Логика Евангелия versus логика Голливуда

0
195
Время на чтение 4 минуты
Самое сложное в искусстве - изобразить Того, Кого никто изобразить не мог. Сначала не мог, потому что не решался. Потом забыл, как Он выглядел, а вспомнить не удавалось. Потом было слишком много вариантов, у каждого - свой. Да и много еще можно найти причин для факта неизображения.

А еще сложнее передать мысли и образы тех, о ком теперь мы узнаем из священных книг. Но книги эти для праздного ума будут исторической находкой, а для человека ищущего духа, будут тем самым подспорьем в поиске. Евангелие - и подсказка, и загадка, и одна большая метафора. И многие разгадывали и до сих пор разгадывают то, что сказано там. Даже науки такие есть: библеистика, герменевтика, экзегетика и еще масса схожих. Но чтение - процесс увлекательный, и мы, следуя за автором, соскальзываем с букв в текст и представляем картинку: ход событий.
Какое искусство кроме кино может последовательно и наглядно передать этот ход? Никакое.

Попыткам осмыслить Священное Писание больше лет, чем нам с вами. Три фильма (Бен Гур - Quo Vadis - Страсти Христовы) по-разному повествуют об известном. Примечательно, что Америка в конце 50-х обратилась к героическому прошлому человечества ("Бен Гур"). В 2000-х один за другим появлялись фильмы о Евангелии ("Quo Vadis", "Страсти Христовы"). Наверное, это можно объяснить магией цифр, ожиданием конца света и прочими информационными поводами.

Но такой фильм - всегда событие. Потому что тема тонкая, этическая, мировоззренческая. И, так или иначе, при изложении хода событий автор сталкивается с проблемой: как показать его? И как выразить себя? Потому что все уже написано и рассказано, надо ведь с какой-то новой стороны взглянуть на "известное".

Бен Гур - Quo Vadis - Страсти Христовы

Фильм "Бен Гур" некоторые считают занудным и наивным. То ли оттого, что он длится 212 минут, то ли оттого, что характеры здесь, на первый, взгляд однозначные. А кто-то вообще удивляется, причем здесь Евангелие и Христос.

Дело в том, что в центре внимания - молодой иудей, который мужественно проходит перипетиями судьбы. Началом этому послужила встреча Иуды Бен Гура с другом детства римлянином Мессалой. Амбициозного мужчину император направил "присматривать" за Иудеей, не допускать мятежей и держать местное население под контролем, если что - убивать повстанцев. Бен Гур - богатый иудей в этой провинции. Он ценит могущество Рима, но еще больше жаждет свободы для своего народа. И конечно, он не желает, чтобы иудеи жили на своей земле под страхом смерти. Мессала благороден, но тщеславен и жесток. Так его показывает режиссер. Он любит, чтобы ему льстили. Важных гостей встречает свысока, беседует полулежа на массажном ложе, охоч до дорогих подарков. В то время как Бен Гур - скромный, добрый, хотя могучий телом и духом мужчина. Конфликт просится сам собой. Как двоим товарищам не подраться? По нелепой случайности Бен Гур попадает в тюрьму во власть Мессалы. Тут-то и начинается самое интересное и далеко не наивное действо.

Какая может быть цель у человека, которого предали, обманули, да еще мать и сестру бросили в темницу? Конечно, стоит выбраться из заключения и расквитаться с врагом - бывшим другом. Это логика Голливуда - логика Ветхого Завета. И она помогает Бен Гуру выстоять. Ненависть прямо-таки разрастается в нем вместе с мускулами, которые он заработал на галерах. Самая страшная казнь - медленная смерть на римских военных кораблях. Там люди превращались в тонкую жилу, которая медленно иссыхала от непомерной работы и ударов плетью. А Бен Гур выстоял, да еще и всех перехитрил. Так вот ведь в чем конфликт: разве ненавистью полно сердце человека? Она может наполнять, но в то же время разъедает душу. И эту внутреннюю вражду режиссер умело обнажает. Он просто сравнивает два мировоззрения на протяжении всего фильма.

В одном из кадров Бен Гур, закованный в кандалы, изможденный просил воды, и вдруг чья-то рука протянула ему чашу с питьем, он утолил жажду и посмотрел на незнакомца. Зрители доброго путника не видят, но понимают кто это. Темные вьющиеся волосы, кусочек грубой одежды мелькает на экране, сила взгляда, что заставляет римского воина остановиться...Вот оно. Этот дух доброты и любви появляется в фильме несколько раз. И, в конце-то концов, заставляет Бен Гура расстаться с ненавистью. Он меняется. Разве это однозначность и наивность характера?

Аргумент против зануд, которые считают фильм затянутым, - самый простой. Это драма. Картина строится на одном большом конфликте и нескольких захватывающих сюжетных линиях. Чего стоит хотя бы сцена соревнований на колесницах? Десять участников из разных стран, у каждого по четыре коня, удивительные костюмы, золотые латы, шлемы с гребнями на макушке, фиолетовые и красные туники, плащи, развивающиеся на ветру. Два главных противника: Мессала и Бен Гур. Причем римлянин использует запрещенные приемы. Живописные падения с колесниц на бегу, вероломные происки соперников - что еще нужно, чтобы задержаться у экрана подольше.

Бен Гур победил, но не один! Сначала ему помогала ненависть, потом вера. А еще любовь. Воплощением ее стала Хайа Харарит в роли Эсфири. Эта преданная и скромная иудейка в чем-то оказалась даже смелее Бен Гура. Ее красота передается не через физиологию, как это сейчас принято, а через жесты, движения, взгляд, поступки.

Как же режиссер Уильям Уайлер решил вопрос с изображением Христа? Он его тактично обошел. Сделал так, что картинка сама собой отпала за ненадобностью. Может быть, в этом и секрет? Человек показан не полностью, а фрагментарно. Сила личности передается через восприятие других людей. Чудо, которое совершается в конце картины, целиком связано с фигурой Христа. Суть учения Сына Божия здесь раскрывается не через последовательный пересказ евангельской истории, а через выдуманную, но в тоже время вполне реальную судьбу стороннего человека.

"Бен Гур" в 1959 году получил 12 "Оскаров". Даже ходили слухи, что студия, снимавшая его, была на грани финансового краха и искала выход из положения. Решили поставить на карту все, замахнуться на такую тему. Создатели не ждали успеха. Но получили пожизненную славу. Без сомнения она не была минутной. "Бен Гур" вошел в золотой фонд кинематографа.

Продолжение следует...

http://www.taday.ru/text/117917.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Гурова
Все статьи Наталья Гурова
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Александр Волков
21.12.2024 14:34
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.12.2024 14:27
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от kuzanez
21.12.2024 14:27
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.12.2024 13:57
У них всё возможно
Новый комментарий от Рабочий
21.12.2024 13:56
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Новый комментарий от Александр Волков
21.12.2024 13:40
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от учитель
21.12.2024 13:05