Накануне юбилея Владыка Георгий дал интервью корреспонденту радио "Образ".
- Ваше Высокопреосвященство, Вы помните начало своего архипастырского служения?
- 26 декабря 2002 года после заседания Священного Синода, на котором я был избран на Нижегородскую кафедру, моя жизнь круто изменилась. До этого я шестнадцать лет прожил в Троице-Сергиевой Лавре, и все мои мечты были связаны с этой обителью. Столь ответственное дело, как епископское служение налагает особый отпечаток и вызывает трепет, но монахи не выбирают себе послушания. Скоро будет пять лет моего пребывания на Нижегородской земле, и когда вспоминаю о прожитых здесь годах, сердце наполняется радостью и покоем - во всем этом видится благословение Церкви и промысел Божий.
Первое с чем связано мое пребывание в Нижегородской епархии - это празднование столетия канонизации преподобного Серафима Саровского. Это особая страница в моей жизни и в жизни всех, кто участвовал тогда в этих событиях. То, что мы своими немощными трудами послужили всему русскому народу, всей России - очень многое значит для каждого из нас.
- Владыка, а еще какие события вам запомнились за эти пять лет?
- Визиты святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II всегда оставляют большой след в жизни Нижегородской епархии. Очень значительным событием стал приезд на Нижегородскую землю и паломничество к преподобному Серафиму главы Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра. Причем этот визит состоялся еще до того, как было подписано официальное воссоединение. А в этом году к нам приезжал Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II. В 2003 году на Серафимовские Торжества к нам прибыл президент Российской Федерации Владимир Путин. И сложно вспомнить все события, которые происходили в моем служении изо дня в день. Ведь если говорить о духовной и церковной жизни Нижнего Новгорода, то здесь много простора для работы и совершенствования в различных областях.
Прежде всего, это касается развития и укрепления духовной жизни в монастырях. Сейчас у нас в епархии четырнадцать монастырей - семь мужских и семь женских. Это налагает определенную ответственность. Монастырь - это особое училище смирения, покаяния и истинной Христовой любви. Поэтому основная забота не только возрождение монастырских стен, но, прежде всего, монашеской жизни: молитвы, поста и бдения.
Второе важное направление - развитие православного образования. Без образовательной и просветительской деятельности нам в дальнейшем будет трудно развивать пастырские труды. Поэтому много усилий епархия вкладывает в развитие укрепление духовных школ - Семинарии, Женского епархиального училища и Выксунского духовного училища. В настоящее время мы стараемся развивать и поднимать уровень образования в наших православных гимназиях. Кроме того, в некоторых городах епархии открываются православные детские сады. Их пока немного, только два, но мы надеемся, что это только начало.
Мы стараемся, как можно больше проповедовать о Христе всеми доступными формами. Это проведение тематических конференций, организация паломнических поездок, форумов, детская православная организация "Витязи". Активно работает информационно-просветительский центр "Глагол", его деятельность распространяется на православные газеты, электронные средства массовой информации, радио и телевидение. Большой вклад в дело духовного возрождения нашей епархии да и всей России вносит благотворительный Фонд в честь преподобного Серафима Саровского.
- В чем вы видите основную задачу современного человека?
- Посещая святую землю Иерусалим и читая там страницы Евангелия, особенно о событиях Страстной Седмицы, невольно понимаешь, что за две тысячи лет ничего не изменилось в отношении человека к Богу. И когда осознаешь господство греха в жизни людей, и насколько хуже мы стали за последние столетия, то становиться страшно. Сегодня подвергается разрушению институт семьи, люди не относятся серьезно к таинству брака, а воспитание собственных детей воспринимают как обузу. Нравственные устои человека стали резко меняться. Когда это видишь, то понимаешь, что с этим надо бороться. Брань Церкви "не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесных". А бороться с грехом можно только постом и молитвой, кротостью, смирением, послушанием. И сегодняшних людей надо учить этому. Ведь раньше ни кротость, ни послушание не были насилием, просто таким образом человек проявлял свою любовь к Богу. В Священном Писании говорится "как можешь Ты любить Бога которого не видишь, когда не любишь ближнего, которого видишь". Вот и получается, что мы, слыша слова Священного Писания ушами, не слышим сердцем, и оттого становимся уязвимы к навязыванию нам совершенно чуждой системы ценностей. Во все времена Христос один и тот же, и здесь ничего не меняется. И наше служение - строительство храмов, возрождение обителей, книги, газеты, передачи направлены на то, чтобы человек научился слышать Бога в своем сердце. И тогда там поселиться любовь.
По материалам Радио "Образ"
подготовила Татьяна Фалина
Фото Георгия Ликина
http://www.nne.ru/pub.php?id=272