Колокола

Звонят в Глухове, в Сорочинцах...

Новости Москвы 
0
164
Время на чтение 8 минут
Мир тесен. Мир объективно становится теснее потому, что увеличивается население, развиваются торгово-экономические и культурные связи между странами и людьми, открываются границы для взаимовыгодного материального и духовного общения. Отрадно, что в наш прагматичный век в этой мирской суете находится место непреходящим человеческим ценностям, таким как любовь, долг, память. А в тесноте отыскиваются и восстанавливаются потертые временем и черствостью людей факты великого прошлого России, имена её настоящих патриотов, некогда принесших славу своему Отечеству.

Мой рассказ о Кристофере Муравьеве-Апостоле, потомке декабристов, и о том, как через несколько поколений далеко от России соединились в гармоничном союзе кровь и врожденная интеллигентность нескольких русских фамилий. А ещё о том, что такое истинное уважение к памяти предков и к их родной земле.

Работая над материалом о выдающемся русском полководце, герое Отечественной войны 1812 года Александре Ивановиче Остермане-Толстом, умершем в Женеве в 1857 году, автор познакомился с его швейцарскими потомками, в том числе с прапраправнучкой Каролиной Тюрреттини и её мужем Кристофером Муравьевым-Апостолом.

Об отце Кристофера Андрее Владимировиче Муравьеве-Апостоле, иностранном корреспонденте, сотруднике Международного комитета Красного Креста, генеральном секретаре Европейской Ассоциации социальных работников писала российская пресса. Очерк журналиста-международника Владимира Мехонцева [1] заканчивается следующими словами:

"Хранят память о земле своих предков сыновья Андрея Владимировича. Молодые бизнесмены и банкиры, живущие за границей, они интересуются Россией, изучают русский язык. И, как знать, быть может сложится так судьба, что приедут они сюда не в туристический вояж, а с самой что ни на есть деловой и благотворительной целью - вместе со своими дальними соотечественниками строить новую Россию".

Именно так и случилось. Кристофер Муравьев-Апостол, преуспевающий швейцарский финансист, одержим мечтой восстановить музей декабристов в московской усадьбе своего прадеда. И у меня нет сомнения в том, что он делает это не ради коммерческой выгоды (для этого у него есть масса более привлекательных, чем российская культура, проектов), а чтобы его и наши дети знали историю своей семьи, своей страны.

* * *

У Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола (1768-1861 гг.), российского дипломата, литератора, члена российской Академии, сенатора было три сына и дочь. Сыновья, гвардейские офицеры, стали активными участниками декабрьского восстания. Сергей (1796-1826 гг.) был казнен, Ипполит (1806-1826 гг.) застрелился при аресте, Матвей (1793-1886 гг.) провел тридцать лет на каторге и в ссылке. Они не успели обзавестись семьями и продолжить род Муравьевых-Апостолов.

Зато их сестра Екатерина Ивановна (1794-1861 гг.), выйдя замуж за генерал-майора Иллариона Михайловича Бибикова, губернатора Нижегородской, Калужской, Саратовской губерний, родила восьмерых детей, в том числе дочь Екатерину Илларионову (род. в 1830 г.) в замужестве Коробьину. У Екатерины Илларионовны родился сын, Владимир Коробьин, который впоследствии стал дедом моего героя.

Вернувшийся из Сибири Матвей Муравьев-Апостол был холодно принят своими близкими родственниками. А вот не столь близкий по крови его внучатый племянник Владимир Коробьин предоставил бывшему опальному декабристу кров и семейный уют. Теперь, когда опала была снята, Матвей Иванович стал почитаем в кругах российского дворянства и даже вхож ко двору. Предчувствуя свою скорую кончину и не имея наследников, он ходатайствовал перед царем о передаче славной фамилии Муравьев-Апостол любимому внуку, Владимиру Коробьину, на что монарх дал свое высочайшее согласие. Так часто бывало в те времена: чтобы нация не лишилась известного рода из-за отсутствия в нем прямых потомков по мужской линии, государь повелевал передавать фамилию по наследству ближайшему родственнику мужского пола. Кстати двойная фамилия Муравев-Апостол возникла, после того как сто лет назад по той же причине прервался род Апостолов, и царь разрешил присоединить эту фамилию племянницы Данилы Апостола [2] к фамилии её мужа Муравьева.

- Дед, - рассказывает Кристофер Муравьев-Апостол, - добавил нам украинской крови (в жилах моего собеседника течет ещё и латиноамериканская: его мать - бразильянка), он женился на Надежде Терещенко, дочери крупного сахарозаводчика. После революции супруги решили не возвращаться в Россию, сначала жили на юге Франции, а затем перебрались в предместье Женевы Дюли. Дед умер в 1937 году. А бабушка прожила до 1967 года. Вон там они похоронены, - Кристофер указывает в сторону кладбища, расположенного в сотне шагов от его дома, и приглашает проведать родные могилы.

Мы идем по ухоженной швейцарской деревне. Внизу блестит спокойное, как вся их жизнь, Женевское озеро. К нему с предгорий Жюры спускаются зеленые виноградники. Здесь всего одна улица, по обе стороны которой богатые виллы соседствуют с аккуратными сельхозстроениями: достаток и уважительное отношение к труду. Проходим мимо старого двухэтажного особняка с архитектурными элементами средневекового замка, который, тем не менее, выглядит гораздо скромнее современных подмосковных кирпичных недоразумений новых русских.

- В этом доме вырос мой отец, - говорит Кристофер, - Вон там наверху, по центру, окно его комнаты. Когда мы жили в Бразилии, он часто привозил меня сюда к бабушке. Это были самые счастливые дни моего детства. Теперь у этого дома новые владельцы, и я не смог его вернуть. Но, обосновавшись в Швейцарии, решил поселиться рядом.

На иностранном деревенском погосте не более сотни захоронений - при хорошей жизни умирается реже. В дальнем углу кладбища несколько старых каменных крестов и большой куст лаванды. Под ними покоятся дед и отец Кристофера, а также некоторые другие члены этой русско-украинской семьи Муравьевых-Апостолов-Терещенко. Обращаю внимание Кристофера на православные кресты на могилах его предков.

- Понимаю. Бабушка долго переживала, узнав, что мама окрестила меня в иную веру, когда я воспитывался в английской школе. Но все равно я чувствую себя православным, как они, - взгляд Кристофера останавливается на каменной плите с родными именами. - Я уже давно думаю о крещении, и даже говорил об этом с настоятелем женевской Русской православной церкви. Но поскольку речь идет о Вере, а мне есть во что верить, я не могу просто так "перекреститься". Порой кажется, что после долгих поисков и странствий, начатых моими российскими предками, круг замыкается, и мы возвращаемся к истокам... Я должен принять православие на Родине!

Он родился в Бразилии, учился в Англии и Америке, живет в Швейцарии, работает по всему миру, а родиной считает Россию, или Украину, одним словом, нашу землю. Он искренне любит её, готов ей помогать во имя памяти своих предков, уважения к тому, что они создали и с благородной целью восстановить это и сохранить.

Кристофер с удовольствием рассказывает о первом приезде с отцом в СССР в 1991 году по приглашению Советского фонда культуры.

- Я ехал тогда в Россию без каких-либо эмоций, просто как заграницу. Но уже на второй день пребывания в Москве пока еще не умом, но сердцем стал ощущать трудно объяснимую несхожесть этой зарубежной поездки со всеми предыдущими. Мне показались близкими впервые увиденные улицы, дома, но особенно люди. Я вдруг обнаружил свое физическое сходство с ними - это мои соотечественники, это мое Отечество.

Андрей Владимирович и Кристофер передали в дар Фонду культуры семейные реликвии, коллекцию книг, альбомов и репродукций дореволюционного издания. Тогда же они увидели дом Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной. В 1986 году в нем открылся Музей декабристов на правах филиала Государственного исторического музея (ГИМ). Богатая экспозиция ГИМа позволяла проводить в этом здании интересные выставки, посвященные выдающимся деятелям российской культуры первой половины XIX века. Но с годами старый особняк, чудом уцелевший в пожаре 1812 года, пришел в ветхое и даже аварийное состояние и нуждался в капитальном ремонте.

- У нас с отцом, - рассказывает Кристофер, - зародилась мысль попытаться восстановить дом и вернуть в него утраченные поколениями элементы российской культуры, истории и, если хотите, нашей памяти.

Интеллигентный человек, он не считает возможным в беседе с российским представителем вспоминать перипетии работы нашей бюрократической машины при оформлении соответствующего разрешения. Тем не менее, он вспоминает о препятствиях, чинимых конкурентами, которые уже видели в этом месте свои банки и казино.

После мучительных переговоров, ходатайств, согласований и т.д. в 2000 году Кристоферу от имени созданного им фонда Муравьевых-Апостолов удалось взять усадьбу в аренду сроком на 25 лет с правом продления. Начались ремонтные и реставрационные работы.

С Божьей помощью и при участии людей, для которых российская культура не пустой звук - Кристофер особо отмечает преподавателя МГУ Татьяну Макееву, директора Фонда с российской стороны - дом-музей был восстановлен и скоро откроет двери для посетителей. Постоянную часть экспозиции составит семейная коллекция декабристских раритетов, сохраненная Муравьевыми. Здесь планируется проводить выставки из собраний Исторического музея, а также концерты камерной музыки, исторические и политические диспуты и т.д. Одновременно это жилой дом, хозяева которого Кристофер, Каролина и маленькая Танечка рады гостям своей московской резиденции.

Предвижу характерное брюзжание отдельной категории читателей: "Эдак богатые иностранные отпрыски наших известных соотечественников всю Россию скупят!" Ответ напрашивается в форме вопроса - а что лучше: бомжатник в полуразвалившейся усадьбе, банк, казино, а в лучшем случае современный офис на её месте, или все-таки живой кусочек нашей истории, сохраненный для нас с вами совсем не чужим для России человеком? Побольше бы таких богатых иностранцев с русской душой и западной предприимчивостью.

Кристофер, не лукавя, признает, что нашел удобное решение жилищного вопроса на время своих частых деловых поездок в Москву. Но его трудно упрекнуть в преследовании только личных целей. Не такой это человек. В 2004 году он побывал в Антарктиде, где, кстати, никогда не было недвижимости его предков. Там он познакомился с нашими полярниками и узнал об их намерении построить православную часовню в память о русских исследователях этого материка. Кристофер был глубоко взволнован этим духовным начинанием и решил в нем поучаствовать. Начальник полярной станции Олег Сахаров свел его с российским предпринимателем Петром Задировым, автором и главным вдохновителем создания храма в Антарктиде. Спустя несколько месяцев на звоннице полярной православной церкви зазвонили колокола, отлитые на средства Муравьева-Апостола.

- Почему колокола, и каким образом?

- Потому что я знал, как это делается. Когда мы впервые приехали с отцом в Союз, нам показали не только Москву. Я также побывал на родине моего пращура Данилы Апостола в украинском селе Сорочинцы, воспетом великим русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем. Там сохранилась церковь, построенная еще гетманом Данилой. В советское время в ней был музей. Так совпало, что ко времени нашего приезда храм вновь освятили, но его колокольня молчала.

Далее последовал поистине фантастический рассказ о духовном единении науки и религии. Через религиозные организации Муравьевы-Апостолы вышли на киевских физиков, чьи умы и знания в то смутное время перестали быть востребованными государством, и они выживали самыми разнообразными заказами, в том числе стали отливать колокола для храмов Господних. Так с помощью потомков Данилы Апостола зазвонила колокольня старой гетманской церкви.

При финансовом участии К.Муравьева-Апостола отреставрирована церковь Трех Святых Анастасий в украинском городе Глухове, бывшей столице левобережной Украины. Храм был построен в XIX веке сахарозаводчиками братьями Терещенко, младший из которых, Федор, приходится Кристоферу прадедом. Это уменьшенная копия знаменитого киевского Владимирского собора.

Звонят колокола в Глухове, в Сорочинцах, на российской полярной станции в Антарктиде. В их мелодии звучит песнь души Кристофера Андреевича Муравьева-Апостола, русского иностранца, ещё не принявшего нашу веру, но делами своими уже давно православного.

Женева,
июль 2006




[1] В. Мехонцев: "Мне надо приехать в Россию" в сборнике "От Торонто до Москвы", изд. Москва, 2003 г.

[2] Данила Апостол - украинский гетман

http://www.voskres.ru/info/taranov.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Таранов
Долгие проводы
Долг памяти
28.03.2006
Все статьи Александр Таранов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29
Высока у подвига цена
Новый комментарий от Советский недобиток
19.04.2024 04:27
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55