Венчание в жизнь вечную. Часть1

Новости Москвы 
0
353
Время на чтение 6 минут
Повесть Роберта Балакшина "Венчание" - это свое, тихое, неповторимо-личное слово о Боге, достигающее самых глубин души. Сюжет повести - как человек может по своему легкомыслию и душевному нечувствию потерять самое дорогое и бесконечно важное и, даже не осознав этого, прожить по житейским меркам хорошую и благополучную жизнь...

Опять они поссорились в трамвае,
Не сдерживаясь, не стыдясь чужих...
Но, зависти невольной не скрывая,
Взволнованно глядела я на них.
Они не знают, как они счастливы,
И некому им это подсказать.
Подумать только: рядом, оба живы,
И можно все исправить и понять.
М. Алигер

Что же такое настоящая любовь, любовь, которая "крепка, как смерть" (Песнь Песней 8, 6)? Если вы зададите этот вопрос, например, прихожанам храма, в котором я служу, то наверняка получите примерно такой ответ: "Настоящей любовью является любовь, скрепленная церковным Таинством брака".

Прот. Борис Даниленко

Эта удивительная история таится в сборнике, заглавием которого стало название другого, видимо, более значимого для автора произведения - "И в жизнь вечную...". Между тем, повесть "Венчание" - лучшее из того, что вошло в книгу Роберта Балакшина.

Три другие вещи (повесть и два рассказа) вызывают у воцерковленного читателя спокойное, теплое приятие. И сюжеты выбраны замечательные, для каждого православного человека значимые: о священномученике, который совершил в тюремной камере свою последнюю службу (его подвиг показан на фоне других событий, происходивших в революционные годы в губернском городе N); о том, как будущая страстотерпица царица Александра исцелила раненого солдата и он пронес благодарное воспоминание об этом через всю свою жизнь; о том, как один обыкновенный пенсионер искал и нашел смысл бытия. И рассказаны эти сюжеты интересно. Но все это по-хорошему знакомо: пусть не эти самые, но неуловимо похожие истории уже были пережиты в свое время как чудо, потрясшее душу, и теперь при "повторном чтении" сердце с готовностью радуется родному и привычному - но никакого Открытия не происходит.

Совсем другое чувство возникает от крошечной (всего-то сто страниц) повести "Венчание" - это свое, тихое, неповторимо-личное слово о Боге, достигающее самых глубин души.

Впрочем, и в этой повести не все равноценно. Тема национальной розни, сделавшей чужими латышей и русских, развивается в духе безупречно "правильных" рассуждений и диалогов, которые для многих весьма привлекательны в жизни, но, будучи запечатлены в художественном произведении, выглядят несколько тяжеловесно и вызывают некоторое недоумение, для чего так подробно разъяснять очевидные вещи. Ну конечно, вражда и разделение - это плохо, а любовь, врачующая раны и соединяющая людей, - это хорошо. И конечно, кто-то, вопреки голосу совести, этой враждой упивается. И, само собой, больно за тех русских, которые всю жизнь прожили в Латвии, считая ее родиной, а она заклеймила их "чужаками" и "оккупантами". И слава Богу, что непримиримый националист Янис, покоренный красотой внутреннего мира Виктора и силой их с Лаймой взаимной любви, в конце этой истории берет у ненавистного прежде чужака-русского деньги на томограф, необходимый для латвийской больницы - так прежняя абстрактная вражда побеждается душевной близостью конкретных людей.

Но, как не устают повторять литературоведы, искусство отличается от науки тем, что не убеждает фактами и рассуждениями, а заражает эмоциями. Читатель должен не просто согласиться: "Да, жалко этих людей", а испытать чувство жалости, пережить вместе с ними ощущение заброшенности, обреченности. С этой точки зрения общественно-политическая тема повести, изложенная слишком уж прямо, скорее не удалась - и столь же очевидно и головокружительно удалась тема любовная. При этом повесть "Венчание" состоялась вдвойне: и как художественное произведение весьма высокого уровня, и, главное, как произведение духовное.

История первой любви всегда была благодатной темой для талантливых писателей. Балакшин с неподражаемым мастерством, чем-то сродни прустовскому, воскрешает в памяти героя дорогие детали, погружает его в сладостную грусть от осознания, что его светлое чувство к Лайме хранится где-то в тайниках сердца и одновременно безвозвратно утеряно, ибо неумолимо текущее время не щадит никого: ни того Виктора, ни той Лаймы уже больше нет на свете. Но окружающий мир все время вводит Виктора в соблазн поверить, что прошлое можно вернуть, что город В., где протекал их с Лаймой роман и куда он спустя четверть века вернулся, вызванный странной телеграммой, все тот же - и сразу же, обнадежив, обескураживает его необратимо изменившейся реальностью: переименованными улицами, новыми вывесками магазинов, тем, что близкая подруга Лаймы уже нянчит внуков, а сама Лайма безнадежно больна. Но вот сквозь постаревшее и изменившееся блеснет на мгновение то, прежнее, бесконечно дорогое - и вновь сжимается сердце героя от неутолимой боли и запоздалой нежности: "В одноместной палате на койке лежала... изможденная, остриженная, как новобранец, совсем седая, с провалившимися щеками старуха. Несомненно, он попал не туда. С подкатившей к горлу тошнотой (ох, как тут пахнет!) Виктор попятился... но веки лежавшей затрепетали, и во взгляде открывшихся, огромных от худобы лица глаз Виктор прочел родное выражение, над которым были бессильны и болезнь, и годы. Губы Лаймы искривились в жалкой улыбке, грудь поднялась на вздохе, веки снова смежились, и светлые ниточки слез пролегли к вискам. Виктор присел на край койки, с каждым мгновением узнавая Лайму, бережно взял лежавшую поверх одеяла обтянутую сухой, желтой кожей костлявую руку с черно-лиловыми пятнами гематом на кисти (от внутривенных уколов), поднес к губам". Сжимается сердце героя - а вместе с ним и сердце читателя, ибо кто из нас в течение жизни не расставался навсегда с чем-то любимым?

Собственно, это и есть сюжет повести - как человек может по своему легкомыслию и душевному нечувствию потерять самое дорогое и бесконечно важное и, даже не осознав этого, прожить по житейским меркам хорошую и благополучную жизнь. Действительно, "счастливчик с самого детства", Виктор остался таковым и до старости. Хотя, вернувшись из армии, он женился не по собственному выбору, а под влиянием родителей, и скорее по расчету, чем по любви, они с женой вырастили троих славных дочек, которые, в свою очередь, подарили им любимых внучат (о них он даже рассказывает Лайме и пытается в латвийском магазине купить одному из них игрушку). Удалась и его карьера - он занимает пост главы крупной фирмы и зарабатывает столько, что в городе В. появляется как "победитель жизни", направо и налево разбрасывающий пачки кредиток. При этом Виктор состоялся и как личность: не только не утерял те хорошие качества души, которые были у него во времена романа с Лаймой, но еще и приумножил - пришел к вере, крестился и начал воцерковляться (уже после смерти жены). Богатство не сделало его гордецом: когда нужно, он не требует, но смиренно и тепло просит (чем и пробивает брешь в глухой ненависти главврача Яниса к нему как к чужаку и к удачливому сопернику за сердце красавицы-Лаймы), когда нужно, готов помогать санитаркам в уходе за больными. Сам, не прибегая к помощи сиделки, он ухаживает и за Лаймой - меняет сырые простыни и клеенку, протирает пролежни и т.п. Виктор весьма образован, остроумен и обаятелен - и при этом отзывчив, щедр, прост в общении.

И только у постели умирающей Лаймы Виктор обнаруживает, что все это было не то, потому что давным-давно, не осознав, он предал женщину, которую любил и, главное, которая бесконечно любила его и доверилась ему. И не только предал, но даже за много лет не пожалел о своем поступке: "...с эгоизмом молодости он охотно бросился в объятия новой любви. Менял же Гете своих возлюбленных....Какую только подлость, какое предательство нельзя подкрепить тьмой исторических примеров!". Впрочем, и поступка-то как такового не было - наоборот, ошибка Виктора в том, что он отказался от принятия самостоятельного решения и отдался течению жизни: "Легко все списать на обстоятельства, оправдаться пошлой фразой: так сложилась жизнь. Но обстоятельства создают люди. Тебе отказали в полку сделать отметку в документах. Штабистов можно понять... можно понять и коменданта. Но ты же почти неделю куролесил в Москве у друзей, с которыми сошелся в поезде. Разве сложно было переодеться в "гражданку" - и через день ты в Риге, а вечером в В.? Но что теперь вспоминать и думать, когда ничего уже не вернуть назад".

Оценить глубину любви и верности Лаймы Виктор смог только тогда, когда, по обычной человеческой логике, все было утеряно безвозвратно - жить ей, уже старухе, оставалось считанные дни. Попав к ней домой, Виктор был поражен тем, что увидел: "...вся квартира - это маленький музей памяти того сержанта", Лайма всю жизнь берегла каждую мелочь, связанную с ним, ее первым и единственным мужчиной.

Но еще сильнее, чем мысль о непрожитых годах с любимой, Виктора потрясает другая невосполнимая утрата - он узнает, что у них с Лаймой есть сын, о котором он мечтал всю жизнь - и которого, по суду человеческой справедливости, лишился, потому что Вилис прожил без него все детские, самые важные в жизни человека годы, и, как покаянно говорит Виктор сыну, "исправить ничего нельзя".

Страшное слово "никогда" становится, кажется, самым главным героем повести.

Продолжение следует....

http://www.taday.ru/text/126596.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евдокия Варакина
Все статьи Евдокия Варакина
Новости Москвы
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Очередное убийство русского парня
Когда же наступит конец миграционному беспределу?!
27.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Двойные стандарты Бориса Корчевникова
Новый комментарий от С. Югов
17.09.2025 23:00
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от С. Югов
17.09.2025 22:40
Россия на распутье
Новый комментарий от Vladislav
17.09.2025 22:32
Какие сионисты, какой Хабад?
Новый комментарий от Vladislav
17.09.2025 22:20
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от Vladislav
17.09.2025 22:12
«Я первый генерал, перед которым Бонапарте так бежит»
Новый комментарий от Русский Иван
17.09.2025 18:40
Почему суд над Юшковым, а не над «судьями»?
Новый комментарий от Человек
17.09.2025 18:33