Свобода для всех

0
401
Время на чтение 8 минут
Можно ли почувствовать себя свободным, будучи запертым в психоневрологическом интернате с тяжелым душевным недугом, брошенным близкими в больничной палате в глубокой старости или находясь в тюремных узах? Можно, если вы верите в Бога. Потому что настоящее ощущение свободы приносит только радость общения человека с Богом. Этой радостью со своими подопечными стараются поделиться прихожане Преображенского храма удмуртского села Ягул и их настоятель прот.Михаил Карпеев.

Две лиственницы на могиле священника Михаила Елисеева и его супруги Татьяны видны издали. Они были расстреляны большевиками в 1919 году, у северо-восточной стены Преображенского храма удмурдского села Ягул наряду с другими "врагами советской власти". Стена до сих пор хранит отметины от пуль. В этом храме о. Михаил служил настоятелем. "Но вы пока не найдете их среди прославленных новомучеников, - говорит нынешний настоятель Преображенского храма прот. Михаил Карпеев. - Для прославления нужно работать с архивами, собирать документы, а у нас на это, к сожалению, пока нет времени". 10 лет назад, когда батюшку назначили на этот приход, здание храма, перекроенное изнутри кирпичными стенами служило одновременно сельским клубом, детской комнатой милиции, парикмахерской и загсом. Отсутствовали колокольня и купольная часть. Реставрацию вверенного ему храма отец Михаил начал одновременно со служением в психоневрологическом интернате соседнего поселка Нагорный и двух близлежащих колониях строгого режима. На вопрос, как удается ему все совмещать, батюшка отвечает: "Помните слова: "Был болен и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф.,25,36). Я понял так, что они адресованы и ко мне тоже. А раз сказано - нужно делать. Да и не один я, мне помогают мои прихожане".

Обои для зоны

"Когда вы приходите в исправительную колонию с открытым сердцем и желанием нести слово Божье, нужно помнить, что вас на этом пути подстерегают серьезные испытания. Прежде чем довериться вам, заключенные сначала будут испытывать вас "на прочность", чтобы узнать: боитесь вы их или нет, пришли, чтобы честно и откровенно поговорить о волнующих духовных проблемах или "для галочки"? - говорит о.Михаил. - Например, рассказываешь что-то им, а один все время перебивает, глупые вопросы задает, старается вывести из себя. Если на этого провокатора среагировал - потеряешь к себе уважение".

Но бывает, в назидание, Господь сам наказывает любителей посмеяться над Ним.

Несколько лет назад один из осужденных захотел креститься второй раз. Как он это объяснил: "ради хохмы". На предостережение товарищей только рукой махнул: "Чепуха, обойдется". Отец Михаил ничего не знал об этом и крестил его повторно. Через некоторое время у насмешника открылась мучительная язва на боку. Из больницы написал батюшке, что раскаивается, хочет исповедаться и причаститься перед операцией. О. Михаил съездил к нему. Вскоре этот человек умер. Ему не было и сорока лет.

"Есть и такие, кто пытаются использовать вас в своих целях, например, просят передать на волю письмо. У нас был такой случай. За это администрация запретила нашему добровольцу посещать колонию, - продолжает о.Михаил. - Человек хотел доброе дело сделать, а получилось наоборот. Есть среди заключенных такие, кто постоянно везде пишет письма с просьбой прислать им молитвословы и духовную литературу. В моей практике был случай, когда один попросил даже несколько рулонов обоев, якобы чтобы обклеить стены в храме колонии. На самом деле, все это зэки обменивают на нужные для себя вещи. Молитвослов может запросто уйти за пачку сигарет. Поэтому перед тем как отправить посылку, лучше поговорить с батюшкой, посещающим эту колонию.

Но к счастью среди заключенных есть и такие, кто искренне стремится к Богу. Благодаря им мы чувствуем, что приходим сюда не напрасно".

Например, когда в обеих колониях строились храмы (в этом о.Михаилу удалось убедить администрацию обеих колоний), часть зеков с большим усердием помогала в этом деле. Ведь в их среде авторитетней тот, кто сильней духовно, а не физически. "Верующего человека труднее "размазать по стенке", подмять под себя. Кроме того, в храме осужденный чувствует себя свободным человеком. Может спокойно помолиться. Никто не допекает и не кричит на него, - говорит доброволец Сергей Б. - Кого-то это раздражает. Был случай, когда один из "блатных" заявил старосте храма: "Я к вам "опущенного" в храм запущу, он все иконы перецелует и осквернит их". И услышал в ответ: "Странный ты, от иконы только освятиться можно, а не оскверниться". "Блатной" так растерялся, что даже не нашелся, что на это ответить.

"К сожалению, осознание, что раньше они подходили к Чаше без должного смирения и понимания, это приходит к осужденным лишь через несколько лет, - продолжает о. Михаил. - И были даже случаи, когда зэки благодарили Бога, что их посадили, иначе бы они ничего не поняли, продолжали так же грешить и совсем погибли бы".

Дела милосердия привлекли к о.Михаилу и ребят из движения "Православная молодежь Удмуртии". 10 молодых людей вместе с ним посещают колонии и психоинтернат, хотя духовно окормляются в других храмах.

По мнению прихожан Преображенской церкви, в этом нет ничего удивительного. У о. Михаила талант объединять вокруг себя людей на добрые дела. Это происходит оттого, что он сам никому никогда не отказывает в помощи и в этом случае очень скор на подъем. Поэтому вокруг него собираются такие же отзывчивые люди. У них разные профессии и имущественное положение, но ни одно обращение о. Михаила к прихожанам не оставалось без ответа. Например, при храме живет семья русских беженцев из Таджикистана. Приход обеспечил их жильем, работой, продуктами, вещами, предметами быта и необходимой мебелью. Сейчас прихожане помогают этой семье в оформлении российского гражданства. У Преображенского храма так же есть свой сайт (http://yagul.orthodoxy.ru/), где публикуются объявления с просьбами о помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (последнее - о помощи мальчику-инвалиду 14 лет). Узнав о социальной работе Преображенского прихода, известный военный конструктор Михаил Тимофеевич Калашников (который живет в Ижевске) пожертвовал в храм напрестольный крест.

Учат тепло и ласка

Психоневрологический интернат в поселке Нагорный состоит из двух отделений. В первом живут пациенты со слабой формой олигофрении. Второе отделение интерната называется "Милосердие". Здесь живут старики и страдающие тяжелой формой олигофрении. Ольга Федоровна Зорина по благословению о. Михаила ведет воскресную школу для больных в первом корпусе около полутора лет. "Наши занятия длятся не более 40 минут, на них собирается 15-20 человек. Каждый раз они встречают меня всей гурьбой, и прежде чем начнется занятие, мы несколько минут обнимаемся с девушками и обмениваемся рукопожатием с юношами (многие обитатели интерната, хоть люди и взрослые, выглядят на 15-20 лет моложе своего возраста). У многих есть близкие люди, но приезжают они редко. Если на своих занятиях я вижу сияющее от счастья лицо, то понимаю, этого человека навестили родные. Поэтому потребность в душевном тепле, любви и ласке у моих учеников особенно обострена. И я стараюсь, как могу каждому из них проявить внимание. Как-то раз моя предшественница угостила весь класс вареньем, и один из ребят свою радость выразил так: "Ой, Валентина, как у мамки побывал!"

В основе программы лежит церковный календарь. Подопечные Ольги Федоровны очень живо переживают все евангельские события, иногда даже поправляют ее, но особенно любят слушать и обсуждать Рождество Христово, чудеса Спасителя, заповеди блаженства, притчи о блудном сыне и о любви к ближнему.

"Мы выучили несколько молитв: "Верую", "Богородице, Дево, радуйся" и 90-й псалом (у людей с олигофренией плохая память, но если регулярно повторять, они запоминают). Некоторые просят принести им Библию, Закон Божий, рассказы о святых, - продолжает наша собеседница. - Однажды темой нашего занятия было иконоборчество, меня попросили разъяснить, почему православные в отличии от протестантов почитают иконы. С этого момента я поняла, что мои ученики отнюдь не бездумно воспринимают все, что я им рассказываю, им хочется более глубоко разбираться в Православии. Иногда на этих занятиях я слушаю истории об их личных переживаниях, бывает, жалуются, что к ним долго никто не приезжает из близких. Порой кто-то обращается за поддержкой: "Вот он матерился вчера, скажите ему, что это же не хорошо" или "Скажите батюшке, чтобы помолился обо мне - мне плохо". Если я долго не приезжаю из-за болезни или каких-то дел, то скучаю по интернату".

Дверь во второй корпус всегда закрыта на ключ. Если у больных первого корпуса есть возможность выходить на улицу, работать на огородах и возиться с поросятами на скотном дворе, то жители второго никогда не покидают его стен. Именно туда в первую очередь идут о.Михаил и добровольцы, когда приезжают в интернат.

Пока батюшка готовится к молебну, добровольцы-"преображенцы" одевают крестики на тех больных, кто их потерял (что случается весьма часто) и заново клеят на стену бумажные иконы (после молебна больные их часто срывают).

Во время молебна напряжение и суровость на лицах бабушек постепенно сменяется умиротворением. Гнетущая душу атмосфера душевной болезни, охватывающая вас, едва вы переступаете порог интерната, постепенно рассеивается. Сердце сжимается от острой жалости и сострадания к этим людям, рядом с бедой которых ваши собственные проблемы кажутся ничтожными. Всеобщее оживление вызывает окропление святой водой. Чтобы набрать ее про запас, кто-то бежит за своими кружками. Пока о. Михаил обходит палаты с лежачими больными, добровольцы раздают всем сладости. Некоторые бабушки и старики просят развернуть им конфеты (от старости не слушаются пальцы). Кто-то жалуется на боль в перебинтованной руке, кто-то на "колдунью" из соседней палаты, наложившую "заклятье", кто-то просит привезти лекарства или мазь для суставов (хотя, по словам медперсонала, старики имеют все необходимое), а кто-то сетует, что у нее украли бумажную иконку или книжку о святых с красивыми картинками (тумбочки не запираются и больные, бывает, таскают друг у друга разные вещи). "Им очень важно, чтобы кто-то их выслушал, пожал руку, улыбнулся, сказал несколько теплых слов, посочувствовал", - говорит доброволец Ольга Лунина.

Добровольцы бывают в интернате раз в два месяца (не считая больших церковных праздников). Там их всегда ждут и просят приезжать почаще. Но пока это невозможно, автобус до Нагорного ходит три раза в день и всегда битком набит.
Нескольким добровольцам я задал один и тот же вопрос: зачем они приезжают в психоинтернат, ведь там такая тяжелая обстановка, что ко многим больным даже не ездят близкие люди. Одни говорили - "по просьбе батюшки", другие - "это мое покаяние за грехи прошлой жизни", а одна девушка ответила: "Так я борюсь с собственным унынием. Говорят же, если на душе плохо, найди того, кому еще хуже, позаботься о нем и станет легче".

Откуда берутся алтарники?

Римма Вьюгина вместе с мужем Сергеем в числе 20 добровольцев, регулярно приезжает в психоневрологический интернат. Она - иконописец-реставратор. "Как-то я спросила батюшку, откуда у него в храме берутся алтарники - эти чистые мальчики и юноши, живущие в нашем полном соблазнов нецерковном мире. Он просто ответил: Бог посылает. Точно так же я могу и объяснить, как в нашем храме появились люди, готовые отозваться на батюшкин призыв помочь другим, - говорит Римма. - У меня были серьезные проблемы со здоровьем, а врачи все никак не могли поставить диагноз. Я стала расспрашивать батюшку, что мне делать, кому молиться или в какой монастырь поехать, чтобы получить облегчение и, может быть, исцеление. Он выслушал меня, а потом спросил: а у вас не онкология? И подарил мне икону "Всецарицы". Врачи скоро назвали мне именно этот диагноз, сказав, что не проживу больше трех месяцев. В это время я реставрировала очередную икону для нашего храма. Иконы приносят к нам утраченными почти на 90%, иногда лики искромсанны ножами и гвоздями, либо в виде вязанки досок. Муж склеивает их по досочкам, а потом уже подключаюсь я (Вьюгины не берут плату за свою работу, ими возвращено к жизни 15 больших храмовых икон. - А.Р.). И я подумала - кто же будет реставрировать, если меня не станет? Я стала молиться "Всецарице", обратилась за молитвенной помощью к батюшке и нашим прихожанам. Бог даст, еще поживу и осуществлю свою мечту - храм распишу".

В настоящее время львиная доля работ по реконструкции храма уже проделана. Но нужно восстанавливать купол и колокольню, провести газ. Три года назад, когда храм уже был готов к росписи, случился пожар. Пожарные залили водой весь чердак. Вся подготовительная к росписи работа оказалась напрасной, нужно все начинать сначала. В надежде, что Господь не оставит их, члены Преображенского прихода ежедневно читают акафист разным святым, и не бывает дня, чтобы эта молитва прерывалась.

Для тех, кто остался неравнодушен к судьбе храма и может, помочь сообщаем адрес и реквизиты прихода храма Преображения Господня:

427018, Удмуртская Республика,
Завьяловский р-н, село Ягул
Ул.Холмогорова, 1 Б
Тел.(3412) 62-87-46

ИНН 1808690371,
КПП 180801001,
ОКВЭД 91.31
ОКПО 43656900
р/с 40703810100010000062
в ОАО "Мобилбанк" г.Ижевск
к/с 30101810600000000825,
БИК 049401825
http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=10017&article=914
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Реутский
Все статьи Алексей Реутский
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06