Два берега одной реки

Евгений Коляда 
Поместный Собор 
0
12.01.2009 105

Выборы Предстоятеля Русской Православной Церкви, участие в данном процессе епископата УПЦ и его инициатива по кандидатуре митрополита Владимира еще раз показали огромную значимость для Православия роли Украинской Православной Церкви.

Заявления и инициативы, которые на протяжении осени 2008 года звучали и со стороны Украинской Православной Церкви (Обращение Блаженнейшего митрополита Владимира к Предстоятелям Поместных Церквей), и со стороны власть предержащих (предложение провести Всеправославное совещание в 2009 г. в Киеве) свидетельствуют о стремлении Украины выйти из церковного кризиса.

Это можно только приветствовать, ибо разобщенность в душах людей не может не отражаться на остальной жизни общества, на состоянии дел в государстве. Правда, возникает вопрос: а где та сила, которая выступит скрепляющим обручем для украинского общества, позволяющим выйти из состояния разброда, в котором оно находится сегодня?

Сиюминутные «оранжевые» и «не оранжевые» интересы политических группировок искусственно обострили и выпятили на первый план социокультурные особенности разных частей Украины. Постоянное внушение мысли о том, что в Украине Запад противостоит Востоку, а Восток противостоит Западу, привело к тому, что простой народ, который ещё недавно не задумывался над этим, сегодня действительно уверовал (хотелось бы надеяться, что это не так) в то, что есть две разные Украины. И вот уже слышим: Украина - «это расколотая страна с двумя различными культурами». Пусть это утверждение грешит чрезмерной категоричностью, оно, тем не менее, в значительной степени отражает действительность. Сегодня, по мнению митрополита Владимира, в Украине «вынуждены говорить о двух полюсах украинской культуры, двух различных цивилизационных орбитах: «восточной и «западной».

Во время визита в Украину Святейших Патриархов Константинопольского Варфоломея I и Московского и всея Руси Алексия II в украинской прессе активно обсуждался проект создания «параллельных» юрисдикций. С одной стороны - Константинопольской, в состав которой гипотетически могли бы войти все православные приходы в Западной и Центральной Украине. С другой - Московской, верность, которой, по мнению журналистов, должны сохранить Юг и Восток. То, что данный сценарий - вовсе не досужий журналистский вымысел, дал понять епископ Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко), викарий Киевской Митрополии, секретарь Предстоятеля УПЦ, в своём интервью, размещённом на официальном сайте УПЦ 9 декабря 2008 года.

Читая всё это, хочется спросить: а есть ли основа для таких разговоров? Неужели западный регион Украины в конфессиональном плане настолько отличается от восточного? Неужто Православие может окончательно разделить Украину? Или всё как раз наоборот: именно Православие в лице Украинской Православной Церкви выступит той рекой, которая единым потоком благодатной веры объединит два берега? И есть ли к тому предпосылки?

Неоднородность конфессионального пространства Украины - ни для кого не секрет, но его масштабы не разглядеть без цифр. Западный регион (а это 7 областей из 25) наиболее насыщен религиозными организациями (35% от общего количества по стране).

Понятием «Восток» в Украине принято обозначать остальные 18 областей. При конфессиональном анализе, как правило, из них выделяют центральный, южный и собственно восточный регионы. По насыщенности религиозными организациями они отличаются друг от друга и требуют отдельного рассмотрения.

Общая же характеристика показывает, что в центральном регионе насчитывается около 23% от всех религиозных общин в стране, 33% - на юге, где за время независимости Украины был наибольший рост религиозных организаций за счет национальных меньшинств. Наименее охвачен религиозным влиянием Восток Укарины (чуть более 9% действующих в стране религиозных организаций). Даже эти немногие цифры позволяют говорить о том, что сводить деление Украины в конфессиональном плане всего к двум регионам не совсем верно: наряду с западным существуют, хоть и в меньшей степени, но все-таки достаточно насыщенные в религиозном отношении центральный и южный регионы.

На западе Украины сильны позиции католицизма. Это находит проявление в распространении парафий, принадлежащих собственно Римско-католической церкви (РКЦ), а также Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). И в этом нет ничего удивительно. Украинское униатство, запрещённое после установления советской власти, с её падением вернуло свои позиции путем насильственной экспроприации церковных зданий и имущества у православных. Используя подобные методы при восстановлении униатских приходов, активисты из числа греко-католиков привычно апеллировали «к москальским методам» середины 40-х годов ХХ века. Апеллировали к тем методам и подражали им. Бесполезно спрашивать, где пресловутая западная культура сегодняшних экспроприаторов, которой они часто кичатся. Нетерпимость сторонников УГКЦ по отношению к пастве Украинской Православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП) больше свидетельствует об отсутствии такой культуры, чем о её наличии. На сегодняшний день 94% всех церковных общин УГКЦ находятся именно в западном регионе. Больше всего их во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях. Например, во Львовской области УГКЦ принадлежит 53% общин от всех зарегистрированных в данной области.

Растет в западном регионе и сеть религиозных организаций Римско-католической церкви. С 1989 года количество общин, руководимых Ватиканом, увеличилось на 87,3%. Сегодня в западных областях Украины действует 44,3% от всех католических общин зарегистрированных в стране. Основная их часть сосредоточена в Закарпатской и Львовской областях. А из областей центра - в Винницкой, Житомирской и Хмельницкой. В совокупности здесь сосредоточено 64,5% всех католических общин Украины.

Что же касается положения в западном регионе протестантских деноминаций, то здесь известный стереотип, согласно которому именно Запад Украины является рассадником сектантства, разбивается о конкретные данные о протестантских организаций, числящихся в Украине. За исключением Всеукраинского союза церквей христиан веры евангельской пятидесятников (на западе сосредоточено 52% организаций этого протестантского направления ), численность других не превышает трети от зарегистрированных в данном регионе.

Еще одной особенностью украинского Запада является положение в нём Православия. Сегодня в западном регионе действует около 31% всех православных религиозных организаций Украины. Правда, распределение их внутри региона достаточно разнится. Если в Волынской, Ровенской областях их численность перекрывает 65% всех религиозных организаций, действующих в данных областях, то в Тернопольской, Закарпатской, Ивано-Франковской их доля не превышает 35%, а во Львовской и того меньше, всего около 30%. Более того, в западном регионе православный мир расколот, как нигде в Украине. Здесь сосредоточено 846 приходов или 70% всех приходов «Украинской автокефальной православной церкви», 1771 приходов или 43,6% религиозных общин «киевского патриархата». 21,4% всех своих приходов в Украине имеет в этом регионе УПЦ МП. Во Львовской и Ивано-Франковской областях зарегистрировано всего лишь 63 и 31 церковная общины, принадлежащие УКП МП.

Западный регион Украины стал своего рода полигоном для раскольников в Православии и полем активного распространения католицизма под вывеской религиозного возрождения Галиции. Однако необходимо учитывать, что засилье «УПЦ КП» и «УАПЦ» в основном имеет место в трёх областях - Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской, а это меньше половины западных областей. Кроме того, ряд журналистов в угоду существующему стереотипу, опускают тот факт, что УПЦ МП по количеству приходов в западных областях (2486) превосходит другие православные юрисдикции. Почти 49% всех православных организаций зарегистрированных в этом регионе, принадлежит сегодня Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. То есть и на западе Украины УПЦ МП имеет достаточно прочные позиции.

И ещё две цифры. Православие в сегодняшней Украине доминирует: оно охватывает 51,5% религиозных организаций страны, при этом канонической УПЦ МП принадлежит около 70% всех православных обществ Украины. Это очень показательная расстановка сил, говорящая о том, что Украинская Православная Церковь — единственная церковная структура и один из немногих общественных институтов в Украине, имеющий твёрдую опору и на левом, и на правом берегах Днепра. В духовно-историческом плане это именно та сила, которая способна объединить восток и запад современной Украины.

http://www.odnarodyna.ru/articles/14/441.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Евгений Коляда
Все статьи Евгений Коляда
Поместный Собор
Инициировать созыв Поместного Собора Русской Православной Церкви
С таким призывом обратился Славянский Фонд к Президенту РФ В.В.Путину
31.08.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин: "Церковная жизнь стала гораздо более динамичной"
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества подвел итоги первого года патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла
27.01.2010
В Московской Патриархии начались структурные преобразования
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принят ряд важных кадровых и структурных решений
31.03.2009
От идеи до воплощения
Решением Священного Синода создана Комиссия по образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
31.03.2009
Все статьи темы
Последние комментарии
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Андрей Карпов
16.04.2021 20:25
Это доктринёрство, Геннадий Андреевич!
Новый комментарий от Наталия 2016
16.04.2021 19:40
«Не что иное, как религиозный расизм»
Новый комментарий от Валерий
16.04.2021 17:37
Кто использует духовника Патриарха в грязных политиграх?
Новый комментарий от Советский недобиток
16.04.2021 17:18