itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вооруженные Силой

Духовенство окормляет военных, но от погон отказывается

0
201
Время на чтение 4 минуты
Накануне Дня защитника Отечества об актуальных проблемах взаимодействия Церкви и армии по просьбе "НГР" рассказал старший преподаватель Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ, доктор философских наук, полковник Александр Суровцев.

- Насколько успешно происходит взаимодействие Минобороны России и представителей традиционных религий в настоящее время?

- Приоритеты сотрудничества Церкви и Вооруженных сил четко изложены в соглашении между Министерством обороны и Русской Православной Церковью, подписанном в 1997 году и действующем по сей день. Пусть вас не смущает то обстоятельство, что я говорю о соглашении с одной из религиозных организаций страны. Изложенные в документе принципы отражают позицию Минобороны в отношениях со всеми традиционными религиями России.

Достаточно перечислить закрепленные соглашением направления совместной работы: патриотическое и нравственное воспитание, духовное просвещение и социальная защита военнослужащих, реализация их религиозных потребностей, восстановление культовых сооружений и ряд других. Условия для реализации этих направлений в Вооруженных силах созданы и продолжают совершенствоваться. Другое дело, что уровень и интенсивность взаимодействия между армией и традиционными религиозными организациями неодинаковы. Это уже в большей степени зависит от самих религиозных объединений, их желания и готовности сотрудничать с Министерством обороны.

Православные, мусульманские, иудейские и буддийские организации - равноправные субъекты современных отношений с армией. При этом более активное и разностороннее сотрудничество с РПЦ легко объяснимо. Как показывают социологические исследования, проведенные специалистами Минобороны, к числу верующих в 2007 году себя причисляли 54% военнослужащих. Из них православными называли себя 83%, мусульманами - 6%, буддистами - 2%. Примерно по 1% среди верующих воинов оказалось иудеев, протестантов и католиков. Остальные верующие военнослужащие отнесли себя к иным вероисповеданиям или отказались назвать свою религиозную принадлежность. В результате простая арифметика показывает, что в среднестатистическом подразделении из 100 человек служит около половины православных военнослужащих. Это очень солидная социальная база для развития сотрудничества с РПЦ.

Конечно, соотношение и состав верующих в воинских частях и гарнизонах различен. Поэтому в этой деятельности нет и не может быть универсального подхода. В очередных Всероссийских сборах военного духовенства, состоявшихся в 2007 году, были представлены делегации православных, мусульманских, буддийской и иудейской организаций. Здесь необходимо указать на недопустимость в армейской среде прозелитизма. Религиозные организации добровольно принимают обязательства обращаться с проповедью только к своей пастве и не вести миссионерской работы среди военнослужащих.

- Насколько способствует общение военнослужащих со священнослужителями решению насущных проблем Вооруженных сил РФ?

- Присутствие священнослужителя в армии мотивировано прежде всего необходимостью соблюдения вероисповедных прав военнослужащих. Однако сегодня Минобороны видит в представителях религиозных объединений еще и своих помощников в деле воспитания военнослужащих, в духовной мобилизации воинов на решение задач, стоящих перед Вооруженными силами. Основанием данного подхода служит конституционное положение о том, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Представители духовенства как граждане также исполняют этот долг. Отношение религий к вооруженной защите Отечества неоднозначно. Те религиозные организации, которые считают возможным призвать своих единоверцев к самоотверженному служению в рядах Вооруженных сил, активно выступают с патриотических позиций.

Практика показывает, что регулярное посещение духовенством воинских подразделений улучшает морально-психологический климат в воинских коллективах, положительно влияет на отношения военнослужащих между собой. При этом снижается количество воинских преступлений, нарушений воинской дисциплины.

- Министерство обороны РФ рассматривает вопрос о введении института военных капелланов?

- Если говорить именно о капелланстве, то, я думаю, этот вопрос для наших Вооруженных сил вообще отпал после изучения зарубежного опыта. Там капеллан, как правило, сначала офицер, а уж затем священнослужитель. В современной России больше принято говорить об институте штатного военного духовенства. Его принципиальное отличие от капелланства состоит в том, что представитель военного духовенства в первую очередь - духовное лицо. К военной администрации он должен, по-видимому, принадлежать в той степени, которая обеспечит возможность выполнения главной обязанности - душепопечения о верующих воинах. Для этого, конечно, вовсе не обязательно носить погоны или иметь воинское звание.

В вопросе о введении, а точнее - воссоздании института военного духовенства мнения военных руководителей расходятся. Принципиальных противников этого процесса становится все меньше. Однако и решение вопроса не обещает быть слишком быстрым. Многим памятна инициатива Главной военной прокуратуры, которая два года назад представила в Госдуму проект закона "О военном духовенстве". Это вызвало широкую общественную дискуссию, которая выявила различные точки зрения. Священный Синод РПЦ, например, поддержал инициативу восстановления института военного духовенства в России. Однако Патриарх Алексий II в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что если государство обратится с данным предложением к Церкви, то понадобится время для подготовки необходимого количества священнослужителей.

- Могут ли в дальнейшем священнослужители заменить офицеров по воспитательной работе в частях?

- Нет, не могут. Они этого и не хотят. Духовенство может претендовать лишь на абсолютное право общения с верующими военнослужащими для удовлетворения их сугубо религиозных потребностей. Естественно, в рамках закона и если о такой потребности заявляют сами военнослужащие.

Вся остальная деятельность духовенства в армии определяется интересами государства в области обороны и безопасности страны. Большинство стран мира, как и Российская Федерация, являются светскими государствами. И только единицы из них не имеют военного духовенства. Некоторым наличие священников в армии и светский характер государства представляется неразрешимым противоречием. Так ли это? Вовсе нет. Дело в том, что любое государство имеет право и даже обязано привлекать своих граждан и законно действующие на его территории организации, включая религиозные, к укреплению обороноспособности страны.

Конечно, этот процесс регулируется законом. У граждан и организаций есть выбор - участвовать в патриотическом служении или иным способом выполнять долг по защите Отечества. Допустим, мнения государства и ряда религиозных организаций на этот счет совпадают. Тогда государство оценивает реальные возможности религиозных объединений, количество их последователей, авторитет в Вооруженных силах и привлекает их к участию в той или иной работе, включая воспитательную. То есть частично использует их потенциал, а вовсе не делегирует им полномочия органов государственного или военного управления.

Андрей Мельников

http://religion.ng.ru/facts/2008-02-20/4_force.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Суровцев
Российские вооруженные силы: стратегии качества
Беседа с полковниками А.Е. Савинкиным (редактором "Российского военного сборника"), И.В. Домниным (членом Союза писателей России) и А.И. Суровцевым (председателем "Воинского православного братства")
30.03.2007
Военные священники служат Богу и Отечеству
Приоритетом в вопросе о военном духовенстве должно стать укрепление национальной безопасности России
23.03.2006
Военные cвященники служат Богу и Отечеству
Приоритетом в вопросе о военном духовенстве должно стать укрепление национальной безопасности России
01.03.2006
Военное духовенство на марше
За последние годы в Вооруженных cилах выросло число верующих
02.03.2005
Все статьи Александр Суровцев
Последние комментарии
Сталин: не симпатия, но эмпатия
Новый комментарий от Русский танкист
04.03.2024 01:10
Об одной путанице
Новый комментарий от С. Югов
03.03.2024 23:49
Последний Большевик с большой буквы
Новый комментарий от Правдолюб
03.03.2024 22:57
Антивакцинщица
Новый комментарий от Русский Иван
03.03.2024 20:10
«Я как русская природа – без особых красок»
Новый комментарий от С. Югов
03.03.2024 20:02
«Речь идёт о бессудном похищении человека за его убеждения»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
03.03.2024 19:25