Христианство - это образ действий

Почему не надо бояться клерикализации российского общества

0
250
Время на чтение 4 минуты
Вдруг оказалось, что во всe более секуляризирующемся обществе - этот процесс на протяжении двадцатого века происходил во всем мире - религия не утрачивает свое влияние и даже, наоборот, набирает его, в особенности это касается ислама. Однако и православие в России завоевывает свои позиции столь стремительно, что сегодня большинство россиян (58,5%) отвечают положительно на вопрос: "Хотели бы вы, чтобы ваши дети изучали в школе основы православной культуры?". В этих условиях неминуемы споры о клерикализации, о том, хорошо ли для общества усиление влияния церкви. Свою позицию проясняет игумен Нектарий (Морозов), главный редактор информационно-аналитического портала Саратовской епархии "Православие и современность" и одноименного журнала

СВОБОДА ЖЕЛАННАЯ, НО ПОКА НЕДОСТИЖИМАЯ

Если посмотреть, как толкуют понятие "клерикализм" различные энциклопедии, то в общем мысль можно выразить так: клерикализмом называется политическое направление, добивающееся первенствующей роли Церкви и духовенства в общественной, культурной и, опять-таки, политической жизни общества. Происходит ли это в наши дни в России или же наличествует нечто иное?

На мой взгляд, идет процесс естественного возвращения наших современников к "вере отцов". Среди этих современников есть люди различных культурных и социальных слоев. В том числе политики, бизнесмены, журналисты, то есть представители той части общества, которая обладает наибольшими "ресурсами влияния". Православие - религия, которая не может и ни в коем случае не должна быть "вещью в себе". Христианин, являющийся, как принято говорить, "верующим в душе", - нонсенс. Он в таком случае, по слову Апокалипсиса, лишь "носит имя, будто жив, а на деле мертв" (ср.: Откр. 3, 1). Христианство - образ жизни, образ взаимоотношений с реальностью, а следовательно, и образ действий, определенных поступков. И в этом, мне кажется, все дело: христиане как-то действуют, как-то поступают - на самых разных уровнях, и происходят те изменения в стране, которые кто-то толкует как клерикализацию, но которые в действительности есть лишь реализация свободы христиан.

Вся беда в том, что за годы, пока Церковь в России сначала уничтожалась, а потом просто была стеснена в своих правах до самого последнего предела, в нашем Отечестве слишком многие успели к этому положению привыкнуть, так, что оно воспринимается ими как единственная возможная данность. А жизнь теперь свидетельствует о другом, и мириться приходится с данностью принципиально иной. Мириться же не хочется - отсюда и накал страстей.

Чем же опасно усиление - нет, не влияния, а присутствия Церкви в жизни общества? Разве кого-то принуждают учить Закон Божий насильно, гонят строем в храм, заставляют синхронно класть поклоны и хором повторять слова молитв на непонятном церковнославянском языке? Нет. Тогда почему для Церкви и ее чад свобода по-прежнему остается чем-то желанным, но недостижимым?

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ "БОРЬБЫ ЗА ВЛИЯНИЕ"

Когда говорят, что Церковь "борется за влияние", то очень хочется спросить: а каков механизм этой борьбы? Церковь бедна, что бы и кто бы ни говорил о ее богатствах. Ее финансовые ресурсы на порядки скромней, нежели ресурсы мусульман, католиков, сектантов. Можно ли предположить, что в числе представителей русского православного епископата и духовенства находится значительное количество выдающихся "лоббистов"? Во-первых, опыт свидетельствует о том, что это не так. Во-вторых, на чем вообще основывается успешность лоббирования чьих-либо интересов? На финансовых и материальных активах. А у Церкви они крайне скудны, разбогатевших чиновников ими не соблазнишь.

На чем же основывается неизменно растущее на протяжении последних 17-18 лет влияние Церкви? Что у нее в активе? Ответ прост - только люди. И правда, если воспринимать Церковь как "организацию", то нет больше ни одной организации, куда люди в России добровольно приходили бы в таком количестве и которой бы они так доверяли. Группа верующих в нашем обществе, чаще всего представляющем совершенно разобщенных между собой людей, в сравнительном отношении очень велика. Не считаться с этим трудно. Вот, кажется, и все, что можно сказать о "новом русском клерикализме"... Впрочем, кое-что стоит еще добавить: слухи о нем весьма преувеличены. Потому хотя бы, что слишком часто приходится Правящим Архиереям буквально стену пробивать, чтобы возвратить епархии так и не возвращенный за все постсоветское время храм или в одной отдельно взятой школе, откликаясь на просьбы родителей, ввести факультатив по основам православной культуры. И слишком многие из них лишились и лишаются в такой героической борьбе здоровья и сил, очередной раз подтверждая пословицу: плетью обуха не перешибешь. Так что, если спуститься с заоблачных высот теории к низинам практики, то идея о наличии "государственной религии" оказывается чем-то совершенно мифическим.

Что вообще может внушать тревогу в новом витке развития Православия в России тем, кто с Православием не знаком? Даже во времена, когда оно являлось господствующим для нашей страны, Русь не знала ужасов, подобных католической инквизиции, у нас не было крестовых походов, не было такой борьбы за власть в Церкви, как на Западе, где папы сменяли друг друга на престоле с поистине космической скоростью. Так что же?

ТРУДНЫМ ПУТЁМ К ЛЮБВИ И СЧАСТЬЮ

Церковь в советской России слишком долго была сжата до предельно "малого стада". Однако она быстро растет на протяжении вот уже более полутора десятилетий. Естественно, что налицо и некоторые болезни роста. Большая часть из них имеет своим источником, с одной стороны, ничтожно малый опыт церковной жизни некоторых непутевых чад Церкви, с другой - их же непомерную уверенность в своей праведности и правоте, чего бы это ни касалось. Тут и борьба с ИНН, и противостояние глобализации, и война с жидомасонством... Но вряд ли всерьез можно говорить о том, что именно это - лицо Церкви. Во всяком случае, ее негативное отношение к таким "нездоровостям" очевидно - об этом свидетельствует позиция абсолютного большинства священноначалия.

Может быть, лучше не искать угрозу там, где ее нет, а постараться понять: что в Церкви хорошего при всех кажущихся или реальных недостатках? Что приводит людей в Церковь, что заставляет навсегда связывать с ней свою жизнь - неважно, в качестве священника, монаха или прихожанина храма? Ведь православные миссионеры не врываются в квартиры мирных граждан подобно свидетелям Иеговы, не практикуют "бомбардировку любовью", как, например, муниты. Наоборот, нас часто ругают за то, что мы "живем в своем замкнутом мире", а уж жалобы на "страшных православных бабушек" давно стали для критиков Церкви правилом хорошего тона. А люди все равно приходят и все равно остаются. Почему? Потому что действует и всегда будет действовать в Церкви сила - исцеляющая, изменяющая, совершенно перерождающая человека, дающая ему смысл и полноту бытия. Сила, принадлежащая Тому, Кто эту Церковь основал, Чьим Телом она является. Бог действует в Своей Церкви и в ней открывается людям как любовь и как счастье, как что-то неизведанное и в то же время невыразимо знакомое, родное. В этом ее тайна, в этом и корни того, что именуют клерикализацией, ясное и очень простое объяснение этого сложного слова.

http://www.ruscourier.ru/archive.php?id=3285
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Нектарий (Морозов)
Все статьи Иеромонах Нектарий (Морозов)
Последние комментарии
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
05.02.2025 10:57
Божия Матерь остаётся Державной Владычицей нашей Русской земли
Новый комментарий от Александр Волков
05.02.2025 10:54
Конец экуменизма
Новый комментарий от Александр Волков
05.02.2025 10:34
«За Руиной приходит большая и сильная Россия»
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.02.2025 10:32
ТРАМПлин для Америки и освобождение Новороссии
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.02.2025 10:28
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от учитель
05.02.2025 10:05
«Нас заставляют совершить каноническое преступление»
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.02.2025 09:59