Свобода и послушание

0
599
Время на чтение 4 минуты
Протоиерей Димитрий Моисеев. Фото: Русская неделя
Протоиерей Димитрий Моисеев. Фото: Русская неделя
Новый Завет постоянно говорит нам о свободе, которую принес на землю наш Спаситель - Господь Иисус Христос. "Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал. 5, 1), "Не делайтесь рабами человеков" (1 Кор. 7, 23). В то же время Церковь говорит и о необходимости послушания, которое представляется как отказ от собственной воли в пользу воли другого, являющегося руководителем, наставником. В святоотеческих творениях мы найдем восхваление как свободы, так и послушания. Как же решить это кажущееся противоречие, тем более что в наше время мы часто сталкиваемся со злоупотреблением понятия "послушание", когда за замечательными словами кроется подчас отнюдь не замечательная реальность?

Для этого нам необходимо совершить небольшую экскурсию на 14 столетий назад, в VII век, во времена монофелитских споров. Именно тогда Церковь дала определения ключевым понятиям, связанным с волеизъявлением человека. Монофелитство было искусственно созданной доктриной, целью которой являлось достижение компромисса между православными и монофизитами. Признавая единство личности Спасителя и двойство Его природ, монофелитство настаивало на том, что Христос обладал одной волей (отсюда название: монос - один, фелима - воля). Тем самым монофелитство делало волю атрибутом личности.

Противники монофелитства, в частности преподобный Максим Исповедник, настаивали на том, что воля есть принадлежность природы, а, следовательно, во Христе их две.

Это разногласие не очень понятно для современного русского человека, поскольку русское слово "воля" у нас связывается именно с решением личности, но для греков того времени разница была очевидной. По преподобному Максиму, слово "фелима", то есть собственно воля, означает энергию природы, личности же принадлежит право выбора (греч. гноми). Например, энергией природы является чувство голода, а личность уже выбирает, чем, когда и в каком количестве этот голод утолить.

Здесь нужно отметить, что сама возможность выбора свидетельствует о неведении необходимого, то есть о несовершенстве человеческой личности. Бог же, будучи премудрым, в выборе не нуждается. Христос, будучи Богом, знал волю Божию и по-человечески всегда поступал в соответствии с ней. Падший человек не знает воли Божией, поэтому при выборе нередко ошибается, то есть совершает грех.

Каждый человек обладает волей природы и возможностью выбора (иначе - гномической волей). Христос же имеет две природных воли - Божественную и человеческую, а гномической воли при этом не имеет, так как личность Его - Божественная. И Отцы VI Вселенского Собора определили, что во Христе Его человеческая воля во всем следовала и подчинялась Его Божественной и всемогущей воле, чем и совершилось наше спасение. То есть свободу Христос нам даровал именно благодаря послушанию воле Божией.

В свете этого становится понятно, что же такое истинное послушание. Когда послушник избирает себе руководителем человека святого, человека, способного видеть волю Божию, тем самым он отказывается от своей гномической воли, то есть от необходимости выбора, и во всем, даже в мелочах, подчиняет свою природную волю воле Божией, открываемой через старца. Достаточно скоро такой человек получает навык к правильной жизни и сам становится способным видеть волю Божию и даже руководить другими. Мы видим, что спасение здесь совершается по тому же принципу, который сформулирован VI Вселенским Собором.

Совсем другое дело - послушание ложное, когда человек в качестве руководителя избирает не святого, способного видеть волю Божию, а обыкновенного страстного человека, пусть даже и более опытного. В этом случае послушник подчиняет себя не воле Божией, что требует орос VI Вселенского Собора, а воле другого человека, которая принципиально ничем не отличается от его собственной. Это и есть то самое "рабство человекам", от которого предостерегает наша Церковь устами святых, начиная от апостола Павла и заканчивая святителем Игнатием (Брянчаниновым) и его последователями.

Но, не имея возможности узнавать волю Божию через конкретного человека - руководителя, можно и нужно искать ее в Предании Церкви. Господь открывает ее через чтение Священного Писания, святоотеческих творений, через те или иные жизненные ситуации, когда человек ставится перед явным выбором между евангельскими заповедями и грехом, через слова и наставления других людей, пусть даже и не святых, но напоминающих нам о наших обязанностях, о долге, о заповедях... И в данном случае послушание воле Божией, открываемой таким образом, для каждого из нас обязательно.

Следуя путем святых отцов, "пленяя свой разум в послушание истине", христианин может сохранить свою свободу от греха, свободу, полученную в крещении. Если же такого следования отцам нет, то несовершенный человеческий разум способен увести подвижника очень далеко от искомой им цели. И печальный опыт некоторых известных святых Католической Церкви - тому подтверждение.

К сожалению, и пребывание в лоне Православной Церкви само по себе не может служить гарантией того, что человек не придет к заблуждению, или, говоря языком аскетики, не впадет в прелесть, то есть в превосходную степень льсти (лжи). Увы, и в Православии мы находим подобные примеры.

Непонимание этих моментов и приводит к тем проблемам в духовной жизни, о которых постоянно напоминают нам Святейший Патриарх и Священный Синод - младостарчество, возникновение околоцерковных суеверий и тому подобное.

В наше время, произнося правильные слова "послушание", "отсечение своей воли", необходимо дополнять их тем, что всегда подразумевалось, но ныне забывается: подчинение воле Божией, но не воле другого человека.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/080122180027
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Димитрий Моисеев
Слово и число как антропологические категории
Проект цифровизации образования может быть непосредственно связан с угрозой национальной безопасности России
07.02.2024
Православная отечественная культура – потери и приобретения и образ будущего
Доклад на епархиальных Алатырских Рождественских Чтениях 27 ноября 2023 года
05.02.2024
Мы на стадии расчеловечивания
О последствиях для человечества вживления в мозг импланта Neuralink
03.02.2024
ИИ может привести к деградации интеллекта человека
Об этических проблемах, связанных с использованием искусственного интеллекта
20.09.2023
Нужна смена парадигмы
О национальной доктрине образования и Концепции воспитания человека в России
23.11.2022
Все статьи Протоиерей Димитрий Моисеев
Последние комментарии
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от р.Б.Алексий
12.06.2024 21:46
Владимир Соловьёв: так выглядит моя дача
Новый комментарий от Вадим Винер
12.06.2024 19:38
Два взгляда на православных священников
Новый комментарий от Человек
12.06.2024 17:28
Прекрасное далеко
Новый комментарий от Советский недобиток
12.06.2024 16:57
Герман Греф – Паниковский или Балаганов?
Новый комментарий от Русский танкист
12.06.2024 15:32
Россия и Грузия: основы новой перезагрузки
Новый комментарий от Человек
12.06.2024 14:30
«Культ старцев» привел к крайнему искажению пастырства
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
12.06.2024 13:33