть задействованы и школы, и библиотеки, и все учреждения культуры.

И можно будет сказать, что торжества состоялись, если в итоге все наши жители, в том числе школьники и студенты, смогут правильно ответить на вопрос: «А кто такие Кирилл и Мефодий?». И будут знать, кому мы обязаны нашей письменностью, нашей грамотой, нашей культурой.

_________________________________________

[1] В мавзолее в Софии находился прах Георгия Димитрова (1882-1949) - генерального секретаря компартии Болгарии. В 1990 г., после падения коммунистического режима, прах Димитрова был перезахоронен; в 1999 г., по решению Общественного совета Софии, мавзолей был снесен.

Беседовала Александра Нечаева

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6304&Itemid=4

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Все статьи Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Последние комментарии
Иван Аксаков как поэт и чиновник
Новый комментарий от Агафон
23.06.2024 02:34
22 июня 1941 года − чья вина?
Новый комментарий от Roman from Sinigorye
22.06.2024 21:37
Секта сектоведов?
Новый комментарий от Владимир Петрович
22.06.2024 20:39
Путин добивает мировую систему, основанную на правилах
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.06.2024 18:39
О «патриотическом социализме»
Новый комментарий от Советский недобиток
22.06.2024 17:29
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от Фиалковский
22.06.2024 17:16