itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Все, что не по вере...

0
116
Время на чтение 6 минут
Не раз приходилось слышать, как кого-то, отправляющегося в паломническую поездку, просят: "Ты святыньку какую-нибудь привези...". И что-то всегда в этом задевало сердце. Словно нечто пренебрежительное слышалось в уменьшительно-ласкательном слове, кажущемся совсем неуместным, когда речь идет о чем-то, вызывающем благоговение. Но, впрочем, это может быть подходом слишком личным, основанным на каких-то субъективных ассоциациях. Объективно другое: сегодня и вправду так много появилось различных... "святынек", что и не знаешь иногда, как к ним относиться. Или точнее - как деликатно, но твердо высказать свое отношение.

В чем различие?

Что в собственном смысле слова почитается в Православии как святыня (исключая, разумеется, все то, что относится к Таинствам, поскольку тут ответ на вопрос ясен)? Это чудотворные иконы, мощи святых, иногда - места, связанные с событиями Священной истории. Такие, например, как Гроб Господень, Порог судных врат, Вифлеемский вертеп. Святыней становится порой и частичка облачения святого, рака, в которой почивало прежде его тело.

А "святынька"? Это - камешек со Святой Горы Афон. Земелька из дивеевской Канавки. Маслице из лампадки, горящей перед почитаемым образом. Четки, приложенные к мощам. И - многое другое.

В чем различие между тем и другим, святыней и "святынькой"? Оно очевидно. Первое - безусловно. Второе всецело зависит от отношения, от того смысла, который в это отношение вкладывается.

И в почитании подлинной святыни возможны определенные неправильности и искажения. В одном из своих ответов на вопросы учеников преподобный Варсонофий Великий не случайно говорит о том, что можно и нужно, войдя в храм, поклониться раке с мощами угодника Божия однажды, ну, может быть, дважды, но не бессчетное количество раз, чтобы чрезмерность не обессмыслила, не лишила в конце концов чувства благоговения это самое поклонение. Святые всегда близки к нам - в Духе Святом, все проницающем Собой. И в поклонении мощам важен тот труд, который мы подъемлем, когда совершаем такой легкий сегодня "подвиг" паломничества. И то смирение перед почивающей на них благодатью Божией, которое мы выражаем, творя поклонение. И, самое главное, важно то, что наше сердце в этот момент раскрывается, оказывается способным принять ту любовь, ту помощь, которые всегда готовы для нас у наших "братьев больших", но для которых так часто закрыты мы сами.

А бывает ведь и по-другому. Человек может жить вблизи святыни, может каждый день приходить на Гроб Господень, но его сердце будет оставаться холодным, а сам он - жестоким, гордым и тщеславным. И если при всем при этом он будет уповать на спасительность для себя такой близости к "источнику благодати", то чем это будет, как не магизмом, или, по ставшему уже устойчивым выражению диакона Андрея Кураева, "оккультизмом в Православии"?

Однако гораздо большая опасность развития такого "магического" подхода заключается в собирании "святынек", поскольку к ним у людей малоцерковных, могущих легко приобрести их в собственность, отношение зачастую бывает как к какому-то талисману. Ведь далеко не для всех ношение, скажем, пояска с 90-м псалмом - лишнее напоминание о необходимости почаще этот псалом прочитывать. Для огромного количества людей это просто некий оберег, не более того.

Есть и другой полюс опасности в этой ситуации - уже упомянутая выше утрата благоговения, в том числе - и по отношению к тому, что безоговорочно благоговения требует. Образно говоря - запас благоговения расходуется зря, напрасно. А стяжевается оно вновь великим трудом.

Вот человек, который приехал из очередного паломничества с десятком пузырьков с маслом из различных лампад, несколькими узелками земли с нескольких же могил прославленных и еще не прославленных подвижников. Оттуда же он привез с десяток небольших иконок, приложенных к чудотворным иконам или к ракам с мощами. Повернется ли язык сказать, что это плохо? В сущности, это не плохо и не хорошо. Все проявляется в плодах.

А плоды очень часто такие. Если на пузырьках с маслом не удалось сразу написать, какое от какой иконы, то потом это забывается, и они пылятся, украшая собой святой угол или какое-то иное, отведенное им место. Где-то там же лежит и земля. Лежит, потому что не знает человек, что делать с ней. Прикладывать к больному месту, как кто-то советует? Но почему для этого нужно взять ее из одного узелка, а не из другого? Выбрать трудно... Или просто перемешать все? Получается какой-то абсурд...

А иконки? Они ведь не помещаются все в святом углу, тем более что к ним с каждой поездкой добавляются новые. Равно как и к узелкам с земелькой, и к пузырькам с маслицем. И оказывается это в конце концов в полном забвении и небрежении. И вместе с тем что-то очень важное и дорогое угасает в душе, и там становится темнее и холоднее.

Коммерция и благоговение - вещи трудно совместимые

То, что для людей непросвещенных, не знающих по-настоящему жизни Церкви и ее учения, вера очень часто соединяется с суеверием - вещь общеизвестная и, по большому счету, закономерная. Тут и кроется источник различных "преданий старцев" (чаще - "стариц"), иногда нелепых, а иногда и просто душевредных. Почему, например, время от времени кто-нибудь да приносит в храм заплесневевший кусочек пасхального артоса и вопрошает: а что, дескать, теперь с ним делать? Все потому, что "в народе" распространено поверье, будто артос надо хранить целый год до следующей Пасхи, а в сложных, ответственных ситуациях (хотя бы - во время экзамена) класть его в карман для "удачи".

И, конечно, немало труда стоит священникам все эти предания постепенно, шаг за шагом искоренять. Деликатно, объясняя все очень вежливо и обстоятельно. Хотя делать это нелегко, когда приходится повторять одно и то же в разных ситуациях и десять, и двадцать и... сто раз.

Тем более что параллельно ведется весьма масштабная работа совсем иного плана. Кто не знает сегодня закона потребительского рынка? Спрос рождает предложение, предложение зачастую не удовлетворяет, а только расширяет спрос. Так происходит и в данном случае.

Огромное количество "наборов из Святой Земли": вода из Иордана, камешек с Голгофы (Елеона, Фавора, Кармила), небольшой деревянный крестик, земля из Палестины. А если таких наборов несколько попадает в один дом? Часто они также пылятся или убираются куда-нибудь далеко и глубоко.

Иконки Троицы с вложенной туда частицей Мамврийского (?) дуба. Как тут не удивиться? От него и так немного уже осталось, откуда же все это изобилие? Или кто-то потихоньку продолжает растаскивать по кусочкам это древо, под сенью которого встречал трех Ангелов праотец Авраам?

Ладанки, приложенные к мощам святых - не только в России, но и за рубежом, что особенно ценно. Ведь продаются они в наших православных магазинах и церковных лавках. Выбирай, что тебе угодно - хочешь от святителя Николая, хочешь - от святителя Спиридона, хочешь - от преподобного Сергия. Все в наличии, надо только заплатить установленную цену.

А есть вещи вовсе чудные. Например, мел из пещер. Его советуют... есть. Да, мел вообще бывает полезен людям с недостатком каких-то минералов. Но почему он вдруг становится святыней? И зачем в монастыре поблизости от пещер шьются мешочки, в них этот мел упаковывается, а затем продается? Риторический, конечно, вопрос.

И люди ведь едят этот мел. И другим его привозят. В подарок.

Опять-таки: самое главное - отношение

Хочу ли я сказать в этом тексте, что в принципе не нужно всего этого верующему человеку - ладанок, маслица от чудотворных икон, земельки с могил? Нет, конечно, это не так. Но все красит мера. И, в еще большей степени,- глубокая сердечная вера.

Если человек почитает того или иного угодника Божия от всего сердца, то даже маленькая деталь, вещь, как-то связанная с его памятью, будет для него большим утешением. Он в этой вещи, образно говоря, будет видеть руку святого, к нему дружественно протянутую. И неважно, что это будет - ладанка или земля с могилки.

И если перед какой иконой с умилением молился человек и из глубокого почитания перед Божией Матерью или подвижником, на ней изображенным, взял с собой пузырек с маслом, то он не будет у него пылиться и не потеряется, и не разольется где-нибудь в глубине комода. Но будет это масло, опять-таки, целительным и утешительным для него.

Не буду спорить. Есть и такие люди, чье сердце горит любовью ко многим святым. И для них естественно содержать в своем доме какие-то предметы, побуждающие к благоговейному воспоминанию возлюбленных им угодников Божиих. Но и отношение к ним, к этим предметам,- именно как к святыне. И так они и хранятся - в порядке и чистоте.

И святой угол может напоминать иконостас. Но тогда к каждому святому в нем надо обращаться с молитвой, хотя бы с самой краткой. А ведь бывает: устроен такой "иконостас", и даже взгляд лишний раз к нему не обратится. Только с него на нас устремлены взоры святых, полные сострадания и мягкого укора... По известному выражению, словом: "Весь иконостас, моли Бога о нас!".

Поэтому не надо "просто так", "на всякий случай" наполнять свой дом "святыньками", а потом забывать их. Но - только по вере. Потому что все, что не по вере, как свидетельствует апостол Павел,- грех[1].



[1] См.: Рим. 14, 23

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5270&Itemid=4
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Игумен Нектарий (Морозов)
Все статьи Игумен Нектарий (Морозов)
Последние комментарии
Пора вернуть смертную казнь!
Новый комментарий от Человек
29.09.2022 13:48
Новая Атлантида против Великой России и Святой Руси
Новый комментарий от Владимир С.М.
29.09.2022 12:47
О «гнилом мясе» на «Потемкине»
Новый комментарий от Тюменец
29.09.2022 12:03
Стрелков сегодня
Новый комментарий от Владимир С.М.
29.09.2022 11:27
Ювенальный гнойник на теле Новосибирска
Новый комментарий от наталья чистякова
29.09.2022 10:01
ФАДН предлагает ввести единую школьную форму с косынками для девушек
Новый комментарий от наталья чистякова
29.09.2022 09:45
«Пусть бегут», – напутствовал Лукашенко
Новый комментарий от наталья чистякова
29.09.2022 09:41