Дамиан де Фостер (1840-1889): Апостол Прокаженных

Богослов.Ru публикует небольшую заметку о необычайном пути католического миссионера, посвятившего себя проповеди среди прокаженных

0
311
Время на чтение 4 минуты
"Потому и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал" (1 Пет. 3, 18-19). Эти загадочные слова Апостола Петра о проповеди Христа умершим совершенно неожиданным образом исполнились в образе Патера Дамиана, называемого церковью "апостолом прокаженных". Проповедь мертвым, - тем, кто еще жив, но, при этом, совершенно мертв, стала призванием простого миссионера из Фландрии.

Патер Дамиан, в миру Йозеф де Фостер, родился в 1840 году в небольшом селении Тремело во фламандской части Бельгии. Во Фландрии того времени среди благочестивых христиан существовала традиция, по которой один из детей в семье становился священником. Седьмой и предпоследний ребенок, Дамиан, вопреки желанию отца, отказывается перенять управление домашним хозяйством и по примеру старшего брата, уже принявшего монашество, решает служить церкви. В 1859 году Дамиан становится послушником в Лейвене, научном и богословском центре тогдашней Бельгии. Конгрегация, в которую вступает Дамиан, занимается миссионерским служением.[1] Вскоре Дамиан узнает, что священником ему не быть. Согласно общепринятой практике католической церкви, действующей и по сей день, рукоположение во священники невозможно без полноценного богословского образования. Дамиан не сдается, испрашивает благословение на учебу и получает его, но только при условии, что в течение года овладеет латынью. В 1860 году Дамиан принимает монашеские обеты и продолжает изучение богословия. Вскоре жизнь его поменяется, неожиданно, раз и навсегда. Брат Дамиана, отец Памфилий, получает благословение отправиться миссионером на Гавайи, но заболевает и тогда именно Дамиан вызывается заменить его и быть посланным на миссию. Путь Дамиана из Бельгии в Гонолулу длится 150 дней. Домой он больше никогда не вернется. 21 мая 1864 года местный епископ рукополагает Дамиана в священники. Миссионерство, будучи служением слову, есть служение делом. В следующие после рукоположения годы отец Дамиан служит на порученных его пастырской ответственности территориях Куна и Кохала. Пешком или на коне он путешествует по горам и вулканам, преодолевает реки и озера. Богослужебные сосуды и облачения он носит с собой в рюкзаке. Дамиан вручную сооружает церкви и часовни, разделяет жизнь и труды местного населения.

В 1873 году на встрече со священниками по случаю освящения новой церкви в селении Мауи, епископ рассказывает о существовании на Гавайях острова, специально выделенного для изоляции прокаженных. Именно туда решается поехать Патер Дамиан. Первоначально предполагалось, что миссионеры на острове прокаженных будут сменяться. О послании священника на остров Молокаи узнали журналисты, и чтобы не создать впечатления, что Церковь и ее миссионеры отказываются от выполнения этой невыполнимой миссии, священноначалие решает оставить Дамиана среди прокаженных навсегда.

Остров прокаженных насчитывал тогда около 700 обитателей, среди которых лишь 200 человек были католиками. На острове не было ничего, ни храма, ни дома. Первое время Дамиану приходится спать на голой земле под деревом. В благочестивой ревности отец Дамиан сразу же решается посещать прокаженных и сразу же понимает, что на это у него нет сил. Чтобы преодолеть страхи отвращение, Дамиан пробует преподавать причащение при помощи специальной удлиненной лжицы. Но пройдут годы, и Дамиан настолько отождествит себя с прокаженными, что при обращении в мир здоровых о помощи с невольным постоянством будет говорить: "мы, прокаженные".

Живые мертвые на острове Молокаи не боятся смерти. Среди прокаженных действует право сильного и вскоре Патер Дамиан понимает, что служение слову и служении Литургии будут лишь малой частью всех его обязанностей. Дамиан из ничего создает среди отчаявшихся прокаженных человеческое общество. Вместо нор, в которых прежде обитали прокаженные, Дамиан сроит деревянные дома, вскапывает поля, строит церкви и часовни и основывает два детских дома. Перестраивая и увеличивая прежде построенные им церкви, Дамиан вызывает гнев священноначалия из мира живых. Дамиан перевязывает раны больным, лечит и одевает их и, самое главное, копает могилы. "Мы, прокаженные", - этот призыв фламандского священника с Гавайских островов слышат в мире. Благотворительные фонды присылают на остров пожертвования, лекарства и все необходимое.

Вот распорядок дня отца Дамиана из года в год:

5:00 Подъем, молитва в церкви, утреня, уединенная молитва и размышление

6:30 Служение Литургии, Проповедь, Благодарственная молитва, беседа с приходящими

8:00 Завтрак и работа по дому

9:00 Прием больных на крыльце деревянного дома

9:30 Чтение из святых отцов, изучение богословия, ответы на письма

12:00 Обед, посещение больных, посещение христиан, каждый дом посещается обязательно раз в неделю

17:00 Вечерня и работа по дому

18:00 Ужин, молитва по четкам, вечерняя молитва

20:00 Отход ко сну

С течением времени к внешнему деятельному подвигу начинает все более добавляться подвиг внутренний. Отцом Дамианом овладевает глубокое чувство одиночества. Не имея сил преодолеть эту оставленность, Дамиан просит епископа прислать в помощь миссионера, а лучше, родного брата. Но, несмотря на единовременные редкие посещения братии, он навсегда остался один. В 1884 году для отца Дамиана наступает время переосмыслить свое постоянное обращение за помощью со словами "мы прокаженные". Отец Дамиан заболевает проказой.

Тяжкая болезнь медленно овладевает человеком. Как всякий больной, отец Дамиан не хочет умирать и пытается лечиться. С годами, состояние его ухудшается настолько, что он с трудом дышит, а дневной свет вызывает боль. Одиночество полностью овладевает им, ведь даже двум посланным для окормления детских домов миссионерам запрещено посещать отца Дамиана. Преодолевая боль, Дамиан продолжает стоять на ногах, но с 23 марта 1889 года уже не может отслужить Литургию. Уже 30 марта Патер Дамиан исповедуется и по древней монашеской традиции христианского запада, вновь приносит монашеские обеты. Отец Дамиан отказывается от приема медикаментов и 13 апреля в полночь причащается Святых Христовых Тайн, свидетельствуя, что видит перед собой двух ангелов. В Великий Понедельник 1889 года отец Дамиан умирает, тихо, "как засыпающий ребенок" [2].

А. Соколовски
Фрибург, Швейцария

БИБЛИОГРАФИЯ

Daws, Gavan, Damian de Veuster, Freiburg im Breisgau 1994.
Gil de Muro, Eduardo, Seliger Damian de Veuster, Leutesdorf 1995.
Hunermann, Priester der Verbannten, Innsbruck 1994.
Muth-Oelscher, Brigitte, Damian de Veuster, Nettetal 1989.
В 1990 году были изданы письма отца Дамиана: Deveuster, Damian, Beten Sie fur uns Aussatzige! Nettetal 1990.




[1] Конгрегация Святых Сердец Христа и Марии (лат. Sacrorum Cordium, латинская аббревиатура SSCC) основана в 1800 году. В настоящее время состоит из 1700 монахов и 200 мирян, посвятивших себя миссионерскому служению в 37 странах.

[2] 4 июня 1995 года Католическая Церковь причислила отца Дамиана к лику святых.

http://bogoslov.stack.net/text/297869.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Августин Соколовски
Все статьи Диакон Августин Соколовски
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06