А еще сложнее передать мысли и образы тех, о ком теперь мы узнаем из священных книг. Но книги эти для праздного ума будут исторической находкой, а для человека ищущего духа, будут тем самым подспорьем в поиске. Евангелие - и подсказка, и загадка, и одна большая метафора. И многие разгадывали и до сих пор разгадывают то, что сказано там. Даже науки такие есть: библеистика, герменевтика, экзегетика и еще масса схожих. Но чтение - процесс увлекательный, и мы, следуя за автором, соскальзываем с букв в текст и представляем картинку: ход событий.
Какое искусство кроме кино может последовательно и наглядно передать этот ход? Никакое.
Попыткам осмыслить Священное Писание больше лет, чем нам с вами. Три фильма (Бен Гур - Quo Vadis - Страсти Христовы) по-разному повествуют об известном. Примечательно, что Америка в конце 50-х обратилась к героическому прошлому человечества ("Бен Гур"). В 2000-х один за другим появлялись фильмы о Евангелии ("Quo Vadis", "Страсти Христовы"). Наверное, это можно объяснить магией цифр, ожиданием конца света и прочими информационными поводами.
Но такой фильм - всегда событие. Потому что тема тонкая, этическая, мировоззренческая. И, так или иначе, при изложении хода событий автор сталкивается с проблемой: как показать его? И как выразить себя? Потому что все уже написано и рассказано, надо ведь с какой-то новой стороны взглянуть на "известное".
Бен Гур - Quo Vadis - Страсти Христовы
Фильм "Бен Гур" некоторые считают занудным и наивным. То ли оттого, что он длится 212 минут, то ли оттого, что характеры здесь, на первый, взгляд однозначные. А кто-то вообще удивляется, причем здесь Евангелие и Христос.Дело в том, что в центре внимания - молодой иудей, который мужественно проходит перипетиями судьбы. Началом этому послужила встреча Иуды Бен Гура с другом детства римлянином Мессалой. Амбициозного мужчину император направил "присматривать" за Иудеей, не допускать мятежей и держать местное население под контролем, если что - убивать повстанцев. Бен Гур - богатый иудей в этой провинции. Он ценит могущество Рима, но еще больше жаждет свободы для своего народа. И конечно, он не желает, чтобы иудеи жили на своей земле под страхом смерти. Мессала благороден, но тщеславен и жесток. Так его показывает режиссер. Он любит, чтобы ему льстили. Важных гостей встречает свысока, беседует полулежа на массажном ложе, охоч до дорогих подарков. В то время как Бен Гур - скромный, добрый, хотя могучий телом и духом мужчина. Конфликт просится сам собой. Как двоим товарищам не подраться? По нелепой случайности Бен Гур попадает в тюрьму во власть Мессалы. Тут-то и начинается самое интересное и далеко не наивное действо.
Какая может быть цель у человека, которого предали, обманули, да еще мать и сестру бросили в темницу? Конечно, стоит выбраться из заключения и расквитаться с врагом - бывшим другом. Это логика Голливуда - логика Ветхого Завета. И она помогает Бен Гуру выстоять. Ненависть прямо-таки разрастается в нем вместе с мускулами, которые он заработал на галерах. Самая страшная казнь - медленная смерть на римских военных кораблях. Там люди превращались в тонкую жилу, которая медленно иссыхала от непомерной работы и ударов плетью. А Бен Гур выстоял, да еще и всех перехитрил. Так вот ведь в чем конфликт: разве ненавистью полно сердце человека? Она может наполнять, но в то же время разъедает душу. И эту внутреннюю вражду режиссер умело обнажает. Он просто сравнивает два мировоззрения на протяжении всего фильма.
В одном из кадров Бен Гур, закованный в кандалы, изможденный просил воды, и вдруг чья-то рука протянула ему чашу с питьем, он утолил жажду и посмотрел на незнакомца. Зрители доброго путника не видят, но понимают кто это. Темные вьющиеся волосы, кусочек грубой одежды мелькает на экране, сила взгляда, что заставляет римского воина остановиться...Вот оно. Этот дух доброты и любви появляется в фильме несколько раз. И, в конце-то концов, заставляет Бен Гура расстаться с ненавистью. Он меняется. Разве это однозначность и наивность характера?
Аргумент против зануд, которые считают фильм затянутым, - самый простой. Это драма. Картина строится на одном большом конфликте и нескольких захватывающих сюжетных линиях. Чего стоит хотя бы сцена соревнований на колесницах? Десять участников из разных стран, у каждого по четыре коня, удивительные костюмы, золотые латы, шлемы с гребнями на макушке, фиолетовые и красные туники, плащи, развивающиеся на ветру. Два главных противника: Мессала и Бен Гур. Причем римлянин использует запрещенные приемы. Живописные падения с колесниц на бегу, вероломные происки соперников - что еще нужно, чтобы задержаться у экрана подольше.
Бен Гур победил, но не один! Сначала ему помогала ненависть, потом вера. А еще любовь. Воплощением ее стала Хайа Харарит в роли Эсфири. Эта преданная и скромная иудейка в чем-то оказалась даже смелее Бен Гура. Ее красота передается не через физиологию, как это сейчас принято, а через жесты, движения, взгляд, поступки.
Как же режиссер Уильям Уайлер решил вопрос с изображением Христа? Он его тактично обошел. Сделал так, что картинка сама собой отпала за ненадобностью. Может быть, в этом и секрет? Человек показан не полностью, а фрагментарно. Сила личности передается через восприятие других людей. Чудо, которое совершается в конце картины, целиком связано с фигурой Христа. Суть учения Сына Божия здесь раскрывается не через последовательный пересказ евангельской истории, а через выдуманную, но в тоже время вполне реальную судьбу стороннего человека.
"Бен Гур" в 1959 году получил 12 "Оскаров". Даже ходили слухи, что студия, снимавшая его, была на грани финансового краха и искала выход из положения. Решили поставить на карту все, замахнуться на такую тему. Создатели не ждали успеха. Но получили пожизненную славу. Без сомнения она не была минутной. "Бен Гур" вошел в золотой фонд кинематографа.
Продолжение следует...
http://www.taday.ru/text/117917.html