Непобежденный еретик

Готова ли Католическая Церковь к реальным переменам?

0
416
Время на чтение 5 минут
Современная Католическая Церковь - довольно странное учреждение. Она стремится догнать научно-технический прогресс и в то же время подчеркивает cвой консерватизм, цепляется за реликты прошлого. Она хочет поставить памятник Галилео Галилею, реабилитировать отца немецкого протестантизма Мартина Лютера, изменить список "смертных грехов" и пересмотреть само это понятие. Одновременно Ватикан настойчиво заявляет, что только Римско-Католическая Церковь является истинной, отстаивает институт обязательного безбрачия духовенства и осуждает генную инженерию.

Невольно на ум приходит евангельское речение о том, что "правая рука не знает, что делает левая". Что это, системный кризис или сбои в работе бюрократической машины Ватикана? Хочет ли Католическая Церковь действительно измениться или это всего лишь попытка мимикрировать, приспособиться к современному миру?

В марте из Ватикана подул ветерок перемен. Сначала итальянское информагентство ApCom (2 марта) сообщило, что в сентябре Папа Римский Бенедикт XVI на традиционном богословском семинаре со своими бывшими студентами будет обсуждать деяния отца Реформации Мартина Лютера и, возможно, снимет с него обвинения в ереси. В Ватикане якобы полагают, что Лютер хотел не расколоть Церковь, а очистить ее от скверны средневековых преступлений. Впоследствии тему подхватили итальянская газета La Stampa (5 марта), а также британские издания The Times и The Financial Times (6 и 7 марта). В итоге 8 марта пресс-секретарь Ватикана священник Федерико Ломбарди был вынужден опровергнуть информацию, появившуюся в прессе. В интервью информагентству ANSA он заявил, что никакой реабилитации Лютера Католической Церковью не предвидится.

По словам Ломбарди, выводы СМИ "безосновательны". Между тем и La Stampa, и The Times цитируют главу Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера. Он сообщил, что тема для сентябрьского семинара выбрана удачно, а католикам "есть чему поучиться у Лютера, особенно в плане отношения к Священному Писанию". Конечно, семинар организует не ведомство Каспера, а сам он в связи с достижением 75-летия недавно подал Папе прошение об отставке, но информированным представителем Римской курии кардинал как был, так и остается. Более того, о реабилитации вождя Реформации в Католической Церкви говорят не первое десятилетие.

Еще в 1983 году, когда мир отмечал 500 лет со дня рождения Лютера, Папа Иоанн Павел II отмечал "огромное историческое значение" виттенбергского доктора богословия.

Посмертная реабилитация Лютера, что называется, назревает. Другой вопрос, что официальный Ватикан в лице Федерико Ломбарди от подобных планов пытается откреститься. Кажется, что это не случайно. Признать, что Лютер "мыслил верно", - означает поставить под вопрос и Контрреформацию, и Тридентский Собор (1545-1563 годов), и создание Ордена иезуитов - важные вехи в истории Католической Церкви. Это означает согласиться с той беспощадной критикой, которой подверг Церковь доктор Мартин, тогда как многое в ней с тех пор не менялось. В лучшем случае - приняло несколько иную форму.

Лютер был последовательным противником безбрачия духовенства. Бывший монах Ордена августинцев, он и женился на бывшей монахине. Нынешняя же Католическая Церковь цепляется за целибат как за спасательный круг, считая его "даром Божьим" и не желая слышать критику. Лютер в ужасе хватался за голову от количества монашеских объединений в Церкви. Это было еще в XVI веке. Если бы он увидел, сколько этих объединений сейчас, то упал бы в обморок, не иначе. Мартина Лютера наверняка возмутила бы нынешняя практика канонизации святых десятками и сотнями за раз, равно как и сама процедура причисления к лику блаженных или святых, напоминающая светский суд с адвокатом и прокурором. Он скорее всего едко иронизировал бы по поводу того, что Банк Ватикана в Церкви называют Институтом религиозных дел.

Мартин Лютер хотел спасти христианство, тонувшее в схоластических спорах и средневековой казуистике, кодификациях и классификациях. В частности, он не принимал разделения грехов на простительные и смертные и считал, что смертный грех - это любой грех, в котором человек не кается. Казалось бы, в XXI веке уже и сама Католическая Церковь должна смотреть на это разделение как на реликт Средневековья.

Но нет. 10 марта газета L'Osservatore Romano опубликовала новый список смертных грехов, в число которых вошли генная инженерия, загрязнение окружающей среды, аборты, педофилия, торговля наркотиками, чрезмерное обогащение и порождение социального неравенства. Времена меняются, не меняется лишь католическое стремление разложить по полочкам все на свете. Это как раз тот стиль мышления, с которым боролся Лютер.

Еще до II Ватиканского Собора в Католической Церкви (1962 - 1965) по умолчанию использовались переводы Библии на национальные языки, чего и добивался Лютер. Да и целый ряд решений Собора пришелся бы ему по душе. Недаром непримиримые католические традиционалисты говорят о "протестантизации" послесоборной Церкви. В 70-е годы прошлого века католики стали точнее постигать смысл богослужения, священники заговорили на их родном языке. При этом иерархия толкователей Священного Писания - духовенства - не претерпела никаких изменений, и во главе ее по прежнему Папа, непогрешимый в вопросах веры и нравственности. Лютер наивно полагал, что текст Библии настолько прост и ясен, что для его понимания не нужны люди в рясах, да еще и в таком количестве. Католическая Церковь никогда не разделяла такой подход и не разделяет его и сегодня.

Одновременно с сообщениями о грядущей реабилитации Лютера в прессе появилась информация о том, что в Ватикане вот-вот появится памятник Галилео Галилею. Знаменитый астроном в свое время также был уличен в ереси и даже отрекся от своих идей. Не так давно покойный Иоанн Павел II каялся за инквизицию и крестовые походы. Неужели теперь Церковь благосклонна к еретикам былых времен? Кому-то даже может показаться, что это свидетельствует о ее смелости и либерализме.

Конечно, признавать ошибки прошлого полезно. Но не так уж и трудно простить "еретика", почившего много веков назад, чьи идеи и без того уже не раз переосмыслили его последователи. Куда сложнее протянуть руку нынешним, еще живым и вполне активным католическим богословам-диссидентам: Гансу Кюнгу, Леонардо Боффу, Чарльзу Каррану. Однако что требует больших усилий: осудить инквизиторов, семьи жертв которых и без того не подадут на Ватикан иск в Страсбургский суд? Или признать вину католического духовенства за геноцид народа тутси в Руанде в 90-е годы? Или должным образом наказать иерарха, в чьей епархии священники растлевают малолетних, а не переводить его на "теплое местечко" в Рим, подальше от внимания СМИ и гнева родителей потерпевших?

Газета The Times, ссылаясь на кардинала Каспера, пишет, что возможная реабилитация Лютера призвана смягчить имидж Бенедикта XVI в глазах протестантов. В прошлом году они были немало озадачены документом Конгрегации вероучения (см. "НГР" N 12 от 18.07.07), утверждавшим, что протестантские Церкви "не могут считаться Церквами в полном смысле этого слова". Однако не лучше ли, заботясь о католическо-протестантских отношениях, вовсе не публиковать провокационные документы, выясняя, какая Церковь истинная, сохраняя хотя бы уже существующий статус-кво?

Реабилитировать Лютера нужно было сразу после II Ватиканского Собора, то есть почти полвека назад. Вместе с Яном Гусом и Джоном Уиклифом. Такие символические акты должны отражать некие процессы перемен в жизни Церкви. Тогда, в 60-е годы, такой импульс действительно был дан. Но перемены вскоре забуксовали, и сегодня реабилитация непобежденного еретика становится всего лишь пустой формальностью. Будь Мартин Лютер нашим современником, членом Католической Церкви и ее священником, он, так или иначе, считался бы инакомыслящим, а значит - еретиком.

http://religion.ng.ru/events/2008-03-19/1_heretic.html?mthree=1
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минин
Призрак унии бродит по Европе
Критически настроенных англикан пригласили обратно в Рим
12.11.2009
Тень Брата Сатаны
Хорватские католики не признают свою вину за геноцид во время Второй мировой войны
22.10.2009
Отмытые финансы Ватикана
За что уволили главного банкира Святого Престола?
09.10.2009
Накануне
Значение выборов Патриарха для светского общества не стоит ни умалять, ни преувеличивать
22.01.2009
Схрон у поселка Победа
Под Пензой обнаружили новых затворников
07.08.2008
Все статьи Станислав Минин
Последние комментарии
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Человек
19.12.2024 15:30
«Все развивается, всё активно движется вперед»
Новый комментарий от Мирянин
19.12.2024 14:01
Миграционный маразм крепчает
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
19.12.2024 13:30
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Владимир С.М.
19.12.2024 13:19
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от kuzanez
19.12.2024 12:51
«Все воюют в прямом смысле слова героически»
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.12.2024 12:50
«Крымский» сценарий в Сирии
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.12.2024 12:46