itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Монашеская жизнь всегда служила примером нравственной чистоты»

0
641
Время на чтение 8 минут

О работе направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVI Международных Рождественских образовательных чтений порталу «Монастырский вестник» рассказал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества.

- Ваше Высокопреосвященство, 25-26 января 2018 года Вы приняли участие в работе направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVI Международных Рождественских образовательных чтений. Чем запомнилось Вам это собрание, какие вопросы обсуждали его участники?

- Монашеские встречи, во время которых мы обсуждаем вопросы монастырской жизни, сегодня очень востребованы. Было большое количество участников; игумены, игумении и насельники монастырей задавали интересные вопросы, касающиеся монашеской практики, жизнедеятельности монастырей. Из содержания их вопросов было очевидно, что руководители монастырей озабочены благоустройством монашеских общин, но на этом пути они сталкиваются со многими проблемами, в основе которых - человеческие страсти.

Второй очень важный момент заключается в том, что насельники монастырей еще только учатся монашеской жизни. Трудности возникают тогда, когда взрослые, сформировавшиеся люди, приходя из мира в монастырь, стремятся к монашеству, но при этом не желают отказываться от светских привычек, привносят в обитель мирской дух. Научиться жизни по послушанию совсем непросто, как научиться и отречению от своеволия. На монашеских собраниях мы делимся практическим опытом обретения этих навыков, обсуждаем уставную жизнь монастырей, отношения с внешним миром, отношения между людьми, живущими в одном монастыре.

Как стяжать покаянный дух в условиях городского монастыря? Как связаны между собой епитимия и покаяние?.. Обо всем этом и многом другом мы говорили на Рождественских чтениях. Особенно мне запомнился такой вопрос: у людей, которые приходят в наши дни в монастырь, нередко бывает повреждена совесть. Они привыкли во всем себя оправдывать, не чувствуют, когда поступают плохо, однако обижаются, когда видят несправедливость по отношению к себе. И в то же время искренне желают спастись. Как им помочь? Отвечая на этот вопрос, умудренные опытом духовники делились знаниями, полученными в общении с покойными ныне старцами архимандритом Кириллом (Павловым), архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) и другими. И я видел, как благодаря соборному обсуждению проблем монашеской жизни участники дискуссии получали духовную пользу, и какой неподдельно глубокий интерес вызывали темы обсуждения.

- В работе направления приняли участие более четырехсот человек, предоставленный монашествующим зал Мультимедиа Арт музея действительно был переполнен. В первый день люди стояли в проходах. Многим из присутствующих для того, чтобы попасть на монашеский форум, пришлось претерпеть трудности многочасового перелета. Почему, на Ваш взгляд, эти встречи стали такими востребованными сегодня?

- Давайте вспомним историю возрождения монашества на Русской земле. В 1988 году на канонической территории Русской Православной Церкви было девятнадцать монастырей. За минувшие тридцать лет количество обителей увеличилось до девятисот с лишним. Но если мы можем восхищаться количественным показателем роста монастырей, то качество их жизни бывает разным. Невозможно научиться монашеству по книгам. Нужна живая монашеская традиция, которая была прервана в советский период. Люди приезжают из разных уголков нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья, чтобы получить ответы на свои вопросы, или, наоборот, помочь кому-то найти эти ответы. И такое соработничество, соборное богомыслие, я считаю, позволяет руководителям монастырей, да и монашествующим находить благословенные добрые ответы.

- Владыка, что, по Вашему мнению, сегодня особенно волнует монашествующих? Есть ли какие-то вопросы монастырской жизни, которые требуют пристального внимания?

- Самый главный вопрос, который волнует монашествующих, особенно руководителей монастырей, игуменов и игумений, это вопрос о том, как сформировать монашескую общину. В монастыри приходят люди разного возраста, разных национальностей, с разными характерами, разными страстями... Как и в любой семье, в обителях случаются проблемы, и люди мучительно ищут пути их врачевания, возможности устроения, развития и благоукрашения монашеских обителей имеющимися средствами: молитвой, бдением, постом, смирением, кротостью. Только ведь пути решения проблем находятся не сразу. Но если мы не будем соборно обсуждать эти проблемы, не будем искать ответы на вопросы, может возникнуть опасность обмирщения монашеской жизни. Обеты, которые монахи дают при постриге: послушания, нестяжания, безбрачия, касающиеся не только внешнего поведения, но и образа мыслей, - мы призваны исполнять всей своей жизнью. Но страсти врачуются не сразу, поэтому мы стараемся вместе искать решения стоящих перед нами задач, и я считаю, это имеет очень большую пользу для развития монашества.

- 26 января 2018 года Вы были председателем семинара «Покаяния двери... Современная монашеская жизнь как путь ко спасению и совершенству». На семинаре и последовавшем за ним круглом столе собравшиеся задавали довольно много вопросов. Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай в интервью «Монастырскому вестнику» заметил, что на один и тот же вопрос люди получали порой сразу несколько ответов. Не было ли противоречия во мнениях? Если выступающий ошибается, как Вы даете ему понять это?

- Владыка Николай очень верно заметил, что иногда можно было услышать разные мнения среди ответов на один и тот же вопрос. Но это вовсе не означает, что люди, отвечавшие на вопросы, ошибались. Во-первых, все мы имеем разный уровень глубины понимания монашеской жизни. Во-вторых, некоторые вопросы предполагают разные ответы для разных людей. Одному от уныния помогают строгость поста и молитвы, другому - епитимия, а третьему, скажем, если человек надорвался, - ослабление напряжения духовной жизни. Есть разные способы врачевания наших недугов. Во время встречи люди лишь делятся своим личным опытом. Это живое общение. Мы же понимаем, что нельзя стать врачом, изучая медицину только по книгам, надо общаться со специалистами, практиковать... Так и в монашеской жизни. Книги нам помогают, но без практического опыта никак не обойтись. А практический опыт бывает разным. Ответов, которые хотелось бы поправить, во время наших собраний я не слышал.

- В 2018 году тема Рождественских чтений звучала так: «Нравственные ценности и будущее человечества». Владыка, опишите, пожалуйста, каким Вы видите вклад монастырей в укрепление нравственности? Что ждет человечество, если нравственность и духовность перестанут восприниматься им как ценности?

- Мы видим, как много людей приезжает в монастыри. Люди посещают святые места, чтобы получить духовную помощь. Участие в богослужении, общение с братиями или сестрами, подвизающимися в святом месте, где на протяжении многих веков звучала молитва и совершался монашеский подвиг, благодатная помощь чудотворных икон, святых мощей - все это помогает просвещению ума и просветлению сердца. Наши святые обители можно назвать столпами духовной жизни, отрезвляющими человеческие души молитвой, покаянным деланием, упражнениями в посте и бдении.

Монастыри очень нужны нашему обществу, так как именно они представляют собой оплот духовности для русского человека. Монашеская жизнь всегда служила примером нравственной чистоты и высоты, и к этому идеалу по-хорошему должен стремиться каждый человек. Если же произойдет смена ценностей и христианские нравственные нормы будут попраны, то человек рискует потерять в себе образ Божий, и тогда на место добра придет зло, правда уступит место лжи, вместо света воцарится тьма, и человечество постигнет гибель.

- Ваше Высокопреосвященство, Вы являетесь председателем Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Освященный Архиерейский Собор 2017 года утвердил «Положение о монастырях и монашествующих», принятое в минувшем году на пленуме Межсоборного присутствия. Расскажите, пожалуйста, как проходило обсуждение этого документа на Соборе. Были ли вопросы, которые вызвали дискуссию Преосвященных?

- Милостию Божией на Архиерейском Соборе обсуждение документа прошло спокойно. Были заданы несколько уточняющих вопросов, на которые мы ответили, и, можно сказать, что большой дискуссии не было. «Положение о монастырях и монашествующих» готовилось профильной Комиссией более семи лет, документ претерпел несколько правок. Когда первый вариант проекта был выложен в Сети для дискуссии, он собрал более тысячи комментариев. Многие участники обсуждения выражали сомнения в том, что их замечания и пожелания будут учтены. Затем с учетом замечаний документ был переработан и прошел еще одну стадию обсуждения, в ходе которой уже звучали слова благодарности Святейшему Патриарху Кириллу и составителям документа за то, что мнения участников дискуссии были услышаны. Напомню, что проект «Положения» обсуждали архиереи, монашествующие, миряне - специалисты наших духовных школ, а также все желающие. Документ собрал немало критических отзывов и на пленуме Межсоборного присутствия. Более пяти часов построчно обсуждали проект «Положения». Многие прозвучавшие в ходе обсуждения предложения были приняты. И Освященный Архиерейский Собор получил для утверждения, если так можно выразиться, «вызревший» документ. Многие из тех, кто присутствовал на Соборе, участвовали в его обсуждении. Я бы сказал, что этот документ рожден соборным разумом Церкви.

- Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству «Монастырский вестник» разместил у себя утвержденный Архиерейским Собором текст «Положения о монастырях и монашествующих». Будет ли издан этот документ или же монастырям предложено с ним ознакомиться в его электронной версии? Что должно измениться в жизни монастырей с его появлением?

- Вопрос об издании документа в печатном виде, если в этом действительно есть необходимость, лучше адресовать Синодальному отделу по монастырям и монашеству. Пока можно пользоваться распечаткой электронной версии «Положения».

Что же касается изменений, которые должны произойти в жизни монастырей с появлением «Положения», то напомню, что этот документ определяет норму устроения монастырской жизни. Однако применение всякой нормы предполагает рассуждение. Жизнь насельников в большей степени зависит от молитв и усердия монахов.

Комиссией Межсоборного присутствия в настоящее время разрабатывается внутренний устав монастырей, который пока еще не прошел стадию рассмотрения. Мы уже говорили, что в Русской Православной Церкви существует сегодня более девятисот обителей, некоторые из них существенно отличаются друг от друга. Но при всем многообразии монастырей нам очень важно не потерять стержневую ветвь монашеской жизни. Монах - воин Христов, монахиня - невеста Христова отрекаются от мира и ради Христа идут на служение. И для того чтобы мирской дух не привносился в монашескую жизнь, очень важно, чтобы люди, которые жаждут почерпнуть духовной мудрости, знакомились с церковными документами, изучали их и руководствовались ими. Надеюсь, что эти труды по возрождению монашеской жизни на Русской земле принесут свои добрые плоды во славу Божию.

Беседовала Екатерина Орлова

Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)
В Нижнем Новгороде состоялись общее
собрание и молодежный форум регионального отделения ВРНС
24.10.2023
Церковь никогда не отделяла себя от своего народа
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
07.02.2020
«Где нет епископа, там нет Церкви»
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий об апостольском преемстве и служении епископа
13.07.2015
Все статьи Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)
Екатерина Орлова
Все статьи Екатерина Орлова
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09