- Для меня понятие "русский мир" - не территориальное, не социальное даже, а некая среда, где говорят на русском языке, где существует отношение к русской культуре как к родным корням, своим истокам. Это подвижное, не замкнутое границами пространство.

- Тем, кто хотел бы перекроить планету под себя, сильная Россия не нужна. А именно она и генерирует ту особую субстанцию, которую мы подразумеваем под понятием "русский мир". Он ближе чему - Европе или Азии?
- Он особый в силу геополитического положения и исторического развития России. С одной стороны, она является неким водоразделом, с другой - связующим мостом между Европой и Азией. Америка хочет, чтобы весь мир был американизированным. Почему?
Потому что таким миром ей легче управлять, а свои претензии на мировое господство она не скрывает. Пусть все смотрят американские фильмы, отмечают День сурка и праздник Хеллоуина, едят гамбургеры в "Макдоналдсе", жуют кукурузные хлопья в кинотеатрах, запивая кока-колой, а восторг выражают междометием "й-е-ес!". И учат английский язык. С точки зрения своих интересов она права. Знаете, что нашей победой на Куликовом поле мы обязаны... русскому языку, на котором общались русские ратники, хотя в их рядах бились воины разных национальностей. Татаро-монгольское войско говорило на разных наречиях, что затрудняло управление им.
- Пора сказать, что Россия - это страна русских Слово "русский" сейчас всё чаще подменяется словом "российский". Но это ведь не одно и то же. Татары хотят сохранить свою идентичность, башкиры тоже, евреи тоже. Но не одобряется, когда русский человек говорит о том, что он русский. Отсюда, мол, недалеко до национализма, ксенофобии. Это нормально? А когда русских заставляют умолкнуть и не возникать, получается Кондопога.
- Ну, Кондопога, я считаю, это раздутая политическая кампания, которую бессовестные политики использовали как карту в своих играх. Это было столкновение уголовников. Одновременно в Череповце случилась такая же стычка между цыганами и русскими, и тоже с жертвами. Но её никто не заметил. Карельский инцидент раздули претенденты на звание демократов. Другие ничуть не менее драматичные cобытия остались незамеченными. Впрочем, политиканов не интересуют ни люди, ни события, ни суть вопросов, а исключительно узкие политические интересы. Тем не менее, по глубинной сути ваш вопрос правильный: о том, чувствует ли себя русский человек хозяином на своей земле? Должен чувствовать. Не должен робеть, умаляться перед приезжими. Русским стыдиться нечего. Я русский и горжусь этим.
- А чем можно гордиться русскому человеку?
- Гордиться можно за одно то, что русский народ не был угнетателем и уничтожителем других народов. Что Россия была не тюрьмой, а семьёй народов. Русский народ как старший брат помогал выхаживать младших братьев, многим из них дал грамотность, создал возможности для ускоренного исторического развития. Благодаря русскому языку малые народы приобщились к сокровищам мировой культуры, да и о лучших их представителях мир узнал через посредство русского языка. Речь о киргизе Чингизе Айтматове, аварце Расуле Гамзатове, таджике Мирзо Турсун-заде... А разве наш военный подвиг в последнюю войну не заслуживает чувства гордости? Вся Европа легла под Гитлером, но кто переломал ему хребет? Не американцы же. А прорыв человека в космическое пространство? И здесь первой оказалась наша страна. Почему же нам не гордиться тем, что это сделали мы? Пора сказать, что Россия - это страна русских. А к русским я в отличие от узколобых шовинистов причисляю не только этнических русских, а всех, кто идентифицирует себя с ними и разделяет их духовные ценности. Верит, например, что правда не в силе, а наоборот. Говорит на русском языке, преклоняется перед русской историей... Вы заметили, как избирательно либеральные СМИ используют слово "русские"? Когда иные наши сограждане попадают в переплёт или оказываются в какой-то неблаговидной истории, их аттестуют "русскими" независимо от национальности. Соответственно заголовки: от "русских изгнали из Куршевеля" до "русские опозорились на лыжне". Как будто поставлена задача дискредитировать само слово. Или внушить русскому народу комплекс неполноценности. Вбить в голову мысль о полной национальной, государственной никчёмности. Отсюда и поклёпы на историю: какая-то она не такая у России, как у других успешных народов. Прихвостни, которые и внутри страны, и которые разъезжают за деньги международных фондов по миру, клянут Россию и её порядки. Это ненавистники России. Одно желание у них - побольнее уязвить свою страну. Боли за её беды у них нет. Что с журналистов взять, когда люди из правящей элиты до недавних пор хорошим тоном считали заявиться в какой-нибудь Давос и поливать там наше внутреннее устройство. Ты критикуй дома, пожалуйста. Чего ты призываешь на свою страну крестовый поход демократов? Ни одному американскому сенатору или конгрессмену не придёт в голову шельмовать США, выехав за рубеж. Тех, кто торгует своей страной, иначе как предателями назвать нельзя. Кстати, делается это небескорыстно. На "пятую колонну" и ставят недоброжелатели России. Сопротивляться искажению сокровенных смыслов Известный живописец Шишкин (автор знаменитого "Утра в сосновом лесу") однажды сказал, что гордится тем, что он русский, и всегда желал бы одного - жить в своём Отечестве. Как это отличается от нынешних воззрений многих молодых людей, для которых предел мечтаний - отбыть на ПМЖ на Запад. Они - жертвы идеологической обработки, ведущейся многопланово, постоянно, всеми доступными средствами. Пороки, которые свойственны и другим народам, например пьянство, приписываются только русскому народу. Он изображается лентяем, тунеядцем, Емелей, лежащим на печи. Всё идёт в дело против русского генотипа, даже интерпретация его фольклора.
- Нам действительно навязывают искажённый образ русского человека. Взгляд интерпретаторов нашей истории, в том числе народного творчества, сам по себе выдаёт поставленную им цель. Давайте с другого угла зрения посмотрим. Когда герой русских сказок Емеля на печи отправился к царю, автомобилей ещё не было. Ну поплёлся бы он, обувшись в лапти, пешком. Сколько бы идти пришлось. А он сообразил, как быстрее. Другой персонаж скатертью-самобранкой оперирует. Третий сел на ковёр-самолёт и полетел на край света. Это ли не пример игры фантазии, изобретательности русского человека? В каждой сказке сокрыт глубокий смысл, дан намёк - добру молодцу урок. Вот богатырь Илья Муромец бьётся со Змеем Горынычем, а когда становится невмоготу, припадает к родной земле, набирается от неё сил, встаёт, продолжает бой и побеждает. Самый малый ребенок поймёт, что родная земля питает человека силой. С раннего детства он усвоит смысл, который сформирует его личность (а она выстраивается именно в возрасте с двух до пяти лет), и потом будет поддерживать во всех жизненных перипетиях. Скажите, где в фольклоре что неправильное, вредное для сознания внушалось? Возьмите пример, когда два медвежонка делят сыр и арбитром выбирают лису. Что тут осуждается? Порок - жадность. А что подводит хвастливого Колобка? Самоуверенность, переоценка своих возможностей. Что ни сказка - то урок житейской мудрости, который преподаётся простым доступным языком, без занудства, с юмором. Так, что откладывается на всю жизнь. Те, кто интерпретирует русский фольклор через призму очернительства всего русского мира, либо в детстве прошли мимо сказок, и тогда мне их очень жаль, либо выполняют идеологический заказ. Но издевательство над сокровенными смыслами национальной культуры - вещь рискованная.
- Что, кроме констатации, можно противопоставить этому?
- Меры принимаются. Ещё десяток лет назад мало выпускалось сказок, сегодня прилавки забиты ими. Общество опомнилось. Беда в том, что русские люди доверчивы. Это наш недостаток, но он же и достоинство, свидетельство чистоты души. Не зря же Николай Рубцов заклинал: "До конца, до тихого креста пусть душа останется чиста". Поэтому народ и поверил тем, кто пришёл с программой перестройки, не усомнившись, что они хотят людям добра. А 90 процентов экспертов были работниками зарубежных спецслужб, вынюхивавшими наши секреты. По их советам приняли схемы, разрушившие нашу экономику. Все развитые страны начинали подъём экономики с сооружения дорог. Мы же от этого по рекомендациям западных спецов отказались. Слепо следовать советам всяких фондов - себя не уважать. Наш президент резко отзывался о деятельности неправительственных организаций, которые на деньги правительств других стран вмешиваются во внутренние дела России. Доходило и до того, что учителя гордились званием соросовских стипендиатов: их на курсах учили, как идеологически подрывать основы России, платили гроши из фонда Сороса, и они с энтузиазмом промывали мозги детям.
- Опять тот же вопрос: как с этим бороться?
- Мы действуем. Недаром у нас появилась программа "Великий Устюг - родина Деда Мороза". Наши дети должны прежде всего знать своего Деда, а не Санта-Клауса. Но при этом русский Дед Мороз - натура широкая, не шовинист и не ксенофоб, дружит с якутским Чысхааном, белорусским Зюзей, украинским Святым Мыколаем, финским Йоллупукки, карельским Паккайне, словацким Микулашем, шведским Юль Томтэ, немецким Вайнахтсманом. Международный слёт снежных дедов в конце года прошёл в Москве. Так что наш подход - хранить русское пространство, но не замыкаться в нём, вести диалог по всем направлениям. Задача государства - заботиться об экологии культуры Любой народ выражает себя в песне, танце, слове. Сегодня мало звучат русские народные песни, русская поэзия. Новые поколения плохо, а то и вовсе не знают их. Они слышат только попсу и видят в основном американские фильмы, в которых американец самый умный, сильный, справедливый...
- Почему государство ничего не делает для защиты собственной культуры, не вводит квоту на показ зарубежного кино, как это делается в самых демократических странах Европы, например во Франции?
- Всё же и у нас что-то делается. Вспомним, что у нас трижды проходил Госсовет, который рассмотрел проблемы сохранения уходящей традиционной культуры. Последнее из заседаний посвящалось как раз нематериальным ценностям - песням, обычаям, сказкам и пр. Засилье же попсы... Ну, есть мафия разная - экономическая, криминальная, в шоу-бизнесе. И в советское время на стадионах проводились праздники, где артисты на тачанках с песнями разных времён разъезжали по беговой дорожке. Масскультура - явление времени. Но нельзя, чтобы она доминировала. Государство должно поднимать на щит лучшие образцы высокой культуры. Если я не понимаю Шнитке, совсем не значит, что он плохой композитор (мои любимые - Рахманинов и Свиридов). Надо обеспечить деятелям культуры условия для нормальной жизни и творчества. Задача власти - заботиться об экологии культуры, чтобы масскультура, как болотная тина, не затягивала всё пространство. Поп-культура заработает деньги сама, а для других видов культуры надо ввести квоты, поддерживать их финансово. Действительно, со сцены не звучат русские народные песни, не декламируются стихи, не танцуются народные танцы. Раньше это присутствовало в любом концерте. На телевидении одни и те же лица юмористов, одни и те же плоские шутки, одни и те же ритмы в танцах и песнях, множество безголосых певцов-фанерщиков. Талантов, что ли, нет? Есть - и много. Но те, кто занял ключевые позиции в шоу-бизнесе, боятся конкуренции. Они намертво спаялись в цеховом интересе, удушая саму возможность притока свежего воздуха на эстраду. Это большая проблема. Но у нас же есть государственный канал, почему он идёт в потоке коммерческой попсы? Есть подвижки и на фронте самого массового искусства - кино. В программах ТВ стало больше российских боевиков. И не все примитивны, как ещё лет 5 назад, чтобы кровь, мордобой, зубодробительство. Я посмотрел фильм "Начальник-3": любопытный психологический поединок, никакой пальбы, погонь. Телесериал "Ликвидация" - одна из последних работ ТВ - также не лишена достоинств. Появились и кинофильмы. Не случайно "Остров" стал лауреатом по шести номинациям. Фильм Никиты Михалкова "12" также претендует на высокие награды. Процесс только начинается, но результаты уже налицо. Пропаганда пороков как средство разложения общества. К сожалению, много пошлостей и скабрезностей звучит публично. Но, конечно, особенно портит русский язык телевидение. И грубой просторечной лексикой, и обильными англицизмами. Во Франции, например, немотивированное употребление англицизмов запрещено законодательно. Скоро, видимо, с телеэкранов зазвучит полноценный мат. В литературе он уже перестал быть персоной нон грата.
- Как вы относитесь к введению цензуры?
- Я не за прямые запреты, а за альтернативу. Люди творческого сословия этого делать в публичных выступлениях не должны. Умение выразить все нюансы мысли в рамках литературной лексики - показатель их профессионализма. Особо омерзительно, когда этим грешат женщины. Я говорю: "Сказала плохое слово, иди, прополощи рот, а то от тебя идёт дурной запах". Ну а транслировать мат на широкую публику - через телевидение, в театре - вовсе недопустимо. "Мягкое влияние" Запада проявляется в том, что нас убеждают в нормальности всяких отклонений, в отсутствии нормы, как таковой. В Италии только что узаконены однополые браки. Представители российских секс-меньшинств, настаивая на проведении гей-парада в столице, наезжают на Церковь, высказавшую своё недвусмысленное отношение к этому явлению. Что же стоит за этим? - Просто так и роса не выпадет. В фашистской Германии очень жёстко боролись с порнографией, проституцией, гомосексуализмом. Но все эти пороки насаждались гитлеровцами на оккупированных территориях в целях разложения местного населения, чтобы оно не могло сорганизоваться на сопротивление захватчикам. Те, кто нам извне заносит эти раковые клетки, преследуют ту же цель - вызвать распад и гниение российского общества. На это же нацелен наркотрафик. Это не просто бизнес, это специальная политика. Руководство страны признаёт наличие 6 миллионов наркоманов. Правозащитники нам рассказывают, как защищают наркоманов в демократических странах, где им заботливо выделяют места и шприцы для уколов. С понятным намёком, мол, и мы тут не должны отстать. Надо понимать, гей-парады, "аптеки" для наркоманов - это не забота о людях, так ведётся борьба с Россией.
- Не утонуть бы вместе с "Титаником" Вячеслав Евгеньевич, в маленькой Греции очень любят и ценят национальное искусство. Стоит зазвучать "сиртаки", как все встают в круг и начинают танцевать. Обучение народным танцам проходит в начальных классах школы на уроках физкультуры. У нас из молодых мало кто может сплясать "барыню" или хоть ту же "цыганочку" и т. д. Никто не учит. Но это только у русских. На Северном Кавказе дети 4 - 5 лет уже научены национальным танцам. А что мешает нам поступать так же?
- В вашем вопросе есть и ответ. Территория одной Вологодской области на 10 процентов больше площади Греции. Это маленькая и бедная страна, а Россия - большая и страшно богатая. Мы не бережём природные ископаемые, не бережём лес. Ко всем своим ресурсам, включая людские, относимся по-разгильдяйски. Во многом нас к этому приучила советская система распределения, когда всё вокруг было колхозное, "всё вокруг моё". Утратилось чувство хозяина, чувство патриота по отношению к Родине. На Вологодчине несколько раз снималась передача "Играй, гармонь!" с Геннадием Заволокиным. В залах на несколько тысяч человек и стар, и млад пританцовывали. Помните у Толстого в "Войне и мире", когда Наташа Ростова пустилась в пляс: откуда эта дворяночка, которую учили французским танцам, так умеет "русскую"? А в ней проснулась на генетическом уровне народная память. Меня царапнули строки в одном либеральном издании, назвавшем русские песни "заунывными этническими напевами". Вот так испанские конкистадоры говорили, наверное, о песнях индейцев. Кто нас-то завоевал? Почему русская песня загнана в резервацию? - Рубцов писал: "И пенья нет, но ясно слышу я незримых певчих пенье хоровое". Люди за столом по-прежнему поют. И у нас, и в Карелии, и в Дагестане. Слава Богу, истоки сохранились, любовь к песне осталась. Конечно, расцвет хорового искусства позади, но хоровое пение культивируется и на предприятиях, и на селе. В Вологде есть прекрасный хор мальчиков. Я вам скажу такую вещь простую. Когда к нам вернулся гимн, в Череповецкой школе хоккеистов всех мальчишек заставили выучить слова. На открытие нового ледового катка вышли на поле 400 пацанов в хоккейной форме от 6 до 16 лет и запели гимн. Непередаваемое ощущение. К слову, у меня внук уже знает гимн. Мы, принимая гостей, устраиваем встречу не под виолончель со скрипичной музыкой, а приглашаем народные коллективы. И все с удовольствием им подпевают. Вы правы в том, что у нас это утрачено в школах, где нет ни музыкальных организаторов, ни тех, кто может научить азам национальной хореографии. Выход пока в том, чтобы иметь в каждом районе, каждом селе центр народной культуры. Есть у нас такой закон, работают центры. И здесь происходит перелом. Я сравниваю происходящее сегодня в обществе с морем после шторма, когда на берегу полно всякой дряни и мусора. Проходит 2 - 3 дня - и куда всё подевалось! Море очистилось, грязь ушла. Глаз радуется. Вот отшумела перестройка, вызванная разными причинами, объективными, кстати тоже. Сегодня общество начало очищаться от всей этой грязи и шелухи. И, будем надеяться, скоро очистится. Но не надо ждать, что кто-то сверху даст указание и придёт добрый дядя, сделает всё за нас. Нет. Без участия каждого из нас, кто считает и чувствует себя русским, этого не случится.
- Вы верите, что, несмотря на все угрозы, русский мир сохранится?
- Надеюсь. Ведь это и есть то, на чём держится Россия. Как только ослабевает русский мир - чахнет и страна. И потом, я заметил, что в столице меньше оптимизма, чем в регионах. Сегодня Москва - это не Россия. Это мегаполис, огромный административный, экономический, финансовый, торговый центр. Но это не Россия. Там Русью не пахнет. Там пахнет чем угодно, но не Русью. Поэтому и москвичи то вздохнуть полной грудью приезжают к нам. Заповедная душа России живёт в провинции. Русский мир - он не только для нас спасение. Само существование России в её национальном, сложившемся за тысячелетнюю историю государственности своеобразии - это вызов глобализации, стремящейся нивелировать мир по западным стандартам. Да, европейский облик России - плод европейской цивилизации, не зря Достоевский писал, что русские относятся к священным камням Европы едва ли не трепетнее самих европейцев. Но ныне европейская цивилизация переживает не расцвет, а упадок. Мы должны уберечься от раковых клеток этого разложения и сохранить то лучшее, что создано нами в лоне европейской культуры, то есть свой русский мир. Это, если хотите, наша историческая миссия.
Беседу вела Людмила Глазкова