«История учит, что история ничему не учит». Это выражение приписывают немецкому канцлеру Отто фон Бисмарку. Он ли первый произнёс эти слова или кто-то другой, неважно. Важно, что они точно характеризуют деятельность многих украинских политиков.
***
22 января 2009 г. Украина отметила юбилей - 90-летие «Акта Злуки». 22 января 1919 г. в Киеве на Софийской площади был провозглашен Акт Соборности украинских земель, по которому Украинская Народная Республика (УНР) объединялась с Западно-Украинской Народной Республикой (ЗУНР) в единое государство. Это эфемерное государство просуществовало недолго, тем не менее с 1999 г. День Соборности Украины в соответствии с указом Президента является официальным праздником, символизирующим единство украинских земель.
Подобные торжества действительно играют важную роль в жизни любого народа. В такие дни можно почтить память тех, кто сделал первые шаги к объединению страны, напомнить о важности единства сегодня. Нельзя другое - говорить одно, а делать противоположное. Призывая к единству Украины, Киев одновременно поддерживает тех, кто сеют семена духовного разброда в украинском обществе, раскалывают Украинскую Православную Церковь. Такое в истории уже было: 1 января 2009 г. отмечалась ещё одна круглая дата - 90-летие со дня принятия закона УНР об автокефальной Украинской Православной Церкви.
***
В феврале-марте 1917 г. в России в вихре революционного угара начался процесс децентрализации управления, в том числе и по отношению к входящим в ее состав народам. Не обошёл он и Украину.
В период преобразований в Русской Православной Церкви летом-осенью 1917 г. сторонники церковной автокефалии в Украине призвали к созыву Всеукраинского Церковного Собора (ВЦС), на котором предполагали отколоться от Русской Церкви. Созывом собора занимались организации мирян. Они-то и учредили в ноябре 1917 г. Всеукраинскую Православную Церковную Раду (ВПЦР), провозгласившую себя временным органом управления Православной Церковью в Украине.
Нестроения множились. Каноническим главой Церкви оставался митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), отвергавший идею автокефалии, а существенную часть административных функций взяла на себя ВПЦР. Созванный Всеукраинский Церковный Собор ВЦС с небольшими перерывами проработал почти весь 1918 год.
20 января - 8 февраля 1918 г. прошла первая сессия ВЦС, на которой звучали призывы «Долой Москву», «Освободимся от московского гнета» и другие. После принятия 22 января 1918 г. Центральной Радой IV Универсала, объявившего УНР «самостийной», «вольной», «суверенной Державой Украинского Народа», давление украинских властей на Собор с требованием «незамедлительного предоставления автокефалии» усилилось. Однако большая часть ВЦС этот ультиматум проигнорировала, и в связи с приближением войск большевиков к Киеву приняла решение приостановить свою работу до мая 1918 г. Первая попытка при помощи светской власти добиться для украинской Церкви автокефалии провалились.
В мае 1918 г. состоялся Киевский епархиальный собор, в ходе которого правительство П. Скоропадского опять попыталось навязать Церкви свою волю при выборах митрополита Киевского. И снова сторонники автокефалии потерпели поражение. Митрополитом Киевским был избран Антоний (Храповицкий) - сторонник общерусского церковного единства.
Летняя сессия ВЦС, проходившая с 20 июня по 9 июля 1918 г., ещё раз показала силу сторонников единства Православия. На этой сессии члены ВПЦР были исключены из состава Собора (в сентябре подавляющая их часть войдет в Украинский Национальный Союз).
Третья сессия ВЦС открылась 28 октября 1918 г., после того, как в сентябре Всероссийский Поместный Собор одобрил «Положение о Высшем Церковном Управлении на Украине», признав автономию Украинской Православной Церкви в рамках Русской Православной Церкви. Однако это не умерило пыл сторонников автокефалии.
Правительство П. Скоропадского попыталось принудить Собор объявить о независимости украинской Церкви. Лозунг гласил: «В самостийной державе должна быть и самостийная церковь». Готовилось в случае непринятия Собором решения об автокефалии решение о его роспуске и проведении новых выборов для усиления «украинского элемента» на ВЦС. Однако с отставкой 14 декабря П. Скоропадского и вступлением в Киев войск Директории Всеукраинский Церковный Собор прекратил свою деятельность. «Самостийники» потерпели поражение. Митрополит Платон (Рождественский), участник работы трёх сессий, объяснял это отсутствием «почвы для автокефалии в народе».
1 января 1919 г. новая украинская власть приняла закон «О Высшем управлении Украинской Православной Церкви». Росчерком пера С. Петлюра объявлял о создании независимой от Всероссийского Патриарха Украинской Православной Церкви. Устанавливалась зависимость модернизированной церковной организации от государства. На заседаниях Украинского Синода должен был присутствовать представитель властей, в обязанности которого входило следить за выполнением законов и решений Синода. Все решения Синода должны были вступать в силу только после утверждения их правительством, штаты самой Церкви предусматривалось содержать за счет средств государственного казначейства и т.д.
Исторический урок января 1919 г. состоит в том, что, объявляя, с одной стороны, об объединении Украины, украинские власти, с другой стороны, провоцировали церковный раскол, вмешательством в жизнь Церкви создавали структуру, называемую «Украинской Автокефальной Православной Церковью», которая была обречена оставаться не признанной в самой Украине и в остальном православном мире.
90 лет назад в украинское общество было вброшено семя духовного раздора. Крах в условиях Гражданской войны Украинской Народной Республики не в последнюю очередь был обусловлен этим.
***
В постсоветское время в вопросах отношений с Православной Церковью украинские власти наступают на те же «грабли». Президенты Л. Кравчук, Л. Кучма, В. Ющенко выступали и продолжают выступать за «единую Поместную Церковь». Как заявил 26 января 2009 г. В.Ющенко по случаю юбилея главы «Украинской православной церкви киевского патриархата»» («УПЦ КП»), раскольника М. Денисенко («Филарета»), «тяжело вести речь о независимом государстве, если мы не будем иметь независимой Церкви».
Пытаясь превратить Церковь в атрибут «самостийности», украинская власть в ноябре 1991 г. поддержала обращение Собора УПЦ с просьбой о даровании полной независимости. И это после того, как в августе 1990 г. Украинский экзархат решением Архиерейского Собора РПЦ, расширившего самостоятельность Церкви на Украине, был преобразован в Украинскую Православную Церковь.
В июне 1992 г. года под патронажем Л. Кравчука и при непосредственном участии группы членов парламента, часть которых вошла в органы церковного управления, была образована «УПЦ киевского патриархата». Следствием административного, антицерковного деяния властей стал раскол Православной Церкви в Украине, образование трёх православных юрисдикций в стране и ещё большая компрометация идеи украинской автокефальной Церкви. Сегодня в Верховной раде создана депутатская группа «За единую Поместную Церковь», отмечены неоднократные контакты правительства с Константинопольским Патриархом и т.д.
Политика украинских властей в отношении Церкви носит дискриминационный характер. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, которая окормляет почти 70% православных в Украине, оказывается на положении изгоя. За годы своего существования УПЦ МП, по словам Митрополита Киевского Владимира (Сабодана), испытала «на себе всю гамму оттенков влияния»: от игнорирования и выталкивания на периферию общественной жизни до предложений статуса по сути государственной Церкви в обмен на те или иные условия. Предстоятеля УПЦ не допускают к богослужению в древнем кафедральном соборе Киевских митрополитов Св. Софии Киевской, кафедральный Свято-Владимирский собор и резиденция Предстоятеля УПЦ, захваченная раскольниками в 1992 г., до сих пор не возвращены Церкви как законному владельцу. Административный центр униатства, этого сугубо регионального явления Западной Украины, демонстративно перенесён из Львова в Киев. И так далее.
Одновременно украинские власти оказывают подчёркнутое внимание неканонической «УПЦ КП» (она перетянула на свою сторону не больше 13% религиозных общин, зарегистрированных в Украине). Представители этой организации при поддержке властей и милиции в 90-е годы захватывали имущество и храмы УПЦ. Противозаконный характер подобных действий не помешал В. Ющенко 26 января 2009 г. назвать деятельность М. Денисенко («Филарета») «подвигом», «единственно правильной дорогой в создании Украинской Поместной Церкви» и наградить раскольника за его «подвиг» орденом Свободы.
Как и девяносто лет назад, украинская власть, одной рукой создавая (вроде бы) единое государство, другой рукой сеет духовный разброд в украинском обществе.
Нетрудно понять, чем это может закончиться для государства Украины.
http://www.odnarodyna.ru/articles/14/487.html