- Изучать историю интересно и полезно - всегда можно проанализировать и усвоить опыт предшествующих поколений. Изучая историю богословского образования, различные реформы в этой области, которые происходили в конце XIX - начале XX века, весьма полезно сравнить, сопоставить исторические факты с событиями сегодняшнего дня, поскольку тогда, как и сегодня духовная школа стремилась соотнести свое развитие с актуальными задачами церковной деятельности.
Действительно, многие процессы похожи. Задача духовных учебных заведений сегодня, как и столетие назад, - готовить таких священнослужителей, которые, живя в современном обществе и оставаясь преданными Христу, будут благовествовать миру на доступном языке, приобщая россиян к благодатной жизни Церкви.
Именно поэтому, оценивая духовное образование на современном этапе, конечно, нужно иметь в виду, что оно имеет глубокую связь с дореволюционной духовной школой. Она выражается в памяти и уважении к трудам поколений тружеников церковной науки дореволюционного периода и трагической, но яркой подвигами духа советской поры. Вместе с тем, сама современная двухуровневая система образования - семинария, академия - и принцип построения многих учебных курсов духовной школы происходят из дореволюционной традиции духовной школы.
Собственно протекающие сегодня процессы в системе духовного образования, а именно подходящая к завершению реформа духовного образования, есть отражение большой внутренней работы церковного образовательного сообщества цель которой - сохранить традиции духовной школы и вместе с тем сориентировать семинарии и академии на решение современных задач.
- Каков Ваш прогноз по дальнейшему развитию православной образовательной системы?
- Очень даже позитивный! Сегодня я вижу реальные изменения в alma mater - Московской духовной академии. Студенческая инициатива и деятельность молодых преподавателей в академии становится все более востребованными, уже видны реальные сдвиги по целому ряду научных направлений.
В духовном образовании сейчас время перемен и атмосфера ожидания. По-моему самое главное сегодня, что академия смогла преодолеть наметившийся было разрыв поколений в преподавательской корпорации. На академических кафедрах, в "Православной энциклопедии" уже работают молодые церковные ученые - интересные, самоотверженные, перспективные. И точно такое же поколение студентов мы видим в академических аудиториях, студентов которые знают, для чего они пришли в высшую духовную школу.
Понимая, что Московская духовная академия задает тон в развитии духовного образования нашей Церкви, я убежден, что со временем и региональные школы очень скоро выйдут на должный уровень развития.
- Достаточно ли в России духовных школ?
- Если считать семинарии, то у нас сейчас в стране их порядка 30-ти. С точки зрения количества православных россиян - это мало. Другой вопрос - качество образования в семинариях и условия их деятельности.
Здесь я бы выделил две существенные проблемы. Первая - самая главная - отсутствие порой должной материальной базы для развития духовных учебных заведений, вторая - кадровая проблема.
Лишь в некоторых епархиях вопрос материального обеспечения духовных учебных заведений стоит на одном из первых мест. К сожалению, в ряде регионов семинарии все еще финансируются по остаточному принципу, если вообще финансируются. Образование - это дорогое удовольствие. Это необходимо понять всем кто хочет всерьез заниматься развитием духовной школы. Без достойной оплаты труда преподавателей, без финансирования исследовательской деятельности, без развития издательской базы и регулярного обновления библиотечного фонда, без соответствующих условий общежития студентов и проживания преподавателей создать полноценное учебное заведение невозможно.
Вторая проблема, которая до сих пор еще не решена, - это вопрос обеспечения семинарий педагогическими кадрами. Академий у нас на всю страну только две - Московская и Санкт-Петербургская, поэтому выпускников их отделений пока не хватает на все семинарии, да они особо и не хотят ехать на периферию трудиться. Но думаю, что это временная проблема.
Есть еще одна проблема - отсутствие в нашей Церкви общей заботы и участия в развитии духовного образования. Церковное сознание, к сожалению все еще не усвоило, что развитие, становление духовного образования - это главнейшая задача сегодняшнего дня.
- Принятые недавно поправки в законодательство, дающие право на госаккредитацию духовных учебных заведений, - это исторический шаг в развитии системы духовного образования?
- Это действительно большой шаг вперед.
Во-первых, студенты духовных учебных заведений получают шанс выпускаться с дипломами государственного образца. Выпускник семинарии или регентской школы с таким дипломом легко сможет устроиться в гуманитарной сфере, например, учителем в школу или иное светское образовательное учреждение. Учитывая дефицит сельских учителей можно представить масштаб положительного воздействия на образовательную среду учителя-священника или, например, его супруги.
Во-вторых, аккредитованное духовное учебное заведение, диплом которого признается государством, становится полноценным членом отечественного вузовского сообщества. По-сути, только теперь, с принятием поправок происходит реабилитация духовного образования в нашей стране. Ведь с революции 1917 года и до сих пор академии и семинарии существовали за границами национального образования. Их статус, равно как и статус их выпускников у всех вызывал вопросы. Этот факт вопиющей социальной несправедливости требовал решения.
С принятием поправок семинарии получают возможность выбирать путь дальнейшего развития. Появляются варианты. Ведь возможность аккредитации это не требование, это возможность и если хотите - вызов. Теперь наши духовные школы имеют возможность на деле доказать, что их уровень образования вполне вузовский. Стандарты по направлению и специальности "Теология" на данном этапе вполне приемлемы для аттестации и аккредитации по ним семинарий и академий. В дальнейшем наши духовные школы могут и должны включиться в работу по доработке этих стандартов.
- И в завершение скажите, как "заставить" батюшку "со стажем" получить высшее духовное образование?
- Я всю свою непродолжительную жизнь воспринимал как закон фразу "век живи - век учись". Мне кажется она особенно актуальна в отношении священства.
Безусловно, главное для пастыря быть духовным светочем, наставником и путеводителем к Богу, но вопрос его образования также важен. Большинство из знакомых мне верующих людей - мирян или уже священников - это новообращенные в прошлом христиане. И в большинстве случаев их обращение ко Христу стало результатом искреннего и понятного слова священнослужителя.
Можно даже сказать, что получение высшего духовного образования означает подтверждение права священнослужителя учить. А ведь по слову Спасителя мы должны именно научить, а затем крестить. Священнослужитель, который не в состоянии ответить на вопросы преподавателя по катехизису или Священному Писанию - это, по меньшей мере, странно.
Вопрос получения священнослужителями высшего духовного образования вообще не обсуждаем, он уже решен Архиерейским собором и решен положительно. По большому счету, это вопрос церковной дисциплины.
Справка. Игумен Петр (Еремеев) - проректор Хабаровской духовной семинарии. В 1991 году поступил в Ставропольскую духовную семинарию. В 1995 году окончил Московскую духовную семинарию и продолжил обучение в Московской духовной академии, которую окончил в 1999 году. За диссертацию на тему "Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале XX века" удостоен степени кандидата богословия.
В 1998 году пострижен в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры в монашество с наречением имени Петр в честь священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого.
6 декабря 1998 года за Божественной литургией в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника хиротонисан ректором Московских духовных академии и семинарии епископом Верейским Евгением во иеромонаха.
С 2000 по 2003 годы проходил специализацию в докторантуре богословского факультета Софийского государственного университета по направлению Министерства образования РФ и Московской духовной академии. Постановлением Высшей аттестационной комиссии Республики Болгарии за диссертацию на тему "Богословское образование в России в конце XIX - начале ХХ века" удостоен степени доктора богословия.
В 2005 году окончил экстерном Санкт-Петербургский университет МВД России по специальности "юриспруденция".
В 2003 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II утвержден в должности проректора Московских духовных академии и семинарии по организационно-административной работе. В 2005 году определен Святейшим Патриархом проректором новообразованной Хабаровской духовной семинарии.
В 2006 году возведен в сан игумена. В 2007 году награжден орденом РПЦ Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени.
Беседовал Михаил Романов
http://vladivostok.eparhia.ru/blagovest/archive/s_interviews/?ID=1050&rnd=39511,2915740741