Нация начинается с культуры,

уверен выдающийся финский историк и писатель Матти Клинге

0
214
Время на чтение 5 минут

16 марта (29 марта по новому стилю) 1809 г. в городе Порвоо российский император Александр I открыл первое заседание финского парламента (сейма). Так начиналась история Великого княжества Финляндского и собственно независимости Суоми, 200-летие которого мы будем отмечать в этом году. Петербург занимает в этой истории далеко не последнее место; именно в город на Неве приезжали учиться финские художники, поэты, инженеры. В Ингерманландии собирал руны «Калевалы» Элиас Леннрут, финские рыбаки и крестьяне продавали на петербургских рынках свой товар. А извозчики (как их тогда называли - «вейки», то есть «братушки») стали элементом петербургского фольклора начала ХХ века. Чтобы поговорить о богатом культурном обмене между Россией и Финляндией в XIX - начале ХХ вв., я навестил автора книг «Имперская Финляндия» и «На чужбине и дома», доктора философии, профессора Хельсинкского университета и давнего друга Фонда имени Д. С. Лихачева Матти Клинге.

Аристократы духа

В своей жизни бывал я в гостях у разных именитых и богатых людей. В красивых коттеджах, замках, приемных и залах. Но, приехав в гости к писателю Матти Клинге в Хельсинки, я впервые побывал у аристократа. Не человека с титулом, но аристократа по духу. Его квартира на улице Уланкату напротив российского посольства напоминает парадный зал национальной библиотеки небольшого государства: фолианты, картины, фарфор.

- Как в свое время сказал Александр I, «все финны - дворянского происхождения». Поэтому в княжестве Финляндском люди разных сословий могли служить, становясь даже генералами, - начал писатель. - Сам же я из семьи потомственных интеллигентов. Мой прадед был прибалтийским немцем, говорил по-немецки и по-русски. Мой дед преподавал химию в Технологическом институте, а вот моя бабушка была финкой из Выборга. Так что я связан как с петербургскими немцами, так и с финнами.

Матти Клинге - человек-загадка. Его книги продаются во всех крупных книжных магазинах Европы, изданы также в Петербурге. Знает несколько языков, но сразу предупреждает, что по-русски не говорит. Тут же берет русскую классику и читает без запинки. «Так, помню, как буквы читаются», - оправдывается писатель. А ты думаешь: «Ведь и понимает тоже!». Судя по 500-страничным книгам Матти Клинге, понимает он не только язык, но и душу русского народа. Впрочем, сегодня мы вспоминаем историю Финляндии.

- Финны горды тем, что первыми в составе Российской империи получили парламент, - рассказывает Матти. - Первый сейм, созванный Александром I в городе Порвоо, состоял из представителей разных сословий. Нигде в Российской империи такого не было. Так начиналась национальная финская демократия, которую не смог переломить даже Николай II в 1906 г. Он учредил Думу, куда созвал представителей всех губерний и национальных окраин. Но финнов там не было - у них был свой парламент.

Кроме сейма Великому княжеству были дарованы свои почта, местное самоуправление, судебная система. Действовали принципы шведского права, лютеранство было официальной религией, а в середине XIX века финский язык наконец-то стал государственным. До этого «в свете» говорили по-шведски, а фин-
ское наречие считалось «языком деревень». В Петербурге был статс-секретарь по делам Финляндии, который почти каждую неделю докладывал о состоянии дел в княжестве императору.

- В Финляндии было свое кадетское училище, - продолжает Матти Клинге. - Всего же в России было шесть кадетских училищ. Располагавшееся в городе Хамина училище готовило офицеров для службы в любой части Российской империи. Это позволило тысячам финнов служить в императорской армии, становясь генералами и адмиралами.

Шведско-русские дары

Чтобы снизить уровень патетики в историческом повествовании, заметим: интерес российских императоров к Финляндии был чисто геополитический. В начале XIX века Россия активно шла в Европу - в прямом смысле этого слова, присоединяя новые территории (Польша, Финляндия, Бессарабия). И новая политическая эра требовала не просто «добровольности вхождения» в состав империи, но и новых возможностей, которые это вхождение обеспечивало для «новых россиян».

Первоначально «царские милости» были одинаковыми для всех: парламенты были созданы в двух Великих княжествах - Польском и Финляндском. Но поляки в отличие от финнов начали бунтовать, и вскоре императорский двор сменил милость на гнев. А финны воспользовались моментом, чтобы основать свою государственность.

- До 1809 г. финны были «провинциальными шведами», - уточняет Матти Клинге. - И самоидентификация была провинциальной: чтобы «выбиться в люди», надо было поехать «в город». А в городе говорили по-шведски, и учили на шведском, и книги печатались на шведском. То есть на своей родине финн чувствовал себя «не в своей тарелке». Только «свежий ветер» после возникновения Великого княжества дал народу то, чего он ждал многие сотни лет: национальную самоидентификацию.

Финляндия в отличие от большинства российских провинций никогда не испытывала гнет крепостного права. Здесь нужно отдать должное шведам - их дворянские традиции не предполагали жесткую привязку человека к барину. И когда шведы оставили Страну тысячи озер, многие финны стали опасаться, что в России их сделают крепостными. Этим объяснялось и партизанское движение 1808 - 1809 гг., о котором мало пишут в российских исследованиях. Чтобы избежать волнений, Александр I сразу даровал финнам полную свободу и даже позволил выкупить из крепостной зависимости финских крестьян, живших под Выборгом (эти земли отошли к России еще в конце XVIII века) и в Ингерманландии.

- Именно фактор свободы сыграл главную роль в становлении нации, - пояснил Матти Клинге. - Вот почему Финляндия так легко перешла к независимости в 1918 г.: у нее были не только свои государственные институты, но и «вкус свободы», который был привит за столетнюю историю Великого княжества.

Говоря об истории Финляндии в составе России, необходимо знать: для финнов это период становления «своего я». «Сису» (sisu), как говорят они. Именно в XIX веке финны получили не только свой язык, но и сформировали основы своей современной культуры. Был собран и опубликован эпос «Калевала», родилась своя музыкальная, художественная и литературная классика - Сибелиус, Галлен-Каллела, Рунеберг и многие другие. И финны это очень хорошо помнят.

Семена ренессанса

В этом месте беседы мы с Матти Клинге перешли от событий давно минувших к современности, перекинув мост от Финляндии к Петербургу. Можем ли мы что-нибудь вынести для себя из опыта соседей? Здесь я вспомнил слова петербургского этнографа ингерманландки Алины Отти: «Финны немножко завидуют богатству русской истории, ведь своей имперской истории у финнов не было. Но даже свою, не столь масштабную, историю они любят и уважают, оберегая каждый миг ее».

Могу подтвердить: ценят финны историю и страны, и своего рода. Почти у каждого финна дома в рамочке красуется «семейное древо» с указанием предков за последние лет двести. В наших квартирах вы часто такое видите? Может быть, вам показывают фотоальбомы с прабабушками и прадедушками? Признаемся честно: очень редко.

Любопытный факт: после второй мировой войны, когда Финляндия выплачивала репарации и жила в нищете, для поднятия национального духа решили возродить игру на кантеле - родственный гуслям музыкальный инструмент. Выяснилось, что в стране остались человек 5 - 6, умевших на нем играть. С присущим нации упорством финны принялись возрождать древнюю культуру, и сегодня игру на кантеле преподают в каждой финской школе. На недавнем фестивале народной музыки «Фолкландия» я был свидетелем того, как инструмент эпохи «Калевалы» вписался во все современные музыкальные жанры: от фолка до рока. А где же наши гусли, спрошу я вас?

- Все это так, - выслушав меня, сказал Матти Клинге. - Но русские должны вспомнить свою великую культуру: Толстого, Достоевского, Чехова. Это же такие пласты, такое богатство! Здесь не придется прилагать столько усилий, чтобы его возродить, это все живо! Мне кажется, что в Петербурге атмосфера такая, что история, поэзия, красота сама идет в сознание. И это должна понимать молодежь...

Здесь я понял, почему не мог долго написать эту статью. При всей ясности мысли Матти Клинге хочется произнести избитую фразу: «Не верю!». Живя внутри нашей масс-культуры, пропитанной американизированным телевидением, не верится мне, что молодежь вдруг (с чего бы?) потянется к истокам, начнет перечитывать Достоевского, играть на гуслях и говорить на красивом русском языке. Впрочем, я могу ошибаться. Причем на сей раз очень бы хотелось быть неправым.

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10256180@SV_Articles

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Вертячих
Все смешалось в доме Облонских
Наши власти изобрели рецепты выхода из кризиса на любой вкус
11.02.2009
Нефть увязла в кризисе
В первом месяце 2009 года добыча нефти в стране снизилась на 0,9% по сравнению с тем же месяцем прошлого года
04.02.2009
Повеяло норд-стримом
Газовый конфликт с Украиной услужил «Северному потоку»
26.01.2009
Жизнь в стиле «секонд-хэнд»
От нашего бизнес-менталитета до сих пор попахивает нафталином
21.01.2009
Не первый украинский
«Газпром» открыл новый фронт работ и борьбы
14.01.2009
Все статьи Александр Вертячих
Последние комментарии
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18