В. Я. Пропп, которого мы не знали. Часть 1

0
456
Время на чтение 4 минуты
Один из тех, кто определил "интеллектуальный почерк" ХХ столетия, "канонизированная" фигура в истории науки... Не верится, что так было не всегда, что труды Проппа осуждали, а самому ученому, возвращавшемуся из эвакуации, запретили въехать в родной Ленинград (ведь немец!), и он едва избежал ареста... Или верится? Ведь такая судьба для России не редкость...

- Мама, мама, смотри, ein Pilz[1]!

Бедный мальчик! Он с мамой говорит по-немецки, а с другими по-русски и иногда путает языки.
Да, несчастный... Может ли быть скучнее судьба, чем родиться немцем, евреем или поляком в великодержавной России?

(В. Я. Пропп. "Древо жизни. Автобиографическая повесть)

С работами В. Я. Проппа каждый филолог встречается в начале первого курса... и иногда не расстается всю жизнь. Первокурсники удивляются: "И это - филология?" На страницах книг - формулы похлеще тех, что пугали в учебнике по физике (см. иллюстрацию)... Да, так до Проппа не писал никто. Это потом появились структурализм, порождающая грамматика... А во времена, когда В. Я. Пропп создавал первый из своих знаменитых трудов, для подобного подхода еще не был разработан понятийный аппарат. Ученый писал смело, но мягко, по-дружески знакомя читателя со своим поистине революционным подходом: "О возможности понятия и термина морфология сказки никто не думал. Между тем в области народной, фольклорной сказки рассмотрение форм и установление закономерностей строя возможно с такой же точностью, с какой возможна морфология органических образований"[2].

"Морфология сказки" потому и была мало кем понята и востребована в течение 30 лет после первой публикации в 1928 году, что опередила свое время. Значительно позже она была признана одной из базовых работ по теории наррации. Затем последовали "Исторические корни волшебной сказки" (1946), "Русский героический эпос" (1958) и "Русские аграрные праздники" (1963). Все работы В. Я. Проппа связаны между собой - методологически, идейно. Эти тексты сами стали объектом филологических исследований. Все это предстает перед нами в столь откристаллизовавшемся виде, что мы редко задумываемся о том, что Владимир Яковлевич Пропп не только ученый, но и человек, что путь его - и в жизни, и в науке - был тернист...

...немец по рождению и воспитанию

В. Я. Пропп родился 16 апреля 1895 года в Санкт-Петербурге в семье выходца из немецкой колонии Саратовской губернии Иоанна Якова Проппа. При крещении (а крестили мальчика в евангелическо-лютеранском приходе) был наречен Германом Вольдемаром.

Несмотря на ограниченные средства, родители нанимали детям гувернанток для обучения немецкому и французскому языкам, игре на фортепиано и "манерам". В результате дети разговаривали с матерью - по-немецки, с гувернантками - по-французски, между собой и отцом - по-русски.

В 1913 году В. Я. Пропп поступает в Петербургский университет, где начинает заниматься немецкой литературой. Но на третьем курсе он переводится на славяно-русское отделение, причиной чего было "влечение к России, явившееся отчасти как последствие отвращения к окружавшей... немецкой грубости и ограниченности... К этому влекли и научные знания[3].

Но не только "отвращение" так переменило интересы и жизнь молодого Проппа, было еще и другое, гораздо, думается, более важное

..."жалеть" и значит "любить". И как стать русским

Еще до появления иностранных гувернанток детей в семье Проппов нянчила русская старушка. Все было, как когда-то у Пушкина: она пела им песни, рассказывала сказки, и все это в старости Владимир Яковлевич вспоминал с большой теплотой. И тогда же он усвоил одно из значений слова "жалеть" - "любить".

Первая мировая война застала В. Я. Проппа студентом. Он был готов идти на фронт, чтобы разделить судьбу русских солдат, но студенты не подлежали мобилизации. Тогда он окончил курсы "подания первой помощи и ухода за больными" и добровольно пошел работать санитаром в лазарет. Позднее он записал в дневнике, что именно тогда, общаясь с солдатами, он стал русским.

"22.IV.1918 года был одним из лучших в моей жизни. Была Пасха. Самая ранняя, какая может быть. Я смотрел на огни Исакия с 7-го этажа лазарета в Новой Деревно. Тогда я любил Ксению Новикову. Она ходила за ранеными. Было воскресение в природе, и моя душа воскресла от признания не только своего "я". Где другой - там любовь. И она была другая, совсем другая, чем я. Я сквозь войну и любовь стал русским. Понял Россию"[5].

Затем последовало окончание историко-филологического факультета, преподавание языков в различных учебных заведениях столицы, научная работа, но...

... в школе никаких интересов к религии еще не проявлял

Мало кто знает, что 2 апреля 1921 года В. Я. Пропп подал прошение о зачислении на первый курс Петроградского богословского интститута, открытого за год до того. Институт ставил перед собой очень широкие задачи: готовить пастырей и церковных деятелей, устраивать богословские кружки и публичные лекции, руководить религиозными курсами и кружками, разрабатывать церковно-практические и богословские вопросы. Но просуществовал он, лишь сделав единственный выпуск. И даже это кажется сейчас достижением.

Но вернемся к Проппу и его удивительному прошению: "В школе никаких интересов к религии еще не проявлял. Сильно увлекался немецким романтизмом. В связи с этим явился крайний индивидуализм и утверждение в себе. Однако смутная тоска и искание выхода из плена своей души служили выходом для будущих прорывов. К тому же и религиозный элемент романтизма и интерес к идеалистической философии XIX в. оказали свое влияние. Я вышел из школы с предрасположением к мистике. <...> С началом войны... я поступил в санитары при одном из лазаретов. Общение с некоторыми солдатами в связи с внутренними потрясениями и сознанием безысходности моего душевного состояния привели меня к церкви. К этому я еще раньше был подготовлен чтением сочинений Соловьева"[5]. Кроме Соловьева на молодого Владимира повлияли "Столп и утверждение истины" Павла Флоренского, поучения преподобного Серафима Саровского и... послания Иоанна и его же Евангелие.

Вышеизложенные причины сам Пропп назвал субъективными, а объективными назвал следующие: необходимость личного участия в строительстве новой духовной и церковной культуры. По его словам, он понял, чем должна быть Церковь по отношению к индивидууму, но чем является Церковь по отношению ко Христу - еще не понял.

Как бы то ни было, в институте Владимир Яковлевич занимался недолго, и причина такого решения - неизвестна.

Продолжение следует...



[1] ein Pilz - гриб (нем.).

[2] Владимир Яковлевич Пропп. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки // Собрание трудов В. Я. Проппа. - М., 1998. - С. 5.

[3] Цит. по: Неизвестный В. Я. Пропп. - СПб, 2002. - С. 8.

[4] Там же. - С. 289.

[5] Там же. - С. 9.

http://www.taday.ru/text/91765.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Хорькова
Все статьи Мария Хорькова
Последние комментарии
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
16.04.2024 21:09
На картошку!
Новый комментарий от В.Р.
16.04.2024 20:29
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
16.04.2024 20:24
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 20:13
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от Советский недобиток
16.04.2024 19:24
Самоходный самокат и его враги
Новый комментарий от Советский недобиток
16.04.2024 19:15
В поисках подковы
Новый комментарий от Хлебников_317
16.04.2024 18:50