Православные, давайте жить дружно

Сохранит ли Московский патриархат свою паству в странах СНГ?

0
114
Время на чтение 7 минут
На Украине Русской православной церкви грозит новый раскол. Ситуация настолько серьезна, что президент Путин в своем послании украинскому лидеру Виктору Ющенко осудил такую деятельность политиков и даже поставил ее в один ряд с героизацией военных преступников, сотрудничавших с нацистами. Одновременно в Молдавии острая борьба разворачивается между Московским и Румынским патриархатами. "Известия" постарались разобраться: кому на постсоветском пространстве мешает РПЦ и способно ли православие укротить политические страсти на наших границах.

Украинский фронт

- На наших храмах уже стесняются вешать таблички с надписью "Московский патриархат"! Даже на официальных бланках Украинской православной церкви стараются его не упоминать, - такие сенсационные новости привез в Москву в ноябре глава Союза православных граждан Украины Валерий Кауров. Выступая в зале церковных соборов храма Христа Спасителя, он объявил, что среди иерархов Украинской православной церкви - самоуправляемой части РПЦ появилось немало сторонников провозглашения автокефалии - т.е. полной церковной независимости. Кауров утверждал, что Собор УПЦ, намечавшийся на 22 декабря, собирается принять в устав некие поправки, облегчающие путь к церковной "самостийности".

Однако Собор был неожиданно и без объяснения причин перенесен на лето 2008 года. Вместо него архиереи УПЦ осудили Каурова, подчеркнув, что поправки в устав никак не влияют на статус Украинской православной церкви как самоуправляемой части РПЦ.

Тем не менее российские эксперты признают: среди украинских иерархов действительно есть сторонники автокефалии. Даже называются имена, в том числе и в окружении Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира. Наблюдатели указывают на весьма странную позицию Священного Синода УПЦ в связи с решением властей переименовать улицу, на которой расположена Киево-Печерская лавра, в честь Мазепы. Того самого, что изменил Петру I под Полтавой. На Украине его объявили героем. А Синод лишь покорнейше просит назвать именем преданного анафеме гетмана какое-нибудь другое место. И даже предлагает меры по дальнейшему увековечиванию его памяти: "Можно было бы установить памятник гетману Мазепе на месте взорванного богоборческой властью Свято-Николаевского военного собора или недалеко от восстановленного Мазепой Михайловского Златоверхого монастыря". Объясняется ли это уважением иерархов к Мазепе - строителю храмов и монастырей? Или это дипломатический ход?

Раскол РПЦ на Украине произошел еще в начале 90-х. Следует отметить неизменность политического курса всех украинских президентов на создание собственной Церкви. Предшественники Ющенко многие годы безуспешно пытались слить в один "флакон" УПЦ, "Киевский патриархат" и "Украинскую автокефальную церковь". Две последние в православном мире никем не признаны. Сейчас изменился тактический подход - раз в УПЦ не хотят объединяться с раскольниками, так и не надо. Пусть они сами станут поместной Церковью. Или хотя бы просто отделятся от РПЦ.

Появление на Украине автокефальной церкви станет трагедией и для многих украинцев, и для россиян. Киев - "мать городов русских" перестанет быть частью общего духовного и культурного пространства. Не трудно представить себе и обостренную реакцию российских политиков на такой поворот. Они наверняка объявят потерю 1/3 приходов падением престижа РПЦ и нашей страны.

"Партизанский, молдаванский собираем мы отряд"

За две недели до наступления 2008 года с центральной улицы Кишинева исчезла установленная мэрией рождественская елка. В Молдавии эту новость курьезной не считают. Пропажа лесной красавицы - не шутка и не хулиганство, а эпизод в остром религиозно-политическом конфликте. Румынская православная церковь отмечает Рождество по григорианскому календарю - 25 декабря. Молдавская церковь Московского патриархата - 7 января. Республиканские власти обвинили мэрию Кишинева в досрочной установке дерева в знак симпатии к румынам. А они не признают границ Молдавии, ее граждан считают своим разделенным народом и охотно выдают им свои паспорта.

Отношения между двумя станами сейчас крайне напряженные. Президент Молдавии выслал двух румынских дипломатов и отозвал посла из Бухареста.

На таком фоне Румынская православная церковь активизировала усилия по созданию своей митрополии в Молдавии. От 5 до 7 процентов верующих уже поменяли Молдавскую церковь на Румынскую. И не исключено, что после Нового года число перебежчиков увеличится. Бухарест намерен платить приходским священникам ежемесячно зарплату в 300 евро и освободит их от обязанности отчислять какие-либо средства в епархии. "Для многих это большой соблазн", - так говорят и священники, и иерархи, включая митрополита Молдавского и Кишиневского Владимира. Он предлагает российским бизнесменам помочь Церкви, выделить гранты для священников - тоже по 300 евро.

- Большинство в сельских храмах сначала даже не заметит перемены, - считает епископ Бельцкий и Фалэштский Маркел. - У нас службы на молдавском, а он мало отличается от румынского языка.

Последствия изменений скажутся позже. Причем на людях, действительно участвующих в жизни прихода, не на "захожанах" (тех, кто изредка заходит поставить свечку).

- Людей вынуждают отказаться от собственной культуры, а мы защищаем свободу, - объясняет заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. - Через определенную литературу в храме, через проповеди людям будет навязываться националистическая версия христианства. На Украине есть храмы, где распространяют книги, в которых больше говорится о великой Украине, чем о Христе. Я не люблю засилья книг о великой России в наших храмах, но у нас их обычно все-таки меньше, чем книг о вере.

То же самое будет происходить и в Молдавии. Лидер оппозиционной парламентской фракции социал-демократов Дмитрий Брагиш в бытность премьер-министром пытался не допустить регистрации Румынской митрополии. Позиция его не изменилась: "Появление румынской церкви грозит нам кризисом национальной идентичности".

- Мы опасаемся нового раскола страны, - соглашается с Брагишем представитель правящей Коммунистической партии, депутат парламента Владимир Витюк. - Румынская экспансия сейчас для нас вопрос более острый, чем Приднестровье.

Хотя и о нем не забывают. В том числе и по религиозным причинам. "В политических кругах никто не приветствовал награждение Смирнова орденом Русской православной церкви", - замечает Витюк.

В Церкви же объясняют, что лидер Приднестровья был награжден за помощь в строительстве кафедрального собора и епархиального управления. "Но была война, погибли люди, и многим было обидно, что он получил орден", - признает митрополит Владимир, подчеркивая, что сейчас Молдавская церковь объединяет обе стороны Днестра. Но депутат Брагиш говорит, что в Молдавии не забыли, как священники благословляли казаков во время войны. Найти баланс в этом вопросе очень тяжело.

Есть и еще один фактор, о котором нельзя не упомянуть - "нестроения" внутри самой Молдавской церкви. В Кишиневе один из священников подарил мне сорванное со столба объявление: в монастыре в Сахарне проводятся молебны для снятия порчи, венца безбрачия и т.п. Из ста с лишним приходов, находящихся ныне в юрисдикции румын, примерно 20 ушли из-за конфликта с бывшим епископом Унгенским Петром. Священники и миряне утверждают, что, еще будучи архимандритом, он практиковал изгнание бесов (чин отчитки), не пользовался авторитетом среди духовенства. Оно его не приняло. Якобы дело дошло до драк. В итоге владыка Петр от самостоятельного управления епархией был отстранен. Впрочем, митрополит Владимир обвинения в нарушении канонов со стороны епископа Петра отвергает: "Он молодой энергичный священнослужитель. Слишком рьяно взялся за дело. А в "Бессарабскую митрополию" из его епархии ушли священники, 11 из которых - родственники. Для Молдавии это существенно".

Конечно, приехав на несколько дней в республику, трудно разобраться, что именно толкает верующих в Румынскую церковь: деньги, политические разногласия или низкий авторитет духовенства.

Абхазия - ничейная земля

Абхазия - еще одна точка межгосударственного и церковного раздора.

Грузия - страна православная. Даже в большей степени, чем Россия. На 4 миллиона граждан - 36 епархий, несколько тысяч приходов. Для сравнения: в десятимиллионной Москве - 725 приходов. Абхазия - каноническая территория Грузинской церкви. Но после войны она не может осуществлять там свое служение. Однако тут же внезапно возник священник Виссарион Аплиа. Журналисты называют его то главой Сухумо-Абхазской епархии, то и.о. управляющего этой епархией. Какой именно церкви принадлежит епархия - не уточняется. Какого Патриарха и епископа поминают в Абхазии, неизвестно (но это обязательная часть богослужения в православии). От кого абхазские священники получают миро - обсуждать не принято (это тоже признак церковной юрисдикции).

Какова же позиция Грузинской православной церкви? Ее иерархи подчеркнуто уважительно отзываются о России. Многие из них, включая Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II, учились в России. Но территориальная проблема отразилась и на межцерковных отношениях. Хотя официально РПЦ никогда не признавала и не признает самозваную епархию, в 2002 году отец Виссарион получил орден РПЦ Сергия Радонежского III степени. Отец Виссарион - горячий сторонник независимости Абхазии. А кроме того, был рукоположен Грузинской церковью, и ее иерархи считают некорректным награждение священника Русской церковью.

Его Святейшество Илия II пару месяцев назад написал президенту Бушу письмо с призывом оказать содействие в восстановлении территориальной целостности Грузии. Выступая недавно в кафедральном соборе Тбилиси, Католикос-Патриарх предупредил: "Пусть никто не думает, что наш народ сможет примириться с таким состоянием".

Недавно Москву посетил митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай. Владыка рассказывал о своей учебе в МГУ, что пишет диссертацию в Православном Свято-Тихоновском университете Москвы, что в своем храме служит для гостей на церковно-славянском. Говорил о необходимости культурного обмена - вот хорошо бы привезти в Москву детский хор из Грузии: "Ведь растет новое поколение, оно совсем не знает России".

Потом я спросил: есть ли в Грузии политические силы, готовые признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Владыка ответил:

"Всерьез можно лишь обсуждать степень автономности. Я не слышал, чтобы кто-то предлагал признать независимость. Думаю, такой человек сразу перестанет быть политиком".

"Симфонический" треск

На Украине, в Молдове, в Закавказье, да и в России - везде религия становится средством укрепления национальной идентичности и суверенитета. Еще в Византии был сформулирован принцип "симфонии" церковной и светской власти. Они должны жить в согласии и сотрудничать. В Греции Церковь не отделена от государства. В Румынии тоже. Такая вот древняя традиция. Но насколько полезно следовать ей сегодня? Конечно, близость к правительству всегда облегчает миссию священнослужителей внутри страны. Но за ее пределами, в глазах другого государства, зарубежная Церковь уже выглядит как агент чужого влияния. А если отношения между странами напряженные, то желание избавиться от иностранной религиозной опеки становится вполне понятным.

В таких условиях сохранить единство РПЦ - очень сложная задача. Надо отдавать себе отчет: на Украине уже немало людей, считают автокефальность таким же атрибутом суверенитета, как герб, гимн, флаг, собственная валюта и армия. С этим вынужден считаться уважаемый в России экс-премьер Виктор Янукович. Панихиду по жертвам голодомора он предпочел отстоять не у митрополита Владимира, а в Софийском соборе у "патриарха" Филарета. И даже поцеловал крест, поднесенный главой раскольников. А УПЦ не осталось ничего другого, как не заметить тяжкого грехопадения популярного лидера...

http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3111809/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Клин
Все статьи Борис Клин
Последние комментарии
Конец экуменизма
Новый комментарий от Александр Волков
05.02.2025 10:34
«За Руиной приходит большая и сильная Россия»
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.02.2025 10:32
ТРАМПлин для Америки и освобождение Новороссии
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.02.2025 10:28
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от учитель
05.02.2025 10:05
«Нас заставляют совершить каноническое преступление»
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.02.2025 09:59