Какой быть России? Александр Солженицын о путях развития страны и общества

"Аргументы и факты" открывают новый интеллектуальный проект: Какой быть России? Дискуссии на эти и другие темы соберут на наших страницах людей разных мировоззрений. Своё мнение выскажут известнейшие российские и зарубежные политики, главы государств, писатели, словам и мыслям которых доверяют миллионы россиян, экономисты, правозащитники.Большинство россиян - и авторитетные эксперты (политологи, экономисты), и творческая элита, и простые трудяги - сегодня сходятся во мнении: наконец-то Россия вошла в эпоху стабильности. После тяжелейших десятилетий перестройки, передела собственности, обнищания финансового и потери моральных ориентиров...

И теперь самое время, оторвавшись от решения сиюминутных проблем, подумать о вещах гораздо более важных. А именно: какие плоды принесут эти реформы? Куда мы все в конечном итоге идём? Какой будет Россия? Пойдёт ли наша страна по авторитарному пути или сможет воспринять демократические ценности? Будет ли это страна "безбрежной рыночной экономики" или государство с сильным госуправлением? Должны ли и дальше плодиться олигархи и кто вдохнёт уверенность в малообеспеченных и обездоленных? Кто ответствен за нравственность: государство или рынок?..

Что нам по силам

ПРИ нынешнем тугосвязном и тревожном состоянии дел по всей Земле - российскому правительству, разумеется, не дано и на час забывать ни о внешней защите страны, ни о её месте в международьи (уже было утерянном, но в последние годы отчасти восстановленном). И глаз не спустить с дальних путей государственной политики, а они - всегда многопетлисты, трудно предвидятся, нелегко просчитываются (как вот - возросший энергетический и продовольственный спрос новокрепнущих стран Востока и др.). Это - дороги не близкие.

А вот на внутренних наших путях, среди всех вновь возникающих государственных программ и целей - первейшим - да вне всякого номерного перечня! - правительственным долгом всегда должно оставаться: СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА, обезпечение неизменно благоприятных условий для его физического благоденствия и нравственного здоровья. Народная бедность не может быть допущена ни в дозе "двух третей", ни "одной пятой". И рядом с тем - устойчивое, добротное, равномерное, без административных дёрганий течение всеобщего школьного образования. Оно не должно испытывать на себе односторонних и сбивчивых влияний.

Однако простому, неподготовленному взгляду не доглядеть признаков защиты народной Нужды - ни в том, как ветшающие жилища миллионов утонули в прожорливой системе ЖКХ; ни в постоянных ценовых всплесках на потребительском рынке, мгновенно слизывающих все надбавки и лишающих людей всякого спокойствия; ни, даже, это уже в разряде анекдотов: в наших нелепейших сквозных двухнедельных "праздниках", невыносимых трудовому люду, особенно зимой, когда некуда деться, но, вероятно, весьма удобных для заграничных поездок состоятельных особ? ни, более всего, - в угнетающей всеобщее сознание змейной коррупции, всё нераскры-ваемой и ненаказуемой (да не только ж на вышках, но и на мелких ступеньках, и поди же раскрой каждый случай, да и - там ли корень? всё валится на неповоротливость властей, а между тем вся нравственно шаткая атмосфера в нашей стране освобождает воров и взяточников от угрызений Греха и от Стыда, - напротив, они скорее чувствуют, что выиграли позицию).

И всё это, насущное для жизни каждого человека, решается в столице - и мелкое, и крупное, как и весь нынешний и будущий общегосударственный путь. Но кому и скольким доступно обсуждать его в полный голос или пытаться повлиять на его рождение и ход? Голос народа - где он? и как ему проявиться? То есть как различить голоса простолюдинов, не украшенных наклейками "политологов", "аналитиков", "референтов"?

Да позволим же, наконец, и в России существовать местному самоуправлению, где безстеснительно, каждый раз по жизненным, всем понятным поводам раскрывались бы уста. Я - уже не первый десяток лет, сколько мог, - писал, объяснял, призывал именно: к свободному действию в России местного самоуправления. В нашей истории веками существовал и деревенский мiр, и городские веча, и казачьи сходы, а с конца XIX века - плодотворное Земство, разогнанное большевиками в 1918 году (заменённое ими на Советы, а те сразу были подмяты компартией и никогда ничем реально не управляли).

Если мы не научимся брать в свои руки и деятельно обеспечивать близкие, жизненные наши нужды, не видать нам благоденствия ни при каких золотовалютных запасах.

И сегодня - во всех благоденствующих странах Запада местную жизнь направляют непосредственные (а не представительные!) народные собрания. Нам с семьёй, в 20-летнем изгнании из СССР, досталось немало понаблюдать, даже и с восхищением, этот мощный общественный аппарат в действии. Это - реальное, эффективное и достойное участие самых рядовых граждан, в их обычной местной обстановке, в отстаивании своих безспорных потребностей и принятии решений на обозримое будущее. А затем - им дано натурально ощущать подвижки и успех этих решений как прямое влияние на ход государственной жизни: да ведь на местном примере она и ощущается людьми отчётливей, чем дальние, в столичном мегаполисе, обещания, шорохи и события. В наших нынешних, нередко справедливых упрёках Западному миру - то по отжитым, затёртым назиданиям гордых ораторов "Совета Европы", то по отблиставшему золотому идолу "Глобализма" -мы упустили самую деловую вседневную здравую пользу системы самоуправления в западных странах (да никто и не торопился нам её представить), реальные перемены в муниципалитетах, отстоенные самими гражданами по зримому, жгучему для них поводу, сам опыт реального управления - и заслуженное удовлетворение от того.

За годы же после моего возврата в Россию я был свидетелем подавления новоявленных очагов местного самоуправления - то губернаторами, то губернскими советниками, всегда - отказами в финансовой помощи, а ни от одной Государственной Думы не возник в поддержку местных самоуправлений ни один чёткий, дельный, благоприятный закон. (Небрежность? Ревность?)

А между тем в такой необъятной стране, как наша, никогда не добиться процветания - без сочетания действий централизованной власти и общественных сил. Мне возражают: какие общественные силы? какое самоуправление? да у нас никто ни с кем не способен договориться: любое самодеятельное собрание граждан будет течь по сценарию фильма "Гараж". - Но и я возражу: а другого пути просто нет. Если мы не научимся брать в свои руки и деятельно обеспечивать близкие, жизненные наши нужды, а всегда отдавать их на милость далёких, высоких бюрократов, - не видать нам благоденствия ни при каких золотовалютных запасах. И неправда, что не способны мы уже к самоорганизации. А обманутые дольщики? А движение автомобилистов?

Да проницательные, предвидчивые жизненные решения не могут состояться в России без трезвого и горького опыта нашего -ещё свыше-ста-миллионно-го - трудолюбивого и талантливого многолюдья. И - без включения наших благодатных пространств. (К вящему удивлению - до сих пор не растерянных нами и не д огубленных..)

...По нашим "заглушным" местам - в сегодняшних живейших заботах: надёжная лечебная помощь, состояние школ, жилищ, транспорта и дорог, ход торговли. Добиваться всего этого и жгуче созрело, и единственно по силам - как раз местному самоуправлению. Если ему дадут финансово и юридически дышать.

Авторские орфография и пунктуация сохранены.

ОТ РЕДАКЦИИ

Страницы "АиФ" открыты для дискуссии: все, кого не оставят равнодушными темы нашего интеллектуального проекта "Какой быть России?", могут присылать свои статьи в редакцию. Ведь это в наших руках судьба России, завтрашний день Отечества и, как написал А. Солженицын, "отстаивание своих бесспорных потребностей и принятие решений на обозримое будущее".

http://www.aif.ru/articles/article_prmid_dta137314.html?print=y
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Солженицын:
Беглецам из Семьи
"РГ" впервые публикует незаконченную статью А.И. Солженицына, которому сегодня исполнилось бы 90 лет
11.12.2008
"Написано кровью"
Интервью Александра Солженицына
05.08.2008
Все статьи автора
Последние комментарии
Бесшумная война управляемого хаоса
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-06-04 14:23
НКВД как оболганный символ Великой Победы
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-06-04 14:03
Судный день Христианской Америки
Новый комментарий от В.Р.
2020-06-04 13:46
Игра в Церковь закончилась
Новый комментарий от С. Шараков
2020-06-04 13:39
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-04 12:48