Интервью кардинала Вальтера Каспера

Специально для Богослов.Ru

0
161
Время на чтение 4 минуты
25 мая 2008 года Московскую Духовную академию посетил председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер, находящийся в России с частным визитом. Богослов.Ru публикует интервью главного редактора портала протоиерея Павла Великанова с кардиналом Каспером, в котором обсуждаются актуальные проблемы развития православно-католического диалога.

Ваше Преосвященство, вот уже на протяжении девяти лет Вы являетесь Секретарем Папского совета по содействию христианскому единству. Как изменилась политика Папского совета после избрания нового Папы в 2005 г.?

Коренных изменений нет, потому что сейчас Папа имеет ту же фундаментальную позицию. Но изменилась методология, стиль и способы. Сегодняшний Папа - богослов, он ведет диалог с богословской точки зрения. Он хорошо знает учение отцов Церкви, что дает ему возможность лучше ознакомиться с православным богословием. Поэтому в экуменических отношениях приоритетными для него являются отношения с православными и восточными православными Церквами.

Сегодня отношения Православной Церкви и католического мира находятся на новом этапе развития. В чем Вы видите заслугу Совета?

Наш Папский совет всегда имел не только официальные, но и личные отношения, что очень важно. В самые трудные моменты мы сумели их сохранить. Мы имели много встреч и здесь, и на Западе. Очень важная часть работы Папского совета - помогать другим в нашей Церкви быть более открытыми для православных и других Церквей.

Участие представителей Московского Патриархата стало невозможным вследствие односторонних действий Константинопольского Патриархата в Равенне. Как Вы считаете, насколько легитимен принятый документ без участия Русской Православной Церкви?

Мы начали этот диалог со всеми Православными Церквами в целом, и мы не будем продолжать его без участия Русской Православной Церкви. Конфликт между Московским Патриархатом и Константинопольским Патриархатом - это вещь межправославная, и мы не можем вмешиваться в эти отношения. Мы очень надеемся на нахождение компромисса. Я уже говорил с митрополитом Кириллом о том, что уже дважды велись переговоры по этому вопросу с представителем Константинопольского Патриархата. И в июне, когда делегация Константинопольского Патриархата будет в Риме, я буду опять говорить с ними об этом.

Этот документ не ратифицирован ни одной другой Церковью и является не более чем рабочим документом. Это - только "намерение" одной части Смешанной комиссии. У нас не был начат процесс ратификации этого документа, он начнется только тогда, когда эта фаза диалога закончится. До этого момента он является только рабочим документом.

Недавно в одном из интервью Вы заметили, что сегодня встреча между главами Русской Православной Церкви и Римо-Католической Церкви является преждевременной.

Во-первых, хочу сказать, что для нас эта встреча очень важна и является одной из приоритетных. В то же время я очень хорошо понимаю аргументацию Русской Православной Церкви, поэтому мы не хотим настаивать. Будет время, когда обе стороны придут к согласию.

Как бы Вы прокомментировали информацию о "реабилитации" Мартина Лютера в Римо-Католической Церкви ? Как богослов, допускаете ли Вы такую возможность?

Те, кто говорили о возможной реабилитации, знают, что догматические позиции Мартина Лютера были осуждены, и это невозможно изменить. Но здесь можно отметить то, что ранее сама личность Мартина Лютера рассматривалась крайне негативно, а сейчас есть возможность представить его более реалистично, правдоподобно. Но догматические учения принять или изменить нельзя.

Очевидно, что сегодня Англиканская Церковь переживает сложное время. Какие, с Вашей точки зрения, могут быть прогнозы дальнейшего состояния Англиканской Церкви?

Можно сказать, что за последние 40 лет в этом диалоге с Англиканской Церковью мы сделали много шагов вперед. Но потом они ввели рукоположение женщин не только в священнический, но и епископский сан, изменения в этических нормах, чем очень отдалились от нас. Принять это, согласиться с этим мы не можем. Поэтому архиепископу Кентерберийскому я сказал прямо, что они должны решить, будут ли они вместе с традиционными Церквами или же с Церквами, вышедшими из реформы XVII-XVIII вв. Я не могу сказать, как будут развиваться наши отношения в дальнейшем, но летом, в июле, пройдет конференция, после которой, я думаю, этот вопрос будет как-то решаться. Это зависит от того, как и о чем они будут говорить на этой конференции.

Является ли возвращение латинской Тридентской мессы отходом от решений, принятых Вторым Ватиканским собором?

Мы не хотим возвращаться назад, к служению Тридентской мессы. Действительно, необходимо преодолеть это разделение внутри Церкви. Однако есть группы, которые тесно связаны с такой формой служения. Для нас ординальной формой является форма II Ватиканского собора.

Ваше Преосвященство, какие, на Ваш взгляд, наиболее важные богословские проблемы сегодня существуют между Православием и католичеством?

Мы больше имеем того, что нас объединяет, чем разъединяет. Центральная проблема - роль Римского Папы во Вселенской Церкви. Остальные несогласия связаны, пожалуй, с различиями в традициях, культуре, способах мышления. Но мы желаем быть едиными в этом различном.

В связи с недавним обращением части католического духовенства в Бразилии по вопросу целибата хотелось бы задать вопрос о Вашем видении возможности появления женатого духовенства в Католической Церкви.

На последнем заседании Синода в Риме, в прошлом году, 80% епископов выступили за сохранение традиций Западной Церкви, т.е. целибатство. В то же время мы допускаем в Восточных Католических Церквах существование женатого духовенства, где такая традиция существует. И мы за то, чтобы они и дальше ее сохраняли. Мы допускаем это. В последнее время в Восточных Католических Церквах заметна тенденция сохранения целибатства там, где было женатое духовенство. Не думаю, что в будущем будут подобные изменения.

Большое спасибо, Ваше Преосвященство, за содержательные ответы. Что бы Вы хотели пожелать читателям портала "Богослов.Ru"?

Католическая и Православная Церкви - самые близкие Церкви, более близкие, чем все остальные. У нас есть большое желание преодолеть это незнание друг друга, невежество. Это самый большой враг нашего сближения. Думается, осталось еще много предрассудков и непонимания. Хочется их преодолеть и открыть богатство, которое есть и в одной и в другой традиции и обогатить друг друга. Было бы хорошо, если бы была возможность встреч между профессорами, студентами, обмена опытом и знаниями, это позволило бы ближе познакомиться и обогатиться. Могу с радостью сказать, что многие католики с интересом смотрят на православную духовную богословскую традицию, относятся с уважением и с воодушевлением изучают.

http://bogoslov.stack.net/text/302075.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вальтер Каспер
Все статьи Вальтер Каспер
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 20:37
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 20:35