Протоиерей Димитрий Моисеев. Фото: Русская неделя |
Для этого нам необходимо совершить небольшую экскурсию на 14 столетий назад, в VII век, во времена монофелитских споров. Именно тогда Церковь дала определения ключевым понятиям, связанным с волеизъявлением человека. Монофелитство было искусственно созданной доктриной, целью которой являлось достижение компромисса между православными и монофизитами. Признавая единство личности Спасителя и двойство Его природ, монофелитство настаивало на том, что Христос обладал одной волей (отсюда название: монос - один, фелима - воля). Тем самым монофелитство делало волю атрибутом личности.
Противники монофелитства, в частности преподобный Максим Исповедник, настаивали на том, что воля есть принадлежность природы, а, следовательно, во Христе их две.
Это разногласие не очень понятно для современного русского человека, поскольку русское слово "воля" у нас связывается именно с решением личности, но для греков того времени разница была очевидной. По преподобному Максиму, слово "фелима", то есть собственно воля, означает энергию природы, личности же принадлежит право выбора (греч. гноми). Например, энергией природы является чувство голода, а личность уже выбирает, чем, когда и в каком количестве этот голод утолить.
Здесь нужно отметить, что сама возможность выбора свидетельствует о неведении необходимого, то есть о несовершенстве человеческой личности. Бог же, будучи премудрым, в выборе не нуждается. Христос, будучи Богом, знал волю Божию и по-человечески всегда поступал в соответствии с ней. Падший человек не знает воли Божией, поэтому при выборе нередко ошибается, то есть совершает грех.
Каждый человек обладает волей природы и возможностью выбора (иначе - гномической волей). Христос же имеет две природных воли - Божественную и человеческую, а гномической воли при этом не имеет, так как личность Его - Божественная. И Отцы VI Вселенского Собора определили, что во Христе Его человеческая воля во всем следовала и подчинялась Его Божественной и всемогущей воле, чем и совершилось наше спасение. То есть свободу Христос нам даровал именно благодаря послушанию воле Божией.
В свете этого становится понятно, что же такое истинное послушание. Когда послушник избирает себе руководителем человека святого, человека, способного видеть волю Божию, тем самым он отказывается от своей гномической воли, то есть от необходимости выбора, и во всем, даже в мелочах, подчиняет свою природную волю воле Божией, открываемой через старца. Достаточно скоро такой человек получает навык к правильной жизни и сам становится способным видеть волю Божию и даже руководить другими. Мы видим, что спасение здесь совершается по тому же принципу, который сформулирован VI Вселенским Собором.
Совсем другое дело - послушание ложное, когда человек в качестве руководителя избирает не святого, способного видеть волю Божию, а обыкновенного страстного человека, пусть даже и более опытного. В этом случае послушник подчиняет себя не воле Божией, что требует орос VI Вселенского Собора, а воле другого человека, которая принципиально ничем не отличается от его собственной. Это и есть то самое "рабство человекам", от которого предостерегает наша Церковь устами святых, начиная от апостола Павла и заканчивая святителем Игнатием (Брянчаниновым) и его последователями.
Но, не имея возможности узнавать волю Божию через конкретного человека - руководителя, можно и нужно искать ее в Предании Церкви. Господь открывает ее через чтение Священного Писания, святоотеческих творений, через те или иные жизненные ситуации, когда человек ставится перед явным выбором между евангельскими заповедями и грехом, через слова и наставления других людей, пусть даже и не святых, но напоминающих нам о наших обязанностях, о долге, о заповедях... И в данном случае послушание воле Божией, открываемой таким образом, для каждого из нас обязательно.
Следуя путем святых отцов, "пленяя свой разум в послушание истине", христианин может сохранить свою свободу от греха, свободу, полученную в крещении. Если же такого следования отцам нет, то несовершенный человеческий разум способен увести подвижника очень далеко от искомой им цели. И печальный опыт некоторых известных святых Католической Церкви - тому подтверждение.
К сожалению, и пребывание в лоне Православной Церкви само по себе не может служить гарантией того, что человек не придет к заблуждению, или, говоря языком аскетики, не впадет в прелесть, то есть в превосходную степень льсти (лжи). Увы, и в Православии мы находим подобные примеры.
Непонимание этих моментов и приводит к тем проблемам в духовной жизни, о которых постоянно напоминают нам Святейший Патриарх и Священный Синод - младостарчество, возникновение околоцерковных суеверий и тому подобное.
В наше время, произнося правильные слова "послушание", "отсечение своей воли", необходимо дополнять их тем, что всегда подразумевалось, но ныне забывается: подчинение воле Божией, но не воле другого человека.
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/080122180027