"Капитанская дочка": сказка о тихой праведности Ч.2

Часть 1

Пушкин нашел, пожалуй, единственно верный путь для создания идеального героя - он не должен с самого начала изображаться как Герой, Красавец, поражать воображение читателя ослепительным блеском своих достоинств, вокруг него не должно строиться все повествование...

"Капитанская дочка" не просто сказка - она сказка христианская. И в образе Маши важнее не то, что она - сказочная невеста, наделенная, как и положено, всеми достоинствами, а то, что достоинствами автор считает добрые качества души, в числе которых он особо выделяет покорность Богу и желание, как и положено христианке, чтить родителей, как своих, так и Гринева. А в Василисе Егоровне важнее не прототип "вещей и премудрой Василисы", а то, что в час испытания она ведет себя, как подобает христианке: не хочет расстаться с Богом данным ей супругом и готова принять с ним верную смерть, а перед самой атакой выполняет последнее действо своего материнского долга: подводит Машу под отцовское благословение.

...Г. Федотов назвал "Капитанскую дочку" самым христианским произведением русской литературы. Ее христианство - не только в религиозных деталях быта героев, в "чудесных совпадениях", которыми наполнена жизнь Гринева. И даже не только в "человечном" и сострадательно-милующем отношении к людям, которое свойственно повествователю Гриневу в отношении к Пугачеву и Швабрину (он щадит чувства поверженного предателя, не раз поступавшего подло и низко: "...у окошка комендантского дома я увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону") и самому автору - в отношении всех героев повести.

Такое жизнечувствие было, как заметил Трубецкой, присуще и русской сказке, только воплощалось там в отношении человека к животным: "Орел хочет, чтобы его любили, и за любовь расплачивается добром... человек связывался с тварью прочной связью взаимного сострадания и сорадования. В бесчисленных сказочных образах воспроизводится это душевное движение жалости, которое торжествует над животным эгоизмом", над ненавистью и враждой.

В быте, в главной сюжетной линии, в мироотношении повествователя тоже есть христианский дух - но Пушкин идет дальше. Его подлинным открытием (художественным и духовным одновременно) стало решение задачи, которая мучила многих великих русских писателей: создание положительного героя, который не выглядел бы ходульным и нравоучительно-надуманным. Над этой задачей бились, ею страдали и Гоголь, и Достоевский, не заметив, кажется, что она уже решена в русской литературе. Решена тем единственным способом, которым, наверно, только и возможно изобразить христианский положительный тип: не возвеличивать его, не ставить в центр повествования, а показать всю незаметность, естественность его "жизни во Христе". Вспоминаются слова арх. Иоанна (Шаховского): "...Нас волнуют масштабы... Нам все хочется победного, рукоплескаемого, безмерного. А Небо благословляет все малое, немногословное, недостаточное".

Внимание читателя приковано к удивительным приключениям "сорванца" Гринева, к отчаянной дерзости бунтовщика Пугачева, к неизъяснимой прелести Маши Мироновой... Но абсолютно-положительная Маша, как мы говорили, пример книжного идеального героя, и даже милые детали вроде "пылающих от смущения ушей" не прибавляют этому образу жизненности. И Пушкин, похоже, идет на эту схематичность сознательно, ставя Машу на сказочное место "идеальной невесты". Автор словно отвлекает читателя на броский, яркий сказочный сюжет, который прикрывает тихое, незаметное и именно потому до конца подлинное христианство второстепенных героев - родителей Маши, этих смешных и карикатурных на первый взгляд старичков, которые, однако, на протяжении всего произведения ни разу не "сфальшивили" в своих словах и делах, и во всех областях своей жизни до конца исполнили свой христианский долг. Причем интересно, как верно изображает автор, в чем заключается христианский долг отца семейства и в чем - его супруги. Поприще мужчины - это, прежде всего, его общественное служение (ср. главу из "Домостроя", где указывается, о ком должен молиться муж в домашней молитве: "...о своем согрешении и о отпущении грехов, и о царе и царице, и о их чадех здравии, и о братии его, и о болярех, и о христолюбивом воинстве, о помощи на враги, и о плененных свободе, и о святительском, и священническом и иноческом чину, и о отцех духовных, и о болящих и в темницах заключенных, и за вся христианы" - это, по сути молитва за весь христианский мир).

Поприще женщины - это ее семья и люди, близкие ее семье, хранительницей и молитвенницей которой она выступает (из той же главы: "Жене тако ж молитися о своем согрешении, и о муже, и о чадех и о домочадцех, и о сродницех, и о отцех духовных"). В соответствии с этими, укорененными в веках православными представлениями о распределении ролей в семье, показан конец жизни капитана Миронова и его жены. В смерти Ивана Кузмича подчеркнута верность воинскому долгу: "Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал (Пугачеву - Е.В.) твердым голосом: "Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!"... через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича, вздернутого на воздух". Василиса Егоровна же идет на смерть потому, что хочет быть верной мужу до гробовой доски, то есть ведет себя как благочестивая и мужественная христианка: "Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать... Прощай, мой Иван Кузмич. Отпусти мне, коли в чем я тебе досадила". Последние ее слова, полные любви и печали, обращены к погибшему мужу и похожи на надгробный плач, принятый на Руси: "Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!". Их подвиг оттеняется малодушием множества окружающих их людей: жители гарнизона и часть войска присягают самозванцу, и даже священник крепости, отец Герасим, хоть и со скорбным видом, но все-таки держит в руках крест, к которому прикладываются изменники. Столько людей проявили малодушие - а комендант и его супруга сохранили верность до конца.

Пушкин нашел, пожалуй, единственно верный путь для создания идеального героя - он не должен с самого начала изображаться как Герой, Красавец, поражать воображение читателя ослепительным блеском своих достоинств, вокруг него не должно строиться все повествование. Его верность христианским идеалам совсем не значит, что в своей повседневной жизни он не может выглядеть как обычный, ничем не примечательный, даже чудаковатый человек. Более того, он и должен быть таким - обычным, простым, в чем-то смешным и нелепым - иначе он не будет для читателя живым. Сцена последнего родительского благословения Маши (выполнение Иваном Кузмичем и Василисой Егоровной христианского долга отца и матери) не обваливается в книжную назидательность и сентиментальность лишь потому, что до этого столько милого, смешного и совсем не героического было рассказано про двух старичков, и у читателя сохраняется ощущение подлинности этих героев: и тогда, в их обыденной жизни, и сейчас, когда перед лицом смерти они вдруг как-то незаметно и естественно возрасли в мучеников за правду Божию. Наверно, только в этом сочетании человеческой немощи и несуразности и преображающей их Божией силы и есть подлинная правда христианства, правда, которую почувствовал и сумел изобразить автор. "Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное..." - именно эту апостольскую мудрость таит в себе, как сокровище, пушкинская повесть.

Лишь маленькую подсказку о христианском смысле повести оставил Пушкин читателям в названии произведения. Оно означает, конечно, и то, что именно "добывание невесты" стало двигателем сюжета этого сказочного повествования. Но можно понять это название и по-другому. Не в самой Маше дело. Маша Миронова выросла идеальной христианкой благодаря своим родителям. Последние наставления, которые дает ей отец звучат своего рода квинтэссенцией идей христианского воспитания: "Ну, Маша, будь счастлива. Молись Богу: Он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай Бог вам любовь да совет"; и далее Миронов указывает, что взять дочери в качестве образца благочестивого брака: "Живите, как жили мы с Василисой Егоровной".

Жизненный путь Гринева невозможно понять, не учитывая сказочных аллюзий повести. А вот в отношении Маши Мироновой реминисценции не играют решающей роли: она не непонятно откуда взявшаяся "сказочная невеста", она прежде всего - капитанская дочка, дочка капитана, христианина и в жизни своей, и в смерти, воина, "за веру, Царя и отечество живот свой положившего". Именно в образах двух тихих праведников, капитана и его жены, - христианский смысл этой сказочной повести.

http://www.taday.ru/text/128256.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Евдокия Варакина:
Все статьи автора
Последние комментарии
Эпоха страха
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-06-06 18:54
Кто подлинный автор «Евангелия от сатаны»?
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-06 18:18
Жизнь по совести и хождение Духом Святым
Новый комментарий от Василий Литвинов
2020-06-06 18:10
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-06-06 17:53
НКВД как оболганный символ Великой Победы
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-06 17:50
Либеральная элита критикует Путина по его попущению?
Новый комментарий от Юрий Светлов
2020-06-06 17:48