itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Свидетельство нашей живой связи с Богоматерью

Интервью с ключарем Градо-Хабаровского Успенского собора иеромонахом Ефремом (Просянком)

0
608
Время на чтение 8 минут
Албазинская икона Пресвятой Богородицы - самая известная, самая славная своей древностью, своими чудесами православная святыня на Дальнем Востоке. В столице региона всеобщим почитанием пользуется древний список этой иконы, находящийся в Градо-Хабаровском соборе Успения Божией Матери. С этим образом, по отзывам прихожан и духовенства храма, уже несколько лет происходит чудо - икона постепенно становится светлее. О чудесном обновлении Албазинской иконы редакции портала рассказал ключарь Успенского собора, благочинный Хабаровской духовной семинарии иеромонах Ефрем (Просянок).

Почитание икон Богоматери началось в I веке нашей эры

- Отец Ефрем, Вы являетесь ключарем храма, посвященного Божией Матери, в нем находится чтимый Ее образ. Расскажите нашим читателям об истории почитания икон Богоматери.

- Как известно из Священного Предания, первые иконы Пресвятой Богородицы были написаны святым апостолом и евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовали Спаситель со Своей Пречистой Материю. Когда Пресвятая Богородица увидела написанные евангелистом священные изображения, она сказала известные слова: "Отныне благодать Моя с этими иконами да будет". Эти слова Богоотроковицы и стали отправной точкой для почитания священных изображений Девы Марии христианской Церковью на все времена.
Почитание икон Пресвятой Богородицы началось уже с I века бытия Церкви и с тех пор оно распространилось по всему лицу земли. Фрески римских катакомб Прискиллы, трактуемые как изображения Богоматери, датируются примерно концом II - началом III столетия. На этих фресках изображены сцены Благовещения, а также другие эпизоды из земной жизни Владычицы Неба.

- А к какому времени относится повсеместное распространение этой традиции?

- После того, как Церковь, благодаря Миланскому эдикту, вышла из катакомб, церковное искусство стало развиваться очень динамично. В древней Византии, к примеру, в это время появилось очень много священных изображений Богородицы. Именно образы, написанные в то время, стали эталоном иконографии Богоматери для последующих поколений иконописцев. К сожалению, по известным причинам практически не сохранилось икон доиконоборческого периода. Сохранившаяся Кикская икона Божией Матери, хранящаяся в Кикском монастыре на Кипре, считается иконой доиконоборческого периода, но это мнение оспаривается некоторыми искусствоведами. Тем не менее, сохранились мозаики с изображениями Пресвятой Богородицы, относящиеся к доиконоборческому периоду. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что именно иконография доиконоборческого периода - это эталон, на который равнялись иконописцы последующих эпох.

Многообразие образов Пресвятой Богородицы

- А существует ли вообще ответ на вопрос: сколько в настоящее время насчитывается различных икон Богоматери?

- Множество икон Пресвятой Богородицы прославилось к настоящему времени в разных местах земли. На данный момент насчитывается около 700 различных икон Божией Матери. Особо чтимых чудотворных образов в мире сейчас около 350. Но при всем многообразии эти священных изображений можно условно выделить несколько иконографических типов образов Пресвятой Девы.

- Если можно, расскажите об этом немного подробнее.

- Первый тип - это Богоматерь Одигитрия, или Путеводительница. На иконах этого типа изображается Божия Матерь с Младенцем на руках, при этом Пречистая Дева указывает рукой на Своего Божественного Сына. Сам Господь Иисус Христос сказал о себе, что он есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин 14. 6). И поэтому Пресвятая Богородица является нашей путеводительницей ко Христу, путеводительницей нашего спасения, отсюда и появилось название данного типа священных изображений Девы Марии. К этому иконографическому типу относятся Смоленская, Иверская, Казанская иконы Матери Божией.
Второй иконографический тип - Богоматерь Елеуса, или Милующая. На иконах этого типа изображено взаимное ласкание Божией Матери и Ее Божественного Сына. Эти иконы иллюстрируют нежное человеческое чувство, материнскую любовь Богородицы к Своему Сыну и Богу, молчаливую печаль о грядущих Его страданиях, смиренное принятие их неизбежности. Владимирская, Донская, Волоколамская иконы относятся именно к этому иконографическому типу.
Третий тип - Богоматерь Оранта, или Молящаяся. На иконах этого типа Заступница рода христианского изображается с воздетыми к Небу руками, как молящаяся за всех людей. Иногда на иконах этого типа изображается Богомладенец, находящийся во чреве Пресвятой Девы, окруженный сиянием. Такой тип иконографии Божией Матери называется "Воплощение" и изображает момент воплощения Господа Иисуса Христа во чреве Богородицы.
Следующий тип икон Богоматери - деисусный, представленный изображениями, находящимися в соответствующем ряду иконостаса. На этом типе иконы Пресвятая Владычица запечатлена в полный рост. Она предстоит в молитве к Своему Божественному Сыну. Об этом говорит то, что фигурка, лик, очи Пречистой Девы направлены в сторону Господа Иисуса Христа. Существует также и такой иконографический тип, как Всецарица. На ней Божия Матерь изображена с Богомладенцем, сидящая на престоле.
Одним словом, при всем многообразии иконографических изображений Богородицы их можно отнести к одному из указанных типов.

Многообразие "русских" икон Божией Матери - свидетельство Ее особого заступничества

- Когда почитание икон Богоматери распространилось на Руси?

Почитание Божией Матери на Руси началось одновременно с принятием христианства и распространилось повсеместно. Многие чудотворные иконы Пресвятой Владычицы - это благодатные дары Русской земли. Это свидетельствует, прежде всего, об особом покрове Царицы Небесной над Русью.

- Чем это почитание выражалось?

- Где бы не обосновывались русские люди, всегда на новом месте прежде всего они строили храм, часовню или иное церковную постройку, в котором помещался какой-либо из чтимых образов Божией Матери. Богородичные иконы всегда были неотъемлемой принадлежностью и каждого христианского дома. И поэтому, когда наши предки в XVII веке пришли на эти земли, они не могли не призывать в помощь Пресвятую Богородицу и под Ее покровом осваивали Дальний Восток. Икона, о которой мы с Вами говорим, и была принесена казаками как символ своего упования на всемощное заступление Небесной Владычицы.

Албазинская икона - богословие Воплощения в красках

- Какое значение для Православия имеет Албазинская икона?

- Албазинская икона Богородицы именуется еще "Слово плоть бысть". Это наименование, взятое из Евангелия от Иоанна (Ин 1. 14), было дано не случайно - на нем изображено Воплощение Господа нашего Иисуса Христа, Бога Слова, в пречистой утробе Всесвятой Девы.
Перед этой иконой молятся о помощи в семейных нуждах, о даровании семейного счастья. Семьи, не имеющие детей, молятся Богородице перед этой иконой о даровании чадородия, а женщины, носящие во чреве - о благополучном разрешении от бремени.
Данная икона относится к иконографическому типу "Оранта", и свое второе наименование - "Албазинская" - она получила по названию Албазинского острога, в котором была прославлена многими чудесами. На Дальний Восток, в тогдашнюю столицу этого необъятного края городок Албазин она была принесена иеросхимонахом Троицкого Киренского монастыря Ермогеном - первым православным священником и миссионером в этих землях.

- А какие, если можно так выразиться, богословские темы раскрыты на этой иконе?

- Само Воплощение Бога Слова, схематически изображенное на данной иконе, напоминает нам, что Пресвятая Дева Мария была избранной от всего человечества для того, чтобы послужить миссии Богочеловека на земле. Она дала Богу Слову все человеческое - душу, тело... Данная икона напоминает нам о великом смирении, великом послушании Пречистой Девы Божественной воле. И поэтому как благодатное следствие этого послушания стало возможным Боговоплощение.
Кроме того, этот святой образ напоминает нам о том, чтобы все свое упование мы возлагали на Нее, чтобы все нестроения, проблемы разрешались с ее помощью, потому что Она всегда готова прийти к нам на помощь, ибо имеет за Свое послушание Богу великое дерзновением пред Ним.
На данной иконе Господь Иисус Христос окружен сиянием. Эта деталь как бы говорит, что через Воплощение стало возможным обожение человека. Все благодатные средства, имеющиеся в Церкви, были даны Господом для того лишь, чтобы мы преображались, стяжали плоды Духа Святого для нашего личного обожения и жизни со Христом.

Чудо крепнущей связи

- Сегодня многие отмечают, что древний список Албазинской иконы в Вашем соборе заметно просветлел. Многие говорит об этом, как о чуде.

- Прежде, чем сказать непосредственно о чуде поновления нашей иконы, стоит сказать немного об ее истории.

Образ, находящийся в Успенском соборе - это список с чудотворной иконы Царицы Небесной, которая находится в Благовещенске. Первоначально он находился в Градо-Хабаровском соборе Успения Божией Матери. А после того, как в 30-е годы прошлого века собор был закрыт и разрушен, икона, ввиду ее высокой историко-художественной ценности, была помещена в запасник краеведческого музея. Там она находилась вместе со списком чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.
Хабаровский краеведческий музей, стремясь внести свой вклад в возрождение православной веры в пределах нашего Отечества, в дело укрепления единства российского народа, возрождения Дальнего Востока, передал эти две иконы Хабаровской епархии Русской Православной Церкви. Когда в 2002 году Успенский собор был построен и освящен, они вернулись, можно сказать, на свое историческое место.

- А когда и как началась обновляться икона?

- Албазинская икона во время своего нахождения в музее никак не поновлялась, не реставрировалась - она просто хранилась в запаснике музея. Но после того, как она была перенесена в храм, была возрождена дореволюционная традиция еженедельного служения акафиста Божией Матери, да и люди, приходя в Успенский собор, подходили прежде всего к ней, рассказывали Богородице о своих нуждах, благодарили за оказанные Ею благодеяния. И в этих условиях регулярного совершения богослужений и молитв она, в буквальном смысле, стала оживать.
Как отмечают люди, являющиеся прихожанами собора с самого момента его открытия, все это время икона словно постоянно поновляется. Впечатление такое, как будто с ней работает реставратор, снимающий потемневшую олифу. Особенно это заметно на одежде Пресвятой Богородицы.

- А сказывается ли происходящее каким-либо образом на приходящих к Пречистой Деве людях?

- Разумеется, чудеса происходят не только с самой иконой, но и с людьми, которые молятся перед ней. Вот один из примеров.
В прошлом году одна хабаровчанка свидетельствовала о чуде в ее личной жизни. Она двенадцать лет состоит в браке, но Господь не давал ей с супругом чад. Узнав об этой иконе, в течение достаточно долгого времени ходила к ней молиться. И теперь она в скором времени готовится стать матерью.
Это чудо взаимосвязано с тем, что происходит поновление иконы, которая живет внутри храма, перед которой совершаются богослужения и возносятся молитвы. Через наши молитвенные прошения перед иконой устанавливается живая связь с Богородицей - ведь в том и состоит назначение святых образов, которые возводят нас к своему первообразу.

- Скажите, а как Вы сами переживаете то, что происходит на Ваших глазах, когда Ваши прихожане рассказывают о таких событиях в их жизни?

- Это маленькое чудо такого, едва заметного поновления нашей святыни показывает, что связь между нами и Богоматерью жива и действенна. Об этом говорят и случаи чудес, совершаемых Пречистой по молитвам перед Ее иконой. Но даже если бы оно не происходило, это не было бы поводом для расстройства или недоумения - в любом случае Божия Матерь слышит все наши молитвы и всегда находится рядом с нами, всегда готова прийти на помощь. То, насколько тесной станет эта духовная связь, зависит во многом от нас.

Сила молитвы

- Нашу эпоху нередко называют постхристианской - люди в массе своей редко вспоминают о Боге, о молитве. Но все же - есть ли в душах отклик на то, что происходит? Приходят ли люди к Богоматери?

- На молебне перед Албазинской иконой всегда много людей, регулярно приходят помолиться и прихожане других храмов. Каждый член общины Успенского собора считает своей доброй обязанностью регулярное посещение молебна, ведь благодаря этому наша связь с Богородицей становится еще крепче.
С определенного момента мы стали раздавать тексты акафиста Божией Матери каждому, кто приходит в храм на молебен. Таким образом каждый становится не только слушателем акафиста, но и непосредственным его совершителем. Это дает свои добрые плоды.
Будем верить, что благодаря нашей молитве, горению сердец мы сможем быть еще ближе к Богоматери. Как уже было сказано, Она всегда, в любой момент нашей жизни находится рядом с нами, и мы можем сделать наше молитвенное единство с Заступницей и Ходатаицей нашего спасения еще теснее. Все это - богослужения, личные молитвы - да будут нашим малым вкладом в возрождение того, что совершали наши предки в Приамурье под покровом Албазинской иконы Божией Матери.
Беседовал Василий Жуков

http://pravostok.ru/ru/journal/theology/?id=772
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем (Просянок)
Лествица: Икона Пресвятой Богородицы
«Благодатное Небо»
07.12.2020
Психология и психологи в духовной школе
Хабаровский эксперимент
10.08.2020
Собор как школа повышения квалификации архиереев
Епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем поделился своими впечатлениями и мыслями об Архиерейском Соборе
09.12.2017
Хранительница Церкви и государственных границ России
Епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем о принесении в Биробиджан из Санкт-Петербурга иконы мученицы Параскевы Кочневой
24.11.2017
Все статьи Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем (Просянок)
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04