Сербия выбирает дорогу

0
186
Время на чтение 6 минут
Видовдан - самый большой религиозный и национальный праздник в истории сербского народа. Праздник, к которому относятся с огромным уважением не только Сербы, но также и другие народы, хорошо понимающие его смысл и значение. Это день и радости, и трагедии, событие, которое изменило дальнейший ход истории не только сербского народа, но вообще христианской Европы.

Битва на Косовом полеВидовдан многие сравнивают с Голгофой. Но как после Голгофы последовало воскресение, так и после Косовской битвы последовало воскресение сербского народа. Видовдан, по словам святителя Николая Велимировича, "приостановил моральный распад сербского народа. Дал нам целую галерею витязей веры, чести и самоотверженности, которая, без сомнения, ценится выше, чем какая-нибудь галерея мраморных изваяний, созданных в мирные времена народами, которые не имели своего Косова".

Во всю многовековую историю своего существования Сербская Православная Церковь играла заметную роль в обществе и жизни страны. Церковь не только несла духовное просвещение и хранила моральные устои, она была носительницей национальной идеи, истинным защитником культурного и национального наследия сербского народа.

Сербы хорошо помнят свою историю, и это, несомненно, ключевой момент их уважения к своей вере: во многом благодаря ей они не исчезли с этнографической карты мира за 500 лет турецкого ига. Одна из главных памятных дат Сербии - Видовдан - связана именно с многовековой борьбой сербов с турецким владычеством.

Сербия сегодня переживает трудные времена. Насильственное отделение Косова, разногласия сербских политиков - все это свидетельствует о том, что нынешнее время действительно смутное и тяжелое для сербов. Видовдан является хорошим поводом для того, чтобы присмотреться к политической обстановке в Сербии, обратить внимание на отсутствие внутреннего согласия у сербского народа.

Сербия долгое время жила и боролась за свою государственность под знаменем Православия. Это находило свое глубокое и всестороннее обоснование у всех государственных идеологов страны. История свидетельствует, что эти лозунги были созидательными, соответствовали стремлениям и чаяниям большинства народа. Они способствовали развитию экономики, культуры и социальных преобразований. Несмотря на суровые испытания, сербский народ в своем большинстве проявлял удивительное терпение и выдержку, долго и упорно был верен этому знамени.

Но, к сожалению, верность Православию как национальной идее к роковому рубежу XIX-XX веков оказалась подорванной. А от национальной идеи остался только естественный патриотизм, который никогда не умирал в душе народа. Новые времена потребовали выдвижения новых общенациональных идей и постановки новых исторических целей, близких народу, здоровых по содержанию и нравственных по своей сущности. От руководства страны требовалось качественно иное. И казалось, что именно это должно было стать основной исторической задачей сербской интеллигенции.

Но, увы! именно в этом сербская интеллигенция оказалась несостоятельной. В большинстве своем она проявила исключительную податливость западному влиянию, увлеклась политическими и социальными утопиями Запада, стала послушным и энергичным проводником разрушительных, антисербских, антинациональных идей... Результат всего этого оказался страшным, а расплата жестокой, но исторически справедливо заслуженной.

Погибло не только Косово - колыбель сербского народа. Под обломками обрушившегося величественного здания нашла свою гибель и сербская правящая элита. А перед народом разверзлась зияющая пропасть. Ему пришлось испытать огромные лишения, перенести исключительные страдания и понести неисчислимые жертвы. В настоящее время народ оказался обескровленным, истощенным, лишенным исторической памяти и национального сознания.

Вот почему сейчас так важны ответы на вопросы: что же из идейного наследия исторической Сербии можно взять на вооружение сегодня? какие идеи способны сплотить пока еще разрозненные патриотические группы и привлечь народные массы? под какими наиболее общими лозунгами могло бы выступать и бороться патриотическое движение? Вопросы очень нелегкие.

В нынешнем хаосе беззакония в Сербии четко соблюдается лишь один закон, да и то из области механики - закон инерции, или, скорее, инертности. Под его действием движется то, что должно остановиться, и живет то, что должно умереть. Но инертность - это бездеятельность, отсутствие правильной активности. Получается, что сербское правительство в настоящий момент движется под влиянием... бездеятельности. И это смехотворное движение позволяет народу иметь только основное для жизни - зажигать свет, покупать хлеб, ездить на работу - жить по инерции.

Но самое страшное - то, что представители правящей демократической структуры в сербском правительстве думают по инерции. Инакомыслие при всеобщей инертности не только не принимается, но и преследуется. И получается так, что правительство Сербии временами становится врагом собственного народа. И среди большинства сербского населения образ врага ассоциируется с образом правящей Демократической партии.

Демократическая партия во главе с президентом страны Борисом Тадичем стремится в Евросоюз, большая часть членов которого признала отделение Косова от Сербии. Идет торговля совестью, честью, добром и патриотизмом. В результате этой страшной торговли, в силу инертности сербских мозгов, торжествует бессовестное зло, бесчестье и поругание сербского народа. Уже ясно, что правящая структура в своей внутренней и внешней политике редко следует заветам Православия и не всегда руководствуется подлинными интересами народа.

С 2005 года, в течение вот уже нескольких лет, идет шумный дележ власти над державой между отживающими свое демократами и набирающими силу представителями радикального движения. Пророчески предвидя, что гибель исторической Сербии придет с Запада, представители Радикальной партии не раз призывали не только к неприятию, но даже к активному сопротивлению политике Западной Европы. Однако в ходе согласованных действий стран западного мира и вследствие разрушительной деятельности находящегося под их прямым влиянием правительства произошло отделение Косова. Это показатель того, что патриотическая общественность Сербии очень слаба и малочисленна, разъединена между собой и пока еще не способна развернуть патриотическое движение на действительно народно-массовой основе.

Правительство может временами в своей большей части быть непатриотичным, антигосударственным и антиобщественным, может ошибаться и безумствовать, может склоняться даже к преступлению или к самоубийству, примеры чему часто показывает история. Но такое правительство требует не слепого служения и поклонения, а сильного общественного противодействия.

Сербия сегодня нуждается в возрождении, сущность которого есть восстановление лучших и пригодных для современности ценностей исторической Сербии. Страна нуждается в творчестве, сущность которого есть создание новых, не бывших в сербской истории ценностей, но требуемых самой жизнью. Эти новосозданные ценности необходимо очень осторожно и осмотрительно приспосабливать и воплощать в исторически сложившуюся действительность. При этом нужно стараться избегать слепого заимствования и бездумного переноса ценностей западного происхождения. Речь идет не о том, чтобы восстановить какое-то одно вероисповедание, усилить его, сделать обязательным для всех. Речь идет о чем-то неизмеримо большем. Речь идет о коренном обновлении основных начал нашей политической, нравственной, социальной, культурной, общественной и государственной жизни.

И потому представляется правильным, чтобы знаменем возрождения стало, прежде всего, сильное и целостное государство. Сербское общество не должно быть просто правовым, где обязанности граждан сведены к нулю. Оно не должно быть и силовым, где граждане перегружены обязанностями и не обладают простейшими правами. Оно должно быть обязанностно-правовым, где права и обязанности граждан гармонично сочетаются и соответствуют складывающимся историческим условиям. А условия нашего сегодняшнего времени таковы, что обязанности должны, безусловно, преобладать над правами.

Политически целесообразно, чтобы лозунгом на патриотическом знамени было слово "единовластие". Это и близко национально-исторической традиции, и соответствует общественно-государственной необходимости нашего ближайшего будущего.

Целью деятельности патриотов должен быть не только народ, не только приумножение в нем истины, блага и красоты, не только раскрытие его охранительных и созидательных сил. Предметом забот патриотов должна быть, на наш взгляд, и православная вера, обеспечение ее свободы, бережное отношение к ее духовным ценностям, разумное использование ее богатств. Эти стремления и чувства настолько ясны и так глубоко заложены в душе сербского народа, что отпадает необходимость в дополнительном раскрытии этих высоких понятий. Священная целостность народа и веры и есть то, что называется Отечеством. Именно такое Отечество по праву является наиболее бесспорной идеей патриотического движения.

На идейном знамени, под которым Сербия шла по многотрудному историческому пути, было начертано: "Православие и патриотизм". Эти лозунги вполне соответствовали и духу, и характеру сербского народа. Однако деятельность нынешнего правительства вызывает подозрение, что его внутренняя и внешняя политика идет вразрез как с национальными, так и с духовными интересами сербского народа.

Сербский народ искренне верит и непоколебимо убежден, что в нынешнее смутное и действительно судьбоносное для страны время сербские политики станут руководствоваться теми православными и историческими ценностям, которыми всегда славилась Сербия.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/080627172902

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Миладин Митрович
Все статьи Священник Миладин Митрович
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06