Петров пост: традиция или модернизм?

0
263
Время на чтение 4 минуты

"В этом году пост после Пятидесятницы стал таким же по объему, как Великий пост, - и там, и там по сорок с лишним дней... Это есть некий модернизм", - заявил в эфире авторской передачи "Со своей колокольни" на телеканале "Столица" протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии, известный миссионер.

Хотя отец Андрей и оговорился, что не призывает "к тому, чтобы... пересматривать нынешнюю церковную традицию соблюдения Петрова поста", но просто советует "мягче относиться к тем православным христианам, которые по тем или иным причинам этот пост не смогут соблюдать во всей его строгости", его слова вызвали широкое обсуждение в интернет-СМИ и блогосфере.

Протодиакон Кураев напомнил, что еще в VI веке церковные каноны осуждали это как ересь квадразимитов, четыредесятников, то есть тех, кто считал, что надо поститься дважды в году по сорок дней, поскольку Христос якобы распинался дважды. Поэтому даже в VI веке считалось, что многодневный пост может быть только один раз в году. Редакция "Правды.Ру" попросила священника Миладина Митровича, клирика Сербской православной церкви и выпускника Московской духовной академии, подготовить справку об истории Петрова поста и традициях его соблюдения в разных поместных Церквах.

Петров пост стал широко известен только в первой половине IV столетия. Отсутствие точных исторических данных не позволяет достоверно воспроизвести историю его возникновения. Однако согласно Священному Преданию этот пост был установлен во время правления византийского императора святого Константина Великого, а его повсеместное распространение связано с событием воздвижения храмов в честь святых апостолов Петра и Павла в Константинополе и Риме. Освящение константинопольского храма совершилось именно в день памяти апостолов 29 июня (12 июля по новому стилю), и с тех пор этот день стал особенно торжественным во всем христианском мире. Высокий авторитет самых близких учеников Христа способствовал тому, что практика Апостольского поста вошла в богослужебную жизнь всех Православных Поместных Церквей и соблюдается до наших дней.

Во время поста верующие усиливают молитву, как активно посещая церковные службы, так и увеличивая домашнее молитвенное правило. Что касается принятия пищи, этот пост не является слишком строгим, а пища в целом может быть не столь простой и аскетичной, как, например, во время Великого поста. Больным и слабым, детям и беременным разрешается уменьшить постное правило по их силам.

Устав каждой Поместной Православной Церкви немного отличается. Так, согласно уставу Русской православной церкви рыба разрешается по субботним, воскресным и праздничным дням, а по понедельникам, средам и пятницам следует воздерживаться также от вина и масла. Однако на практике мирянам разрешается есть рыбу во все дни, кроме среды и пятницы.

В Болгарской Православной Церкви разрешается употреблять в пищу морепродукты, а от рыбы следует воздерживаться только по средам и пятницам.

Если русский паломник попадет в сербский или греческий монастырь, его могут удивить наличие рыбных блюд и морепродуктов за трапезой. Действительно, климат и близость к морю южнославянских народов наложили свой отпечаток на местные церковные традиции: уставы Сербской и Греческой православных церквей в этом отношении более просты и позволяют есть рыбу, морепродукты и вино. В Греции даже разрешаются молочные продукты и яйца.

Монастырский устав в Сербии во время этого не столь строгого поста не отличается от устава для мирян. Также в отличие от Русской Церкви, где устав един для всех монастырей, сербские монастыри наделены автономией и могут вводить свои собственные правила. Во время Петрова поста в Сербии популярны несколько национальных блюд: жареная форель, запеченная фасоль с айваром (овощная икра из баклажан, красного болгарского перца и лука).

Православная Церковь испокон веков подчеркивала духовное значение поста как лекарства от плотских страстей и оружия против греха. Однако в глазах современного человека понятие поста зачастую искажено, расплывчато и не имеет прямого отношения к христианскому мировоззрению.

Пост, как временное ограничение в еде и добровольное воздержание от вредных привычек, на протяжении веков являлся не только достоянием христианской Церкви, но и других религий. В древности он служил для укрепления телесной дисциплины и подготовки религиозных ритуалов. В настоящее же время пост нередко воспринимается как диета, ставящая своей целью улучшение здоровья и фигуры. Однако в христианской Церкви соблюдение поста всегда имело другой смысл и являлось средством борьбы с греховностью.

Для православных христиан соблюдение поста - одно из необходимых и даже радостных событий в жизни. Согласно церковному учению, пост сам по себе не цель, а лишь средство для достижения высших религиозных целей: он укрепляет, освящает и умножает духовные силы человека.

Период поста - благоприятное время, когда каждый верующий должен переосмыслить свое духовное состояние: свои поступки, духовные отношения с Богом и другими людьми. Пост, согласно учению Церкви, неотъемлемо связан с молитвой и покаянием, только с помощью которых возможно искоренение душевных страстей, таких как ненависть, злые намерения, зависть, злоба, гордость и прочие.

Поэтому для достижения истинных целей поста Церковь рекомендует верующим нести этот подвиг с исключительно христианскими представлениями. Любовь к посту как богоугодному делу, его тщательное соблюдение не позволят человеку сойти с верного пути, ведущего в Царствие Небесное. Только истинный пост делает человека способным к истинному общению с Богом, очищает его душу и дает все новые и новые благодатные силы для его нравственного преуспеяния.

Все противящиеся посту в действительности не признают ясное и важное правило, внесенное Господом Иисусом Христом в систему человеческого спасения: пост усиливает молитву, молитва и пост укрепляют веру, а вера все невозможное делает возможным.

http://www.pravda.ru/faith/religions/orthodoxy/11-06-2010/1035930-petrovpost-0/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Миладин Митрович
Все статьи Священник Миладин Митрович
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06