"Востаните!"
"Встаньте!" - с этих слов начинается Всенощное бдение, потому что обычно все приходили в храм заранее и ожидали начала богослужения сидя. Монашеским уставом предполагается, что у каждого человека есть в храме свое место. В греческих монастырях это "стасидии", специальные стулья с высокими спинками и подлокотниками. Уставное (т.е. полное, по всем правилам) богослужение достаточно длительное, и в определенные моменты человек в стасидии может стоять просто или с опорой на подлокотники; полусидеть на поднятом сиденье (там есть специальная полочка); наконец, полностью сидеть на опущенном сиденье (во время чтения кафизм, паремий, поучений и др.). Отсутствие сидений - отличительная черта русских храмов.Язык ангельский и языки человеческие
То и дело во время службы можно услышать древнееврейское слово "Аллилуия". Оно означает в переводе "хвалите Бога": "аллел - хвалить", "Йя - Бог". Это не слово на ангельском языке, как иногда говорят в воскресных школах, а вполне человеческий призыв хвалить Бога подобно тому, как хвалят ангелы. Этот призыв часто встречается в Псалтири. Для некоторых Псалмов, в основном хвалебного содержания, этот призыв стал припевом, ведь Псалмы - это песнопения. При переводе на древнегреческий язык припев "Аллилуия" был оставлен без перевода, а в христианском Богослужении он вообще распространился на всю Псалтирь. Чтение и пение любой группы Псалмов заканчивается славословием Святой Троице: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь" и припевом: "Аллилуия, Аллилуия, Алилуия: слава Тебе, Боже!" (трижды).Поют все!
Какая молитва чаще всего звучит на богослужении? "Господи, помилуй!" Она входит в самый народный, если можно так выразиться, элемент богослужения - ектению ("ектения" - череда кратких молитвенных прошений). Содержание ектенийных прошений затрагивает самые важные стороны жизни каждого христианина (мирная жизнь, прощение грехов, благодатная помощь Божия). Сугубая (т.е. усиленная) ектения начинается со слов "Рцем вси!" - "скажем все!". Это призыв ко всем молящимся. Диакон или священник произносят какое-то прошение, на которое певчие, а в идеале - все люди, отвечают самой простой молитвой: это или "Господи, помилуй!" единожды, или "Господи, помилуй!" трижды, или "Подай, Господи!". В ответ на призыв вручить себя Богу люди отвечают: "Тебе, Господи!"В общественном богослужении все предназначено для произнесения вслух. То, что некоторые священнические молитвы стали "тайными", т. е. произносятся только священником и от них мы слышим только конечные фразы, "возгласы", - это особенность развития христианского богослужения, а отнюдь не закон жанра. Изначально эти молитвы не создавались для молчаливого произношения. Потому что молитва - это или хвала, или просьба. Когда люди собираются вместе для молитвы, то они вместе хвалят или вместе о чем-то просят. Во время общего богослужения просить о чем-то своем собственном, личном, о чем ты не хочешь, чтобы знал твой ближний, не совсем уместно. Конечно, когда мы на Литургии поминаем своих близких - то каждый поминает своих, близких ему людей и молится о каких-то своих нуждах, но это - моменты, специально оговоренные самим уставом Богослужения. Там, например, у священника в книге примечание: "...и поминает тех, кого хочет, по именам". Или в ответ на возглас священника "В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего Патриарха..." народ отвечает: "...и всех, и вся". Имеется в виду "и всех мужчин, и всех женщин-христиан", о которых в данный момент молится каждый из присутствующих. Это, наверное, единственный момент, когда мысли молящихся могут чуть-чуть разойтись в разные стороны, когда каждый вспоминает о своих частных нуждах.
Никакого запрета петь мирянам во время службы не существует. Константинопольское богослужение устраивалось так, чтобы максимально привлечь людей к пению. В частности, исполнение Псалмов антифонно, то есть с припевом, - это изобретение именно этого общественного, всенародного христианского богослужения.
Естественно, что чем более сложный музыкальный репертуар звучит в храме, тем труднее людям участвовать в совместном пении. Но исполнение ектений, как правило, по силам любому мало-мальски грамотному человеку. Если человеку, стоящему в храме, уж очень стыдно своего голоса или отсутствия слуха, то он может это петь совсем тихонечко, почти что про себя, чтобы не смущать стоящих рядом с ним.
Святейший Патриарх Алексий в своем обращении к московскому клиру несколько лет назад призывал к тому, чтобы в приходах насаждалось общенародное пение. И даже указал конкретно, что очень хорошо, если Евхаристический канон на Литургии будет петься всем народом.
Творец и тварь
Каждую субботу на воскресной вечерне мы слышим великий прокимен: "Господь воцарися, в лепоту облечеся... ибо утверди вселенную, яже не подвижится". "Прокимен" переводится как "выдающийся, стоящий впереди" и означает пение избранного стиха из какого-либо Псалма в качестве припева к одному или нескольким стихам того же Псалма. Мы знаем несколько видов прокимнов в богослужении, которые поются на разные мотивы - по-церковнославянски, "гласы"."Воцарися, облечеся, утверди" - это прошедшее время славянского языка, которое обозначает действие, законченное в прошлом: "Он воцарился, Он облекся, Он утвердил". "Не подвижится" - это будущее время. "Яже не подвижится - которая не подвигнется, не изменится". Вселенная "не подвижится", так как она будет существовать по тому закону, который Господь для нее создал. В самой Вселенной нет той силы, которая бы изменила закон ее бытия. Это вообще смысл библейского отношения к миру как творению Божию. Основная антитеза "Творец и тварь" заключается в том, что тварь не имеет самостоятельности в определении своей участи. И в этом смысле человек отличается от всей прочей твари именно этой богоподобной способностью самостоятельно определять свою линию жизни, выбирать путь к Богу или путь к погибели.
Как можно научиться "оправданиям"?
В молитве "Сподоби, Господи", звучащей на Всенощной, есть такие слова: "Научи мя оправданием Твоим..." В современном языке слово "оправдание" приобрело сугубо юридический характер: когда есть какое-то подозрение и человек освобождается от этого подозрения, значит, он "оправдывается". Но в славянском языке слово "оправдание" соответствует греческому слову "дикеома", которое означает еще и "праведность", и "заповедь о праведности". Праведность - правда, правота. Дело в том, что ветхозаветные представления о праведности строго связаны с Законом Божиим, с исполнением Закона. Естественно, что человек, поступающий право, в соответствии с Законом Божиим, называется праведником. Вот эта укорененность в Законе Господнем и является в данном случае предметом молитвы - буквальное "научи меня Твоим заповедям о праведности" означает для нас: "научи меня укорененности в Твоем Законе, научи меня поступать правильно, как предписывает Твой Божественный Закон" - Закон, разумеется, не Ветхий, но Новый Евангельский Закон любви.http://www.nsad.ru/index.php?issue=45§ion=14&article=863