Лавр Георгиевич Корнилов (1870-1918) |
Позднее этот материал появился в ряде печатных и электронных СМИ, а тема, поднятая в статье, еще долгое время обсуждалась на разных исторических форумах. Но несмотря на определенный резонанс и шум, поднятый общественностью, ситуация с одним из немногих дошедших до нас памятников отечественной истории времен Гражданской войны так и не изменилась: ему как грозило, так и грозит уничтожение.
Памятник истории или гаражи?
Между тем, в 2008 году исполняется уже 90 лет со дня начала знаменитого 1-го Кубанского "Ледяного" похода и трагической гибели его предводителя - генерала Л.Г. Корнилова. Напомним, что, пожалуй, наиболее известный лидер Белого движения погиб в ходе штурма Екатеринодара Добровольческой армией на рассвете 31 марта (13 апреля) 1918 года. Корнилов был смертельно ранен во время обстрела красной артиллерией его штаба, располагавшегося в ферме на окраине Екатеринодара, (снаряд пробил крышу здания, стоявшего на высоком берегу Кубани). Лавр Георгиевич скончался спустя несколько минут на поляне у обрыва к реке, куда был принесен своими соратниками, так и не придя в сознание.
"Ферма" в которой в 1918 г. погиб генерал Л.Г. Корнилов |
В 2000 году, казалось бы, наметились перемены к лучшему. Здание фермы, находящееся уже в городской черте, получило статус памятника истории и региональной (местной) категории охраны (согласно Закону Краснодарского края N 313-КЗ от 17 августа 2000 года и постановлений комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края N 14-р от 10 октября 1995 г. и N 48-п от 23 ноября 1998 года). Этот шаг краевых властей можно расценивать как исключительно положительный и вполне обоснованный. Ведь в 1918 году под Екатеринодаром решалась судьба всей России, а потому чудом уцелевшее до наших дней здание, безусловно, имеет историческую ценность для всей страны.
Здание "фермы" сегодня. Фото предоставлено А. Гаспаряном |
В редакцию "Белых воинов" поступило письмо от В.А. Качалова, проживающего в г. Гуково-2 Ростовской области. За последнее время им был направлен не один запрос в краевую администрацию (копии писем также поступили в наше распоряжение), в которых он обращал внимание на бедственное положение дома-фермы. Ситуация тем трагичнее, что рядом со зданием, в котором погиб Л.Г. Корнилов, ранее находилось кладбище офицеров Добровольческой армии, погибших в ходе штурма города в 1918 году.
"Ферма" в которой погиб Л.Г. Корнилов в наши дни |
Согласно полученному на днях Качаловым ответу, 24 января заседании в Департаменте градостроительства и архитектуры муниципального образования г. Краснодара наконец было принято решение о создании при Управлении по связям с общественностью, военнослужащими и делам казачества топонимической группы по уточнению места гибели генерала Л.Г. Корнилова. Задаваться вопросом о том, почему необходимо уточнять место смерти Корнилова, давно и достоверно известное, пожалуй, не стоит. Куда важнее то обстоятельство, что ни срок образования указанной группы, ни время, за которое она должна провести изыскания, не указаны. А за то время, пока будут проводиться "изыскательские работы" ферма может окончательно "исчезнуть".
На этом месте погиб генерал Корнилов?..
Мемориал памяти Л.Г. Корнилова под Краснодаром |
Вообще стоит отметить, что, несмотря на большие сдвиги в общественном сознании, увековечение памяти русских офицеров, участвовавших в Белом движении, проходит с большим трудом. Конечно, хочется, прежде всего, говорить о позитивных событиях - установке памятников генералу С.Л. Маркову в Сальске и адмиралу А.В. Колчаку в Иркутске, открытии мемориала донским казакам и нескольких памятных досок, связанных с именами участников Белого движения. Но если знать о тех трудностях, которые встречали почти все организаторы на своем пути, то начинаешь подумывать о том, что произошло это во многом не благодаря, а вопреки обстоятельствам.
Мемориал памяти Л.Г. Корнилова под Краснодаром. Фото предоставлено А. Гаспаряном |
Внимание общества при помощи СМИ фокусируется, прежде всего, на событиях имеющих политическое значение. Весь прошлый год в СМИ активно обсуждался вопрос о переносе в Таллинне захоронения советских военнослужащих, погибших во время Второй мировой войны. Несмотря на все протесты и заявления российских властей на самом высоком уровне, перезахоронение это все же состоялось: останки советских военнослужащих и памятник воину-освободителю были перенесены с площади Тынисмяги и на городское военное кладбище. Не вдаваясь в оценку и подробное рассмотрение этого события заметим лишь, что совершенно незамеченным российскими СМИ оказалось другое событие произошедшее в Эстонии, которое, по всей видимости, никак не претендовало на первые полосы газет. В Нарве, при помощи эстонских городских властей, были восстановлены памятники на месте массового захоронения солдат и офицеров Северо-Западной армии генерала Н.Н. Юденича и русских беженцев, погибших от тифа, холода и голода зимой 1920 года (памятник, сооруженный усилиями русских эмигрантов на этом месте в 1930-х годах, был уничтожен советскими властями в 1940 году). Об этом событии, несомненно заслуживающем куда большего внимания, удалось узнать лишь благодаря информации размещенной на нескольких специализированных военно-исторических форумах и блогах. Между тем, речь идет об увековечивании памяти многих и многих русских солдат и офицеров принимавших участие в Первой мировой и Гражданской войнах, кавалерах ордена Святого Георгия Победоносца, памятные места которым на их Родине можно пересчитать по пальцам одной руки.
Но вернемся в Краснодарский край. Удаленное место расположения мемориала Добровольческой армии под Краснодаром создает не только неудобства тем, кто хочет посетить памятник. Отсутствие наблюдения за памятником приводит к актам вандализма. Так, в ночь на 11 апреля 2002 года неизвестные осквернили мемориал: попытались повалить трехметровый каменный крест и разбили несколько мраморных плит с именами офицеров Добровольческой армии, погибших в 1918 году во время штурма Екатеринодара. Такие акты вандализма связаны, по всей видимости, далеко не с отношением вандалов к Добровольческой армии и лично генералу Л.Г. Корнилову. Нетрудно предугадать судьбу памятника, например Владимиру Ильичу Ленину, если поставить его где-нибудь на городской окраине, недалеко от активных мест отдыха молодежи, или городской свалки.
Очевидно, что проблеме достойного сохранения и увековечения памяти участников Белого движения 1917-1922 годов существенно поможет официальное признание белых правительств и белых армий носителями государственного статуса. Как известно, в СССР статус государственной власти в период Гражданской войны признавался исключительно за РСФСР и советскими республиками. Именно поэтому многочисленные революционные мемориалы устанавливались и сохранялись на уровне прямых бюджетных расходов (министерства культуры СССР). Но в современной России инициатива увековечения памяти Белого движения исходит, до сих пор, только от общественных организаций и частных лиц, хотя и при поддержке государственных структур.
На днях, по телеканалу "Россия" был показан документальный фильм "Дело генерала Корнилова", рассказывающий о жизни Л.Г. Корнилова и его роли в событиях почти вековой давности. В кадрах, завершающих фильм, промелькнул и упоминаемый нами мемориал. Думается, что в год юбилея создания Добровольческой армии и 1-го Кубанского похода вполне уместно подумать о перенесении памятника к тому месту, где 90 лет назад во время братоубийственной Гражданской войны действительно погиб Л.Г. Корнилов, и о достойной форме увековечения его памяти.
Это и стало бы реальным выражением политики "согласия и примирения" в нашем обществе.