Иван Ильин и будущее России

Рецензия на книгу о знаменитом русском мыслителе

Новости Москвы 
0
494
Время на чтение 5 минут
Иван Ильин, чьи работы стали возвращаться на родину философа в период перестройки, стал, по мнению исследователей его творчества, "самым читаемым в России и любимым философом в последнее десятилетие уходящего века". Несомненно, что его наследие окажется востребованным и в XXI веке. Недавно все интересующиеся творчеством русского философа получили новый подарок. В издательстве "Алгоритм" в серии "Властители дум" вышла в свет книга И.Н. Зернова "Иван Ильин. Монархия и будущее России".

Работа интересна прежде всего тем, что автор попытался вычленить стержневую тему в наследии философа - идею монархии, без которой ему не мыслилось возрождение России.

Во введении автор кратко напоминает биографию Ильина. Иван Александрович родился 28 марта 1883 года в дворянской семье в Москве, учился на юридическом факультете Московского университета, после окончания которого был оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию. В 1909 году Ильин получил звание приват-доцента и более 10 лет преподавал в Московском университете.

После Февральской революции Ильин активно включился в общественно-политическую жизнь, опубликовав ряд брошюр по злободневным вопросам. После Октябрьской революции начал борьбу с новой властью и весной 1918 года был впервые арестован, но вскоре - амнистирован и отпущен на свободу. Огромное значение в освобождении Ильина сыграло то, что в его защиту дружно выступили видные представители отечественной науки. 18 мая того же года Ильин защитил магистерскую диссертацию "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека".

В 1922 году Ильин был арестован в шестой раз, допрошен, судим и приговорен к смертной казни, замененной высылкой.

Президиум ВЦИК постановил лишить Ильина гражданства и конфисковать все его имущество. Хотя высылка за границу и была лучшим выходом, поскольку спасла Ильина от неминуемой гибели, его душа навсегда осталась с Россией. В ноябре 1922 года он писал П.Б. Струве: "Я жил там, на родине, совсем не потому, что "нельзя было выехать", а потому, что Наталия Николаевна (жена И.А. Ильина - А.Р.) и я считали это единственно верным, духовно необходимым, хотя и очень опасным для жизни. Мы бы сами и теперь не уехали бы; ибо Россия в своем основном массиве - там; там она болеет, там же находит и найдет пути к исцелению. От постели больной матери... не уезжают; разве только - оторванные и выброшенные".

Именно эмигрантские работы философа легли в основу монографии. Характерно, отмечает Зернов, что "в трудах Ильина мы не найдем никаких позитивных оценок деятельности советского государства... в ХХ веке именно Ильин среди ученых-эмигрантов оказался наиболее стойкими и последовательным противником СССР". Автор книги фиксирует этот факт, не давая ему оценок. Эта тема находится за рамками книги, поскольку говорить о возрождении монархии в России можно было только при условии падения советской власти. Однако, как нам кажется, столь принципиальная позиция Ильина имеет и определенные минусы; в этой связи нам ближе мнение доктора исторических наук Н.А. Нарочницкой, согласно которому, увлекаясь полемикой, Ильин зачастую, оказывался оторван "от современной ему Европы, от реальной России".

Впрочем, непримиримость ко всему советскому была чертой многих эмигрантов (не обязательно монархистов). "Символом веры" у большинства из тех, кто вынужденно покинул Россию после Октября 1917 года, являлся тезис о неизбежности краха советской системы. И Роман Гуль, покинувший родину совсем молодым, и Сергей Мельгунов, который уехал уже будучи известным историком, оказались едины в непримиримо-критических оценках советского политического режима.

На страницах книги Зернова подробно анализируется монархический проект Ильина для будущей России.

В первую очередь, отмечается, что философ не предполагал немедленного возрождения монархии после падения советской власти, считая, что необходим переходный период, для которого наиболее оптимальной является авторитарная форма правления. Но и в отдаленной перспективе, как пишет Зернов, "форму государственного правления для России Ильин не предсказывал". В принципе, при всей оригинальности и вместе с тем педантичной четкости (не случайно Н.А. Бердяев называл его "немцем в русской философии") взглядов Ильина он так и не дал готовых и универсальных рецептов возрождения постсоветской России.

Автор книги абсолютно прав, начиная разбор взглядов Ильина с религиозно-нравственных вопросов. Консерваторы давно показали двойственность прогресса, и Ильин вторил им, когда писал: "Технически покоряя материю душа, человека творит себе лишь новую беспомощность". Для того, чтобы возродить Россию, нужно в первую очередь возродить собственную душу, необходимо пробудить в себе все лучшие качества. А духовное возрождение человека Ильин видел "на путях развития здорового правосознания", в котором присутствует не только сознание, но и душевные силы - воля, воображение, любовь. Сравнив взгляды философа и взгляды Ф.М. Достоевского, автор монографии приходит к выводу, что этих мыслителей роднит убеждение в том, что "свобода, дарованная неподготовленному человеку, может оказаться для него непосильным даром и обратиться во зло".

Ильин, как и русские консерваторы XIX - начала XX веков уделял большое внимание вопросам иерархии. "Монархическое правосознание, - пишет Зернов, - исходит из того, что люди от природы не равны между собой вследствие воспитания, способностей, наследственности и, следовательно, справедливость требует различного подхода к ним...". Идея ранга, идея призвания к управлению "наиболее достойных людей" еще один принцип, на котором должна строиться Россия. Монархическому правосознанию присущи соблюдение дисциплины и субординации. Правда, заявлениями о том, что "править должны лучшие" сейчас никого не удивишь. Вряд ли какая-нибудь политическая сила отрицает эту идею. Вот только вопрос - кого считать лучшим? Для монархиста "лучший" это монарх, который "должен обладать определенным уровнем нравственности" и "издав закон, первым должен ему подчиняться и охранять до тех пор, пока не отменит или не изменит его в том же узаконенном порядке". Но в этом случае монархист исходит из посыла, что монарх не может специально и злонамеренно издать "плохой" закон, что он печется о благе государства и народа и т.д. Либерал же может возразить - а что делать, если монарх не обладает этим самым уровнем нравственности?

В своих построениях Ильин не исключал возможности вырождения монархии, и об этом тоже немало пишется в книге.

Власть должна быть авторитетной в глазах людей, а отсутствие этого авторитета, по мнению Ильина, "хуже, чем безвластие". Монарх это не самодур, который может делать все что захочет и при этом подданные должны терпеть такое поведение и смиряться. Ильин делает вывод, согласно которому "обязанность повиновения монарху ограничивается обязанностью неповиновения ему, если тот не соответствует своему званию".

По ходу книги взгляды Ильина на монархию сравниваются со взглядами других (не только консервативных) мыслителей: Л.А. Тихомирова, К.П. Победоносцева, К.Н. Леонтьева, И.Л. Солоневича, С.Н. Булгакова, Е.Н. Трубецкого, С.А. Котляревского и пр. Вместе с тем, как видно из текста, чаще всего автор обращается к наследию Тихомирова. Это понятно, поскольку именно "Монархическая государственность" во многом перекликается с разработками Ильина. Однако хочется обратить внимание на сходство ряда положений, выдвинутых философом, с работой П.Е. Казанского "Власть всероссийского императора".

К сожалению, монография не лишена некоторых недостатков. В основу работы Зернова была положена кандидатская диссертация "Концепция монархической государственности в социальной философии И.А. Ильина", защищенная много лет тому назад, что, видимо, обусловило пробелы в историографии. Заключение к столь интересному исследованию могло быть более основательным. Попытки связать наследие Ильина с современной публицистикой, затрагивающей взгляды Ильина на перспективы монархии в России, не всегда удачны. Автор ставит в один ряд писателя Ю.В. Бондарева, филолога Ю.И. Сохрякова, правого публициста В.М. Острецова, бывшего спикера Думы Г.А. Селезнева, язычника П.В. Тулаева и т.д. Следовало бы ограничиться меньшим числом персоналий, взяв для анализа в первую очередь наиболее фундаментальные работы (в этой связи отметим упомянутые Зерновым труды Н.А. Нарочницкой, Ю.С. Пивоварова, Ю.Т. Лисицы, И.И. Евлампиева, М.А. Маслина). Историографический обзор гораздо лучше смотрелся бы в начале работы и мог бы составить отдельную (пусть даже небольшую по объему) вводную главу к книге.

В целом же, как нам кажется, работа Игоря Зернова вносит вклад в изучение взглядов Ивана Ильина, читается с большим интересом и найдет своего читателя.

http://stoletie.ru/territoriya_istorii/ivan_ilin_i_buduschee_rossii_2008-04-22.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Витальевич Репников
Когда политики дерутся на дуэли
Книга Андрея Иванова "Дело чести": Депутаты Государственной думы и дуэльные скандалы
17.09.2018
Свет и тени Первой мировой
Беседа с составителями сборника «Свет и тени Великой войны. Первая мировая в документах эпохи»
15.06.2015
Все статьи Александр Витальевич Репников
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 10:43
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
22.11.2024 10:40
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16