"Бумажный солдат": Повесть о потерянном времени

0
290
Время на чтение 4 минуты

«Он переделать мир хотел, чтоб был счастливым каждый, а сам на ниточке висел, ведь был солдат бумажный», - слова из песни поэта-шестидесятника Булата Окуджавы обрели новую жизнь в последнем фильме режиссера Алексея Германа младшего.

«Мне стало интересно посмотреть на другое время, которое, как ни странно, имеет много общего с сегодняшним днем», - раскрыл режиссер замысел «Бумажного солдата». Алексей Герман три года посвятил тому, чтобы зритель, придя в кинотеатр, почувствовал противоречивый дух 60-х годов. Понял, о чем думали те люди, а главное - увидел маленькие трагедии большой исторической эпохи. Картина получила главную премию Международного Венецианского кинофестиваля за режиссуру.

Главный герой, врач Даниил Поляковский (Мераб Нинидзе), готовит будущих космонавтов к первому полету. Неслучайно именно представитель этой профессии стал героем картины. Врач в 60-е - это типичный интеллигент, который много читает, много думает, а порой и много говорит. Поляковский постоянно рефлексирует на тему нужности таких подвигов ради государства, как полет в космос на еще неиспытанной ракете. Его беспокоит страх за будущее тех, у кого он ежедневно проверяет пульс. При этом он верит в заветы Ильича. Он считает, что счастливое общество еще можно построить. Остался всего один рывок. И этот рывок - запуск человека в космос. Мысль о том, что это главная цель, внушается правительством. И хотя Поляковский с этим будто бы согласен, но что-то мешает ему всей душой уверовать в идею. «Я тоже думаю, что нас что-то ждет...Только откуда у нас такая разболтанность, такое желание постоянно размышлять, рассуждать, бежать от важной, необходимой работы?..», - говорит он вслух.

Время, в котором живет герой, выступает внешним катализатором всех его размышлений. Он понимает, что сегодня время мечтаний, перемен и свободы. И вот Поляковский на даче с друзьями пьет хорошее вино и даже позволяет себе критиковать власть. Но это дома. А на работе видит, как один космонавт по неосторожности заживо сгорает в барокамере. Это дело, конечно, быстро замяли. Но память осталась. И спать спокойно больше невозможно.

Время обманчиво. Оно может казаться внешне привлекательным, но оказаться иным внутри. Оно может укусить. Гагарин, который в фильме показан как один из возможных кандидатов в космонавты, уверен в своей победе на 100%. Он как раз относится к тем, кто видит возможности времени, использует их, отметает все сомнения, не стремится противостоять ситуации. Но есть другие, такие как Поляковский или пытающийся покончить с собой космонавт. Они бумажные солдаты. Это собирательный образ героев эпохи, которые мечтали изменить мир к лучшему, мечтали искренне, но боялись обмануться, ошибиться в своем выборе. Или верили слишком сильно, но оказались заживо съеденными временем.

Весь фильм выполнен в зелено-серой гамме, цветах морока и забытья. Свое место в пространстве находят туманы, застилающие сомнениями мысли героев. Порой складывается ощущение, что маховик времени остановился. Все это напоминает долину забвения, где нет места деятельной жизни человека. Мысли героев затуманены, все поступки кажутся им бесполезными и ненужными. Параллельно с экзистенциальными проблемами начинаются вполне бытовые трудности. Жена Поляковского, роль которой исполняет Чулпан Хаматова, мечтает о ребенке, которого он не хочет, и одновременно сражается за сердце мужа с соперницей. Хотя, по сути, это сердце уже давно проиграно. Оно теперь принадлежит миру совсем других вопросов. По фильму получается, что сгорает тот, кто сомневается. Тот, кто тверд, тот жив.

Шестидесятые Германа неоднородны и противоречивы. В то время как одни мучились сомнениями и цитировали «Трёх сестёр» Чехова, другие, более прагматичные пользовались ситуацией. Жители казахских степей, не видевшие ничего кроме своих ветхих избенок и железной дороги, в начале картины продавали портрет улыбающегося Сталина за 17 рублей. А после успешного запуска ракеты уже за 40. И были этим очень счастливы, потому что «после» покупать начали охотней.

И, тем не менее, нельзя ограничивать замысел режиссера строгой дуальностью. Всегда были те, кто действует, и те, кто сомневается, но это еще не значит, что кто-то из них в выигрыше. Поэтому и «Бумажный солдат» не заканчивается тогда, когда по логике все подошло к своему завершению. Действие картины идет дальше. И мы видим как подробно режиссер описывает смерть главного героя. Поляковский встречается с родителями, которые давно его ждут, он возвращается домой. Он обретает другую жизнь. А вот смерть Гагарина вовсе осталась за кадром. Мы это узнаем из краткого сообщения одной из героинь. И все его прошлые стремления и надежды выглядят совершенно бессмысленными. Подвиг значил многое, но не все. Идеальная жизнь общества не построена, а жизнь человека закончена. Еще один бумажный солдатик сгорел.

Сам подход режиссера к этому времени и событию знаменателен, хотя на первый взгляд и не оригинален. История здесь показана глазами незаметных, но незаменимых. Герман делает так, что мы чувствуем настроение 60-х, их вкус, узнаем шутки. Внимательно режиссер относится к деталям, показывает все от шприцов многоразового использования до шерстяных «треников» с лампасами.

«Бумажный солдат» - фильм тягучий и продолжительный. Смотреть его непросто. В него нужно всматриваться, вслушиваться, вдумываться. В нем нет динамики, экшна, ярких и вкусных картинок попкорнового кино. По словам Алексея Германа, «Солдата» решили снимать не по голливудским стандартам.

Алексей Герман признался на премьере, что работа над картиной шла тяжело. Под конец у всей съемочной группы сильно болела голова, а настоящие врачи стали главной темой разговоров.

«Бумажный солдат» - это даже не драма, а драматическая эпопея, потому что здесь время становится главным героем. О времени размышляют, в нем живут, его чувствуют и стараются обуздать, а некоторые даже обогнать. Но эту эфемерную категорию не так-то просто приручить. Либо ему покоряешься, либо его теряешь. Что и происходит с героями кинокартины.

http://www.taday.ru/text/144380.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Гурова
Все статьи Наталья Гурова
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от С. Югов
18.12.2024 16:27
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Сергей из НН
18.12.2024 13:24
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 13:20
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Рабочий
18.12.2024 12:38
Восстанет народ на народ и царство на царство
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 11:03