"Найти себя в себе самом"

0
527
Время на чтение 5 минут
Я начну с мнения, которое, возможно, покажется спорным. А именно: никогда, не только за многие десятилетия, но даже века, наша российская жизнь - и общенародная, и личная - не существовали столь "врассыпную", как сейчас, особенно в последнюю четверть века.

О человеке и его способности выстоять на всех ветрах времени, в меняющихся условиях жизни, думали всегда - и духовидцы-подвижники, и русские философы всех времен, и наши писатели-классики. Хочется вспомнить Нила Сорского и его мудрый завет: "Стяжи мир в душе своей". Это было сказано несколько веков тому назад (я написал: "назад", а хочется сказать: "Хорошо бы нам идти с этим вперёд, зная об этом, вбирая мир в душу свою и открывая душу перед миром").

Самопознание истинное возможно только в этой способности духа воб­рать в себя мир. А у нас чаще всё происходило (да и происходит) наоборот, к великому сожалению.

Но вот что сказал в одном из последних стихотворений Александр Твардовский, какой завет, какое мудрое напутствие нам оста­вил:

"Что нужно, чтобы жить с умом?
Понять свою планиду:
Найти себя в себе самом
И не терять из виду..."


А ведь нередко получается всё наоборот: "в себе самом", то есть в глубинах духовного самопознания, найти опору становится всё труднее и труднее. Почему? Да потому, что умаляется, а нередко исче­зает вечное чувство Родины, Народа, наконец, собственного достоин­ства (не амбиции!) - как величайшей ценности. Каков он - "мир в душе своей"?

У каждого из нас?

Трудный, сложный вопрос!

Наш ХХ век (после 1917 года и до середины 80-х годов) был много­летним насильственным движением по жёстко заданным "сверху" путям, отвергающим всё "прошлое". И всякое отступление от этой идеи жестоко каралось. Жертвы, принесённые во имя большевистской уто­пии, неисчислимы. Но вот почти четверть века мы живём в условиях "вседозволенности". Но она не помогает нам собраться, а наоборот, толкает к жизни "врассыпную".

Это, конечно, очень плохо. Но стоит ли жалеть об утрате той категорической и для всех обязательной "сверхузаданности"?

Ведь подлинная, истинная культура в течение XX века либо запрещалась, либо столь же конъюнктурно извращалась. Безжалостные репрессии сопровождали "процесс" на каждом шагу. На протяжении многих десятилетий мы были лишены и доступа, и интереса ко всем и ко всему, что относилось к истинной культуре. И поэтому, увы, впали в безвольный примитив, идеологизированный стандарт. Это сделало диалог с культурой, в сущности, мнимым, обезличенным, подчинённым спущенным "сверху" директивам.

Вот почему, когда пришло время, казалось бы, свободного общения с подлинной классикой, когда "открылась бездна, звезд полна", - у нас во многом не оказалось способности её понимать и ценить.

Срабатывает привычный многолетний рефлекс: человеческое "Я" оказывается в одиночестве, решение всех вопросов просто навязывается (но теперь уже не "сверху", а окружающей средой). "Как все - так и я". "Я" растворяется в "толпе", исчезает, так и не осознав, не пережив свою неповторимость и свою ответственность за самоё себя. Как это ни горько видеть, но многие наши современники утратили способность (и потребность!) глубоко, истинно понимать и мир, и себя самих. Мы оказались на пути к безликости. Внутренней, духовной. Впрочем, она легко и эффектно заменяется в повсе­дневной жизни набором броских (и - увы, тоже стандартных!) жестов и "гримов". Мы видим это на каждом шагу. Но вернёмся к культуре...

Разве не ясно, что годы идеологического приспособленчества, ска­жем, в литературе, написанной по директивам "социальных заказов", во многом лишили "массового" человека, выпеченного из стандартного советского "теста", способности выбирать из подлинной культуры и открывать собою и в себе подлинные истины? (Кстати, само слово "масса" и означает тесто, и взято оно из греческого первоисточника.) И тогда приходит, выражая и усиливая эту тенденцию, массовое чтиво, антикультурная "попса". Общедоступная и агрессивная. Всё это в новых усло­виях не дает видеть вглубь - в глубь мира, себя, жизни прош­лой и грядущей.

Веками жили мы - при всех различиях: религиозных, сословных, личных (духовенство, дворянство, мещанство, крестьянство), при всех сложностях исторической судьбы, - всё же общей жизнью. Мы росли от одного великого и всех питающего корня. Вот он: природа, родина, народ. Он всех объединял, всем давал силу. А ныне, в конце XX и в начале XXI в. РОДИНА всё больше превращается в "территорию", a НАРОД - в "население". А что происходит с ПРИРОДОЙ! Горькое, опасное состояние...

Как теперь "найти себя в себе самом"? Увы, чем дальше, тем при­вычнее становится движение по бездумному, общепринятому пути. Дви­жение, заданное извне.

Упаси Бог подумать, что это было "задано" нашему внутреннему ми­ру истинной культурой. Как раз - наоборот. Именно подлинная культура в те годы была либо запрещена, либо сведена к директивным примитивам, доказательств этому сколько угодно. Мы десятилетиями не знали философов В. Соловьёва, Н. Бердяева, Н. Лосского, С. Булгакова, Е. Трубецкого, С. Франка, П. Флоренского... Всё это - запрещённые име­на. Это и писатели, которые из глубин судьбы и души народной обраща­лась к нам в ХX веке. Трагическими были судьбы М. Булга­кова, С. Есенина, А. Ахматовой, А. Платонова, Б. Пастернака, А. Твардов­ского, А. Солженицына и многих, многих других. Был наложен запрет на души человеческие. Россия такого не знала никогда. Все должны были двигаться по указанному пути, не оглядываясь по сторонам!..

Вот лишь один из многих голосов того времени, голосов, страда­ющих от опустошения в умах и душах и - всё же находящих спасение в вечных истинах, завещанных человечеству. Вспомним, например, несколько строк из стихотворения Б.Пастернака "Рассвет", написан­ного в эти годы:

"Ты значил всё в моей судьбе.
Потом пришла
война, разруха,
И долго-долго о Тебе
Ни слуху не было, ни духу.
И через много-много лет
Твой голос вновь меня
встревожил.
Всю ночь читал я Твой Завет
И как от обморока ожил".

...В наши времена очень многое изменилось. По внешним впечатле­ниям - мы живём в условиях массовой вседозволенности и вседоступности. Но это ещё не свобода, тем более - не духовная свобода, ибо истинная свобода идёт из глубин народного и всечеловеческого самопознания, мудрого прозрения.

Нельзя не видеть, что на самом деле волна бездуховно­сти, вседозволенности, эгоизма, приспособленчества, корыстолюбия захватывает и определяет многие судьбы. Это проявляется и в культуре. Стала популярной низкопробная развлекательно-растлевающая псевдолитература. Пользуются успехом поверхностные телесериалы (например, искажённо истолкованный роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", примитивный, бьющий на низкопробные эффекты "есенинский" сериал и тому подобные манипуляции). Всё это освобождает души и умы от глубокого и постоянного труда самосотворения. "Конец наступит совсем не тогда, когда неожиданно хлынет с небес потопом библейским вода и всё живущее сгинет. Конец наступит уже теперь, бунты грохочут, как бури, и человек стал хуже, чем зверь, войну объявив культуре. Взрываются бомбы всюду подряд, в библиотеках, в музеях, и книги горят, картины горят... Спасайте же всё скорее! Ведь гибнут наука и красота и то, что неповторимо: искусство! - Разбита уже Пиета каким-то из одержимых. И ничего он не пощадит, наш век преступный и чёрный. И сотворённый Бернини Давид пращу опустит покорно. В тиши и мраке умрёт земля... Но через много столетий вернётся ветер на круги своя и солнце землю осветит..." Нонна Белавина.

...Словом, казалось бы: вот она перед нами - возвращённая БОЛЬШАЯ КУЛЬТУРА: "Открылась бездна, звезд полна..." Но истинной потребноси в овладении этой "звёздной бездной" пока явно не хватает. Это не может не тревожить. Вот почему тут, заключая этот краткий разговор об отношениях между нашими судьбами и великой культурой, нуж­но вспомнить предостережение, идущее из вечных глубин духовной муд­рости, нас оберегающей и открывающей истинные пути постижения мира и самопостижения. "Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их". (Мф. 7:13-14).

В этих немногих строках сказано ГЛАВНОЕ.

В.М.АКИМОВ, профессор Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, доктор филологических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России

http://pravpiter.ru/pspb/n198/ta013.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Акимов
Живая литературная коллекция
К выходу новой книги А.Г.Ракова "Гони, старик, свою лошадку. Былинки" ("Сатис", 2009)
21.11.2009
Все статьи Владимир Акимов
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28