Президентские выборы в Америке еще не прошли, а республиканцы уже вовсю ругают друг друга за поражение. Пока удрученные работники штаб-квартиры Джона Маккейна слушают его бодрые речи в стиле «мы еще повоюем», бывшие советники 72-летнего сенатора от Аризоны «собирают камни». Ругают республиканцы друг друга, в глубине души лелея обычную в таких случаях мысль: а вдруг еще все изменится. Непохоже…
Приближающиеся выборы - совсем необычные. С одной стороны, мало кому известный до сих пор 47-летний темнокожий сенатор от штата Иллинойс, с другой - хорошо, даже слишком хорошо известный, 72-летний сенатор от штата Аризона.
Американцам осталась ровно неделя до президентских выборов 4 ноября, и эти последние семь дней в США всегда самые тяжелые, особенно, когда полной определенности в выборе страны ни у кого нет, а есть «гадание на процентах»: кто, кого и какими процентами доконает у порога Белого дома. Неделя тяжелая - и для кандидатов, и для избирателей - пассивных, неопределившихся, почти определившихся, белых, черных, испаноязычных, женщин, мужчин, студентов, водопроводчиков, парикмахеров, матросов... Их все чаще, решительнее - и даже навязчивее - начинают измерять по всем возможным параметрам. В начале кампании опросы проводили раз в две недели, потом перешли на «семидневку». Теперь индексы популярности публикуются ежедневно. Все эти измерения - тоже часть предвыборной кампании, поскольку любыми опросами общественных мнений можно не только щупать пульс, но этот пульс и «перенастраивать», задавать ему нужный ритм и частоту.
Стоило Бараку Обаме на пару дней отлучиться на Гавайи навестить больную бабушку - из «белой» половины его семьи - как Джон Маккейн немного поправил свою популярность.
В запутанном мире «взвешивания общественного мнения» американцев такое случается: стоит одному кандидату «выйти со двора», так другой немедленно пытается «захлопнуть» за ним дверь.
Маккейн, пока Обама заботился о бабушке, сократил свое отставание до 5 процентов - еще неделю назад разрыв был от 10 до 13 процентов - наобещав американцам сделать много такого в экономике, что, на мой взгляд, если бы его точно выбрали, ему хватило бы позору на всю оставшуюся жизнь. Потому что выполнить все обещанное, без припрятанного где-то чуда, он никак не в состоянии. Такого рода посулы обычно делаются от отчаяния, в последней попытке обвалить все эти ненавистные опережающие проценты соперника.
С понедельника 27 октября штаб-квартира Маккейна начала нажимать на сокращение этого разрыва - поскольку нажимать на что-либо иное у нее уже нет ни сил, ни возможностей. Куда ни глянь - почти сплошной негатив. Трудно сказать сейчас, чего больше стоит за упованием Маккейна на то, что победа близка, возможна, что в день выборов произойдет нечто невероятное, повторится «феномен Брэдли». В любом случае, от всего этого уже отчетливо отдает чрезвычайно сильным, болезненным возбуждением, которое в медицинском мире характеризуется как «экзальтация». На «феномен Брэдли» очень часто ссылались в ходе предвыборной кампании: Томас Брэдли, чернокожий мэр Лос-Анджелеса, в 1982-м баллотировался на пост губернатора Калифорнии от демократов. По всем опросам, накануне выборов он опережал своего соперника-республиканца на 7 процентов, но проиграл. В академическом мире США до сих пор спорят со смелыми выводами профессора Мерила Филда о том, что вся проблема заключалась в скрытом расизме, который не смогли отразить опросы общественного мнения. В Америке, конечно же, остался расизм. Куда же ему деваться с такими пропорциями белого, черного и испаноязычного населения. Но говорить, что он будет играть такую значительную, скрытную роль нынешним 4 ноября - значит, кое в чем здорово ошибаться в оценке страны или отодвигать ее далеко назад, ко временам почти что «Хижины дяди Тома».
В Америке не больше расизма, чем в Британии. Здесь больше его демонстративных проявлений, манифестаций.
К тому же выборы губернатора очень сильно отличаются в США от выборов президента. А Калифорния - это такая особая часть США, настроения которой даже трудно экстраполировать на всю остальную территорию страны. Некалифорнийцы вообще говорят, что если этот штат отколется прямо по тектоническому разлому Сан-Антонио и ухнет в океан, то мало кто будет по этому поводу плакать.
Гораздо важнее настроения в других «регионах», где для Маккейна много малоутешительного. Ему сейчас приходится вести борьбу даже в тех штатах, которые «легко взял» на выборах 2004-го Джордж Буш. Таких примерно 12, речь идет о штатах, которые ранее всегда голосовали за республиканцев, но которые сейчас в своем «республиканском пути», по крайней мере, под водительством Джорджа Буша и его «продолжения», Джона Маккейна, сильно сомневаются. Голосуя за Обаму, американцы будут делать свой выбор, прежде всего, «против» Джорджа Буша. Они уже устали от республиканцев, от Буша, от войн в Ираке и Афганистане, от жестокого финансового кризиса - за какие-то два месяца он «слизнул» большую часть пенсионных накоплений миллионов людей. Им нужна новизна, пусть даже новизна будет не совсем обычного для Белого дома цвета. Демократы, естественно, несут свою, очень большую долю ответственности за нынешний финансовый кризис. Но республиканцы - да еще какие! - слишком уж долго сидят в Белом доме. Вопрос сейчас, похоже, лишь в том, какими процентами победит необычный новый хозяин Белого дома. Большими они не будут.
У демократов в обозримом прошлом, кстати сказать, никаких больших «отрывов» не получалось. Последним прогремел лишь Франклин Рузвельт еще перед войной. Джон Кеннеди победил Никсона в 1960-м с преимуществом всего в 0.1 процента. Билл Клинтон обошел Джорджа Буша-старшего на 5.3 в 1992-м.
В победу республиканского кандидата уже не верят даже «большие пушки» партии. Пару недель назад Обаму публично поддержал бывший глава комитета начальников штабов, а позже госсекретарь США Колин Пауэлл. На этой неделе о том, что республиканцы уже, по сути, проиграли президентскую гонку, открыто объявил в интервью «Вашингтон пост» Дэвид Фрам, спичрайтер президента Буша, автор его самой знаменитой, антитеррористической речи января 2002-го, в которой он объявил Иран, Ирак и Северную Корею частью «Оси зла». Фрам полагает, что «побитой партии» сейчас надо бы уже заботиться о выборах в сенат, чтобы хоть как-то восстановить свои позиции».
В Америке сегодня уже наблюдается поразительный феномен: в республиканской партии начались поиски виноватых в проигрыше, чем обычно начинали открыто заниматься только после выборов, но никак не за неделю до голосования.
Это очень нехороший отход от традиции.
Да и уж совсем подвела всех «второй номер» Маккейна Сара Пэлин, губернатор штата Аляска. Опросы, конечно, опросами, но вот крупнейшая газета штата «Анкоридж дейли ньюс», ровно за неделю до выборов, взяла и публично отреклась от собственного губернатора, а также Маккейна и всех республиканцев скопом, и призвала всех жителей поддержать демократа Барака Обаму. «Маккейн тяжело хромает и спотыкается в попытке дать ответ на экономический кризис, а Пэлин не готова стать вице-президентом», - объявила газета. В создавшейся обстановке и с учетом того, что поставлено на карту, это прозвучало гораздо сильнее, чем если бы губернатора Аляски обвинили в срыве «северного завоза».
Так что республиканцам, похоже, уже поставлен нехороший диагноз. За неделю до «медицинского осмотра».
http://stoletie.ru/geopolitika/obama_vse_blizhe_2008-10-28.htm