Между позором и надеждой: почему на Всенощной гасят свет

Сложные моменты Богослужения объясняет переводчик и преподаватель ПСТГУ диакон Михаил АСМУС

Посредине Всенощного бдения есть особый момент - начало утрени. В храме тушат все верхнее освещение и свечи. Горят только лампады перед иконами. Делается это ради сугубого внимания - читается Шестопсалмие.

Эта подборка из шести Псалмов (N 3, 37, 62, 87, 102 и 142) появляется в монашеских уставах с VII века. Она предназначена для молитвенного сопровождения перехода от ночи к дню. Перехода как в буквальном, так и в переносном смысле. На смену ночи, мраку, безысходности, вражде, искушению, позору, смерти приходят день, свет, надежда, мир, праведность, слава, жизнь. И приходят не сами по себе, а от Бога. Поэтому в Шестопсалмии звучат и мольбы, свойственные вечерним псалмам (зов к Богу о помощи), и хваления, характерные для псалмов утренних (прославление Бога за Его милости). Главная идея каждого из шести псалмов выражена в особом стихе, который повторяется в конце. Эти повторы указывают и на то, что Шестопсалмие в древности пелось как антифоны.

Психология грешника

Лейтмотивом первого псалма Шестопсалмия (Пс. 3) выбран стих, через совершенно обыденный образ выражающий упование царя Давида на покровительство Божие в самые трудные минуты жизни:
Аз уснух и спах, востах, / яко Господь заступит мя.

"Я [смог] уснуть и поспать, [а затем] встать, / ибо [я уверен в том, что] Господь защитит меня".

Уверенность псалмопевца выражена еще в одной строке, в которой отразилась историческая реальность (псалом был сочинен во время бегства Давида из-за восстания его сына Авессалома):

Не убоюся от тем людей, / окрест нападающих на мя.

"Не испугаюсь тысяч людей, / со всех сторон нападающих на меня".

Но для укрепления своей веры Давид не забывает попросить Бога о помощи:

Воскресни, Господи!.. т. е. "Встань, Господи, [на мою защиту]!.."

Эти слова воспринимаются христианами как относящиеся к воскресению (оно же - "восстание из гроба", оно же - "пробуждение") Спасителя, благодаря которому мы, говоря словами поэта-царя, "не боимся... нападающих на нас", ибо Сам воскресший Господь всегда защищает нас.

Главная мысль второго псалма (Пс. 37) - его конечная покаянная молитва:

Не остави мене, Господи, / Боже мой, не отступи от мене. / Вонми в помощь мою, / Господи спасения моего.

Последняя фраза означает: "Поспеши на помощь мне, / Господи, Спасение мое!"

Этому молитвенному воплю предшествует подробное описание тех мучений, какие испытывает грешник, потерявший мир с Богом:

Несть исцеления плоти моей от лица гнева Твоего, / несть мира в костех моих от лица грех моих.

"Нет здоровья в теле моем из-за гнева Твоего, / нет мира в костях моих из-за грехов моих".

И в этом же ряду:

Пострадах и слякохся до конца, / весь день сетуя хождах.

"Я стал жалок и совсем поник, / целый день я ходил угрюмый".

Яко лядвия моя наполнишася поруганий.

"Ибо внутренности мои полны язв..." и т. д.

Обрисовал царь Давид и психологическую сторону этого состояния: друзья оставляют грешника в одиночестве, зато враги (понимай - и духи злобы), видя это, сразу активизируются:

И нуждахуся ищущии душу мою, / и ищущии злая мне глаголаху суетная, / и льстивным весь день поучахуся.

"Ищущие же жизни моей усиливались [одолевая меня], / и желающие мне зла произносили проклятия / и целый день упражнялись в кознях".

Третий псалом (Пс. 62) написан в пустыне Иудейской. И царь-псалмопевец в пронзительнейшем на все века образе пустыни передает стремление человека к Богу:

Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю: / возжада Тебе душа моя, / коль множицею Тебе плоть моя / в земли пустей, и непроходней, и безводней.

"Боже, Бог мой, с раннего утра я ищу Тебя: / возжаждала Тебя душа моя, / а еще более плоть моя / в земле пустой, непроходимой и безводной".

Эта жажда Бога очевидно не осталась без ответа свыше, о чем свидетельствуют слова, ставшие припевом:

На утренних поучахся в Тя, / яко был еси Помощник мой, / и в крове крилу Твоею возрадуюся.

"В ранние часы дня я думал о Тебе: / Ты был Помощником моим, / и под покровом Твоих крыльев я буду радоваться".

Гимн милосердию

Четвертый псалом (Пс. 87), сочиненный сыновьями Кореевыми, - это молитва об избавлении от гнева Божия, воспринимаемого человеком как состояние, близкое к смерти:

Привменен бых с низходящими в ров, / бых яко человек без помощи, в мертвых свободь: / яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, / и тии от руки Твоея отриновени быша.

"Я был причислен к сходящим в могилу, / я стал, как человек, которому не поможешь, [как] лежащий среди мертвецов, / [и] как умершие от ран, лежащие во гробе, о которых Ты уже не помнишь / и которые отринуты от Твоей [защищающей] руки".

Но именно чувство богооставленности и вселяет надежду на избавление:

Еда мертвыми твориши чудеса? / Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? / Еда повесть кто во гробе милость Твою, / и истину Твою в погибели?

"Разве Ты будешь совершать чудо над мертвыми? / Разве смогут врачи возвратить человека к жизни и прославить Тебя? / Разве в могиле может быть поведана милость Твоя / и истина Твоя - в месте тления?"

На эти риторические вопросы сполна отвечает следующий псалом (Пс. 102), гимн милосердию Божию. Милости Божии верующим выражается в поистине космических масштабах:

Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.

Иными словами - "насколько высоко небо над землей, настолько высока милость Господня по отношению к боящимся Его".

Последний псалом Шестопсалмия (Пс. 142) делится на две равные части. В первой изображается душевное смятение человека, подвергшегося преследованию врага (в том числе - и духовного):

Яко погна враг душу мою, / смирил есть в землю живот мой, / посадил мя есть в темных, яко мертвыя века.

"Ибо враг стал преследовать душу мою, / втоптал в землю жизнь мою, / поместил меня в темноту, как давно умерших".

Вторая часть представляет собой усиленную молитву об избавлении:

...Изчезе дух мой; / не отврати лица Твоего от мене, / и уподоблюся низходящим в ров.

"...я совершенно пал духом; / не отвращайся от меня, / чтобы мне не уподобиться сходящим в могилу".

Для припевов выбраны две молитвенные просьбы. Первая - более беспомощная и смиренная:

Услыши мя, Господи, в правде Твое, / и не вниди в суд с рабом Твоим.

"Услышь меня, Господи, ради справедливости Твоей / и не судись с рабом Твоим".

Вторая - более уверенная и восторженная:

Дух Твой благий наставит мя на землю праву.

"Дух Твой благой да направит меня в землю праведности".

В контексте Новозаветного откровения последняя фраза пророчески предвозвещает сошествие на Апостолов и - через них - на всех христиан Святаго Духа, направляющего их жизнь к праведности. Эти же слова выбраны как прокимен праздника Пятидесятницы, в котором Благий Дух являет Себя как одно из трех лиц Единого Троического Бога, как невидимый, но всегда присутствующий Управитель бытия Церкви Христовой.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=46§ion=14&article=931
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Священник Михаил Асмус
Все статьи Священник Михаил Асмус
Последние комментарии
Идол против России
Новый комментарий от Русский Сталинист
24.02.2021 20:51
Страх наслоился на страх
Новый комментарий от Наталия 2016
24.02.2021 20:21
Почему продление СНВ-3 выгодно в первую очередь именно Джо Байдену
Новый комментарий от Русский Сталинист
24.02.2021 20:09
Акт содействия обороне США
Новый комментарий от Глеб
24.02.2021 18:57
На смену Путину придёт не либерал, а государственник
Новый комментарий от Тюменец
24.02.2021 17:19