"Рождество Христово - праздник примирения неба и земли"

Беседа с митрополитом Черновицким и Буковинским Онуфрием

Голодомор 
0
167
Время на чтение 8 минут
Во времена Римской империи Буковина была частью Дакии (нынешней Румынии). Буковина щедро одаривала своими природными богатствами тиверцев и хорват, другие восточно-славянские племена. В X-XII веках входила в состав Киевской Руси. И тогда уже были посеяны семена православной веры, вошедшие и в быт, и в культуру этого многонационального края. Потом эта земля была включена в Галицко-Волынское, позднее - в Молдавское княжества (также православные), в XVI-XVIII веках пережила турецкое иго, а до 1918 года - владычество Австро-Венгерской империи. Революционное движение бросило Северную Буковину (Черновицкую область) под монархические румынские знамена, и лишь в 1940 году железная рука Сталина демаркировала границу, и Буковина в составе других западно-украинских областей вошла в Украинскую ССР. Но в отличие от Львовской, Тернопольской, Ровенской, Ивано-Франковской и отчасти Хмельницкой областей, где преобладало религиозное влияние Ватикана (следствие Брестской унии 1596 года и польской экспансии), Буковине, несмотря на все перипетии истории, удалось сохранить свою православную самобытность.

Общаясь сегодня с духовенством, монашествующими, мирянами, государственными чиновниками Буковины, приходишь к выводу, что религиозное единство этого края в наши дни во многом следствие авторитета митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия, постоянного члена Священного Синода Украинской Православной Церкви, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых.


Митрополит Онуфрий. Фото stseraphimschurch.org
Митрополит Онуфрий. Фото stseraphimschurch.org
- Владыка, наступил праздник Рождества Христова, который в Украине теперь признан государственным. При этом христианский праздник навязчиво окружается светской или неправославной атрибутикой. Рождество Христово у "пересічного громадянина" связывается и с Санта-Клаусом, и с рождественским гусем, и с карнавальным весельем. Великая тайна пришествия в мир Спасителя отходит на второй план...

- Верующий человек, обретя наконец свободу исповедания веры, стремится, прежде всего, расширить, углубить свою веру, обогатить ее. А если человек не желает пребывать в церковной ограде, хотя и считает себя христианином (но является, как сейчас принято говорить, "непрактикующим"), то такой человек начинает измышлять для себя какие-то новые формы, в том числе и празднования христианских праздников. То же происходит и в обществе в целом: далекие от Церкви средства массовой информации, чиновники разных рангов, простые люди начинают придумывать какие-то "рождественские шоу". Эти формы - с гусями и санта-клаусами - заимствованы у Запада. Но Запад давно пропитался своего рода практическим атеизмом, хотя люди там и считают себя христианами. И христианские ценности там давно подменены иными. А по нашему обществу, провозгласившему свободу вероисповедания и будто бы отказ от атеистической идеологии, хорошо видно, насколько оно отошло от веры и Церкви: объявить-то объявили Рождество национальным праздником, а как праздновать, как вести себя в великие святые дни, как стать на христианский путь самосовершенствования - не объяснили. Потому что сами не знают. Это похоже на то, когда слепой ведет слепого...

- Что можно противопоставить этому?

- Только одно - жизнь по-христиански. Те, кто себя считает настоящими христианами, должны жить по-христиански, жить по законам веры. Они покажут пример другим. А одними словами да высокопарными проповедями ничего не сделаешь.

- И все-таки многие, относясь с симпатией к Церкви, шагов в ее сторону не делают. Как же им объяснить шкалу ценностей, чтобы, упрощенно говоря, упомянутый рождественский гусь был все же приложением к празднику, а не наоборот?

- Должен быть зов сердца: аще Отец не привлечет, человек не может сам прийти к Нему. А благодать, она как бы умещается в сердце человека при определенных условиях: если сердце человека любит истину. Есть люди, которые любят истину и не любят ложь, - к их сердцам легко прививается благодать. К искателю ценностей духовных прививается благодать. А если человек доволен этим гусем и ему больше ничего не надо, то и благодать он не воспринимает. Господь подает и ему благодать, но он ее не воспринимает. И остается возле гуся.

- А что может сделать в таком случае священник?

- Что может сделать священник? Бог призывает, а не священник. Духовенство лишь посредники. Священника можно сравнить с врачом. Некоторые считают, что дает здоровье врач. Нет, Бог дает здоровье. Врач только помогает нам восстановить гармонию в теле. А дает здоровье Господь. Бывает, что врач пытается восстановить эту гармонию, а Бог не дает здоровья, и человек умирает. Священник же помогает человеку восстановить гармонию в его душе, поясняя: хочешь мира душевного - не кради, не прелюбодействуй, не совершай других грехов, потому что этим ты сам себе наносишь вред, это не есть норма твоей жизни, в этом твоя болезнь, ты должен от этого отойти. Ты должен думать так-то и так-то, не завидовать, не гордиться ни перед кем... Таким образом священник помогает поставить ум и телесное поведение человека в рамки. А Бог, видя, что человек откликается, посылает благодать этому человеку, чтобы он победил свои страсти и немощи. Но если Бог не даст человеку благодатной силы, то человек останется со своими проблемами один на один.

Если человек будет любить Бога, то он будет любить все: и отца и мать, и ближнего своего, и родину свою, и работу свою, и соседей своих, и другие народы. А если человек не любит Бога, то он не сможет никого полюбить, он будет склонен к пороку. Без Бога человек становится ущербным, но со временем начинает понимать, что нужно искать идеалы в жизни непреходящие. И легче всего он может найти их в храме. Человек не может самостоятельно излечить себя от какого-либо недуга. Так и вне храма нельзя наладить отношения с Богом. Ведь храм - это есть духовная лечебница, с богатством христианского учения. В храме человек обогащает свою веру, свой разум, ему легче установить связь со своим Отцом Небесным. А Отец Небесный никогда не оставит человека.

Раз пришла ко мне одна женщина, немолодая, одинокая, и спрашивает: "Владыка, в какой семье доживать мне старость? Меня приглашают вот те, те и те люди верующие. Как выбрать?" Я узнал, что она не была замужем, а всю жизнь ухаживала за людьми немощными, больными, которые нуждались в помощи. А когда сама стала нуждаться в уходе, совершенно посторонние люди, не из тех, которым она помогала, стали наперебой звать ее к себе доживать старость. Вот это пример жизни христианина, который делал ради Бога, а потом Бог и о нем побеспокоился.

- Владыка, еще каких-нибудь пятнадцать лет назад люди в многонациональном государстве были весьма миролюбивы друг к другу, Простой труженик был в почете. Люди верили в завтрашний день, не боялись за будущее свое, своих детей...

- Действительно, то время культивировало ценности, в чем-то близкие христианским. Ведь Христос говорил о братстве, о мире, о любви. Но Он говорил о Божественной любви, о мире духовном, благодатном, о любви к Богу и ближнему. Ушедшая система использовала христианские идеалы, применив их к банальным потребительским представлениям, отвергнув Бога. Это был такой атеистический романтизм, построение царства небесного на земле, как говорил Достоевский, без Бога и веры в Него, и это обернулось трагедией. Но тогда, действительно, было и немало хорошего. Были нравственные идеалы, патриотические, культурные. Огромным испытанием, но при этом и временем консолидации народов стала Вторая мировая война. Тогда и Церковь обрела свободу, ибо и советские идеологи понимали, что без Бога и веры войны не выиграть.

- Но каково разделение сейчас: люди одной национальности, живущие в одной области, не говорю - государстве, враждуют из-за разности политических взглядов, симпатий к разным политическим кумирам!..

- Там, где есть нездоровое соперничество, нет благодати Божией. Благодать Божия позволяет мирно жить человеку в самом разноликом обществе. Благодать учит человека и дает ему силу терпеть ближних такими, какие они есть. А если благодати Божией нет, то для человека все враги. Даже домашние его, потому что у него нет мира Христова в душе. Такой человек думает, что виной его беспокойства являются его ближние, окружающие его люди. Наши святые исповедники жили в лагерях, куда ссылали не только политических, но и отпетых уголовников, бандитов, воров и убийц. Но они там уживались с ними и любили всех, терпели всех. И люди к ним тянулись. Хотя никто из исповедников не занимался проповедью: это было невозможно. Но они имели веру в душе, мир с Богом. А когда человек мирен с Богом, то этот мир распространяется и на окружающих. Если нет мира в обществе, значит, нет Христа в душе общества. Ибо народ должен быть единодушен, должен искать истинные ценности, находить их и соединяться, а не разделяться. Тогда не будет того, что мы наблюдаем в наше неспокойное время.

- А как Вы, владыка, относитесь к новой инициативе украинского президента - сделать 2008 год годом, когда будут уничтожены все памятники тоталитарного прошлого?

- За последние годы было высказано немало различных идей, говорилось о многих начинаниях. Большая часть из них откровенно популистские. Но сделано было довольно мало.

- Объявление 2008 года годом памяти голодомора и требование признать геноцид украинского народа тоже идеи популистского рода?

- Сначала нужно преодолеть наш нынешний голодомор. Я иногда по утрам, когда еще только светает, выглянув в окно, вижу: идет опрятно одетый пожилой человек, посмотрит по сторонам, потом заглянет в мусорный бак, пороется там и что-то оттуда достанет. Видно, как он стыдится, но голод толкает его на это унижение. Мы, кстати, кормим в епархии бездомных, бомжей, которых сейчас в стране множество. Приходят и пенсионеры, с баночками. Наберут еды и идут по домам. Если бы они не голодали, разве бы ходили за куском хлеба или тарелкой супа? Так что сначала нужно эту нищету преодолеть, а потом уже вспоминать о той, что стала историей. Думаю, что эти идеи не придуманы самим президентом. Скорее, они рождены были в определенных кругах на западе, а потом уже занесены к нам. Ведь эти идеи "работают" на противостояние народов, национальностей. По мнению этих идеологов, тоталитарное прошлое Украины должно прочно связываться с Москвой, а значит и с современным русским народом. И вот в государстве целый год будут культивировать враждебные чувства, чтобы еще более усилить межнациональную рознь и полярность взглядов в обществе. И при этом думать, что в 20-е, 30-е годы прошлого века Россия благоденствовала, а мы голодали. Но история свидетельствует: в Поволжье был свирепейший голод, и даже Ленин в своих посланиях говорил о людоедстве от голода и предлагал как раз под этим предлогом осуществить изъятие церковных ценностей и расстрелять как можно больше духовенства. А ведь Поволжье испокон веков было житницей России, с плодородными землями, полями, лугами и обилием воды. Что ж говорить об Архангельске, Мурманске, где ничего не растет?

- В Верховной Раде существует комитет по вопросам духовности и культуры. Как могут решать вопросы духовности люди, мягко говоря, не имеющие церковного опыта, весьма далекие от религии?

- Все те достоинства, которые есть у украинского народа, все то величие, которое он приобрел за свою историю, имеют корни в Православии. Все это плоды православной жизни нашего народа. Чтобы сохранить это достоинство, это величие, нам нужно сохранить ту веру, которая даровала нам это величие. Но, к сожалению, наши современные комитеты создаются для того, чтобы всех "духов" удовлетворить. Но есть духи добрые, а есть злые. Поэтому нам нужны комитеты для доброй духовности. Мы же нарегистрировали множество тоталитарных сект, узаконили раскольников и дожидаемся Божией благодати. Получается: покадим, кому хочешь, лишь бы деньги были.

- Что же нужно делать для того, чтобы люди повернулись к Церкви, к Православию, к нашим древним духовным истокам?

- Общие меры - это преподавание в школе основ православной веры, ибо у нас православная страна. Об этом заявляется с высоких трибун, идет борьба за какую-то поместную Церковь, а на деле - идет борьба против Бога и Православия. Должна быть православная школьная наука. Детям должна преподносится вера, на которой воспитывались национальные герои, деятели науки и культуры, наши предки, которые вошли в историю как светлые личности. Это очень важно - воспитывать молодежь на основе духовных традиций Православной Церкви.

С экранов телевизоров, со страниц журналов и газет нам не должны вещать какие-то оккультисты, сатанисты, секты, вроде "Белого братства", люди психические больные, которые поглощают умы и души человеческие. СМИ должны предлагать духовно ценные, здоровые православные мысли о смысле жизни, о настоящем, о будущем. И нужна здоровая нравственная цензура.

И, конечно, всем нам нужно помнить то, о чем говорил преподобный Серафим Саровский: "Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи". Вот нас в Украине, допустим, 40 миллионов... Так, посчитаем... (улыбаясь): если в Украине, по слову преподобного, будет спасаться 40 тысяч, то и вся страна будет пребывать в благодати Божией.

- Ваше высокопреосвященство, чем для Вас лично является праздник Рождества Христова?

- Для всех людей праздник Рождества Христова является праздником примирения Неба и земли. Ведь и ангелы пели пастухам: "Слава в вышних Богу, и на земле мир!" И не случайно этот праздник вне богослужений носит семейный характер. В каждой семье есть свои шероховатости, иногда малые, иногда большие конфликты, споры. Но в этот день все это исчезает, забываются обиды и недоразумения. Этот праздник напоминает нам, что мы должны жить в любви к Богу и друг к другу, жить в мире. Если человек пришел к Христу, себя Ему покорил, то он непременно обретет мир Христов, который и есть настоящее человеческое счастье.

Беседовал Сергей Герук

http://www.pravoslavie.ru/guest/080108003700
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский)
Просим святителя Николая, чтобы по его
молитвам наступил мир
23.05.2022
Пример прп. Марии Египетской дается в
помощь человеку, уставшему от борьбы со своими грехами
11.04.2022
«Мы живём в апокалиптические времена»
По словам митрополита Онуфрия, народ пребывает в страхе и растерянности, так что молитвы, смирение и покаяние нужны нам еще и потому, что с их помощью мы выкладываем себе дорогу к Небу, к вечной блаженной жизни
06.01.2022
Христа ради, прекратите стрелять, хотя бы в
Пасхальные дни! — Предстоятель УПЦ
30.04.2021
Я – монах в первую очередь
Интервью Предстоятеля Украинской Православной Церкви
19.11.2020
Все статьи Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский)
Голодомор
«Немцы уже нас гуманизму учат»
По словам Дмитрия Медведева, немцы должны каяться за свои преступления во время войны, а не заниматься признанием «голодомора» геноцидом
01.12.2022
«Далеко не вся военная помощь используется по назначению»
По словам Марии Захаровой, Запад делает всё, чтобы максимально затянуть боевые действия, накачивая Украину собственным оружием
10.11.2022
К лицу ли патриарху лгать?
По мнению главы Фанара, т.н. «голодомор» был спланированным геноцидом верующих с целью искоренения Православной Церкви
01.12.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Об ошибках Владимира Семенко
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.07.2024 23:41
Как Трамп обеспечит мир на Украине «за один день»
Новый комментарий от учитель
26.07.2024 21:59
За что воюют «украинцы»?
Новый комментарий от Агафон
26.07.2024 21:43
Церковь всегда одна
Новый комментарий от prot
26.07.2024 20:48
Элита России находится в неадеквате!
Новый комментарий от влдмр
26.07.2024 18:42
Тени бродят по планете, тени машиаха…
Новый комментарий от влдмр
26.07.2024 18:32