"В духовном образовании сейчас время перемен и атмосфера ожидания"

Беседа с проректором Хабаровской духовной семинарии

0
391
Время на чтение 6 минут
- Отец Петр, вы защитили две диссертации по истории духовного образования в России. Можете ли вы дать оценку процессам протекающим сегодня в этой сфере?

- Изучать историю интересно и полезно - всегда можно проанализировать и усвоить опыт предшествующих поколений. Изучая историю богословского образования, различные реформы в этой области, которые происходили в конце XIX - начале XX века, весьма полезно сравнить, сопоставить исторические факты с событиями сегодняшнего дня, поскольку тогда, как и сегодня духовная школа стремилась соотнести свое развитие с актуальными задачами церковной деятельности.

Действительно, многие процессы похожи. Задача духовных учебных заведений сегодня, как и столетие назад, - готовить таких священнослужителей, которые, живя в современном обществе и оставаясь преданными Христу, будут благовествовать миру на доступном языке, приобщая россиян к благодатной жизни Церкви.

Именно поэтому, оценивая духовное образование на современном этапе, конечно, нужно иметь в виду, что оно имеет глубокую связь с дореволюционной духовной школой. Она выражается в памяти и уважении к трудам поколений тружеников церковной науки дореволюционного периода и трагической, но яркой подвигами духа советской поры. Вместе с тем, сама современная двухуровневая система образования - семинария, академия - и принцип построения многих учебных курсов духовной школы происходят из дореволюционной традиции духовной школы.

Собственно протекающие сегодня процессы в системе духовного образования, а именно подходящая к завершению реформа духовного образования, есть отражение большой внутренней работы церковного образовательного сообщества цель которой - сохранить традиции духовной школы и вместе с тем сориентировать семинарии и академии на решение современных задач.

- Каков Ваш прогноз по дальнейшему развитию православной образовательной системы?

- Очень даже позитивный! Сегодня я вижу реальные изменения в alma mater - Московской духовной академии. Студенческая инициатива и деятельность молодых преподавателей в академии становится все более востребованными, уже видны реальные сдвиги по целому ряду научных направлений.

В духовном образовании сейчас время перемен и атмосфера ожидания. По-моему самое главное сегодня, что академия смогла преодолеть наметившийся было разрыв поколений в преподавательской корпорации. На академических кафедрах, в "Православной энциклопедии" уже работают молодые церковные ученые - интересные, самоотверженные, перспективные. И точно такое же поколение студентов мы видим в академических аудиториях, студентов которые знают, для чего они пришли в высшую духовную школу.

Понимая, что Московская духовная академия задает тон в развитии духовного образования нашей Церкви, я убежден, что со временем и региональные школы очень скоро выйдут на должный уровень развития.

- Достаточно ли в России духовных школ?

- Если считать семинарии, то у нас сейчас в стране их порядка 30-ти. С точки зрения количества православных россиян - это мало. Другой вопрос - качество образования в семинариях и условия их деятельности.

Здесь я бы выделил две существенные проблемы. Первая - самая главная - отсутствие порой должной материальной базы для развития духовных учебных заведений, вторая - кадровая проблема.

Лишь в некоторых епархиях вопрос материального обеспечения духовных учебных заведений стоит на одном из первых мест. К сожалению, в ряде регионов семинарии все еще финансируются по остаточному принципу, если вообще финансируются. Образование - это дорогое удовольствие. Это необходимо понять всем кто хочет всерьез заниматься развитием духовной школы. Без достойной оплаты труда преподавателей, без финансирования исследовательской деятельности, без развития издательской базы и регулярного обновления библиотечного фонда, без соответствующих условий общежития студентов и проживания преподавателей создать полноценное учебное заведение невозможно.

Вторая проблема, которая до сих пор еще не решена, - это вопрос обеспечения семинарий педагогическими кадрами. Академий у нас на всю страну только две - Московская и Санкт-Петербургская, поэтому выпускников их отделений пока не хватает на все семинарии, да они особо и не хотят ехать на периферию трудиться. Но думаю, что это временная проблема.

Есть еще одна проблема - отсутствие в нашей Церкви общей заботы и участия в развитии духовного образования. Церковное сознание, к сожалению все еще не усвоило, что развитие, становление духовного образования - это главнейшая задача сегодняшнего дня.

- Принятые недавно поправки в законодательство, дающие право на госаккредитацию духовных учебных заведений, - это исторический шаг в развитии системы духовного образования?

- Это действительно большой шаг вперед.

Во-первых, студенты духовных учебных заведений получают шанс выпускаться с дипломами государственного образца. Выпускник семинарии или регентской школы с таким дипломом легко сможет устроиться в гуманитарной сфере, например, учителем в школу или иное светское образовательное учреждение. Учитывая дефицит сельских учителей можно представить масштаб положительного воздействия на образовательную среду учителя-священника или, например, его супруги.

Во-вторых, аккредитованное духовное учебное заведение, диплом которого признается государством, становится полноценным членом отечественного вузовского сообщества. По-сути, только теперь, с принятием поправок происходит реабилитация духовного образования в нашей стране. Ведь с революции 1917 года и до сих пор академии и семинарии существовали за границами национального образования. Их статус, равно как и статус их выпускников у всех вызывал вопросы. Этот факт вопиющей социальной несправедливости требовал решения.

С принятием поправок семинарии получают возможность выбирать путь дальнейшего развития. Появляются варианты. Ведь возможность аккредитации это не требование, это возможность и если хотите - вызов. Теперь наши духовные школы имеют возможность на деле доказать, что их уровень образования вполне вузовский. Стандарты по направлению и специальности "Теология" на данном этапе вполне приемлемы для аттестации и аккредитации по ним семинарий и академий. В дальнейшем наши духовные школы могут и должны включиться в работу по доработке этих стандартов.

- И в завершение скажите, как "заставить" батюшку "со стажем" получить высшее духовное образование?

- Я всю свою непродолжительную жизнь воспринимал как закон фразу "век живи - век учись". Мне кажется она особенно актуальна в отношении священства.

Безусловно, главное для пастыря быть духовным светочем, наставником и путеводителем к Богу, но вопрос его образования также важен. Большинство из знакомых мне верующих людей - мирян или уже священников - это новообращенные в прошлом христиане. И в большинстве случаев их обращение ко Христу стало результатом искреннего и понятного слова священнослужителя.

Можно даже сказать, что получение высшего духовного образования означает подтверждение права священнослужителя учить. А ведь по слову Спасителя мы должны именно научить, а затем крестить. Священнослужитель, который не в состоянии ответить на вопросы преподавателя по катехизису или Священному Писанию - это, по меньшей мере, странно.

Вопрос получения священнослужителями высшего духовного образования вообще не обсуждаем, он уже решен Архиерейским собором и решен положительно. По большому счету, это вопрос церковной дисциплины.

Справка. Игумен Петр (Еремеев) - проректор Хабаровской духовной семинарии. В 1991 году поступил в Ставропольскую духовную семинарию. В 1995 году окончил Московскую духовную семинарию и продолжил обучение в Московской духовной академии, которую окончил в 1999 году. За диссертацию на тему "Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале XX века" удостоен степени кандидата богословия.

В 1998 году пострижен в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры в монашество с наречением имени Петр в честь священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого.

6 декабря 1998 года за Божественной литургией в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника хиротонисан ректором Московских духовных академии и семинарии епископом Верейским Евгением во иеромонаха.

С 2000 по 2003 годы проходил специализацию в докторантуре богословского факультета Софийского государственного университета по направлению Министерства образования РФ и Московской духовной академии. Постановлением Высшей аттестационной комиссии Республики Болгарии за диссертацию на тему "Богословское образование в России в конце XIX - начале ХХ века" удостоен степени доктора богословия.

В 2005 году окончил экстерном Санкт-Петербургский университет МВД России по специальности "юриспруденция".

В 2003 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II утвержден в должности проректора Московских духовных академии и семинарии по организационно-административной работе. В 2005 году определен Святейшим Патриархом проректором новообразованной Хабаровской духовной семинарии.

В 2006 году возведен в сан игумена. В 2007 году награжден орденом РПЦ Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени.

Беседовал Михаил Романов

http://vladivostok.eparhia.ru/blagovest/archive/s_interviews/?ID=1050&rnd=39511,2915740741
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Петр (Еремеев)
Все статьи Игумен Петр (Еремеев)
Последние комментарии
Бойтесь данайцев, дары приносящих
Новый комментарий от Сергей из НН
04.12.2024 18:05
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от влдмр
04.12.2024 17:36
Ностальгирующим по советскому прошлому
Новый комментарий от Очевидец
04.12.2024 17:30
Россия в предапокалиптическое
Новый комментарий от АБС
04.12.2024 16:56
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Очевидец
04.12.2024 16:03
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.12.2024 15:16