Дискуссия без результата

Межхристианский диалог - это не переговоры между государствами, утверждает священник Игорь Выжанов

Новости Москвы 
0
162
Время на чтение 5 минут
Размежевание между православными богословами на заседании Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в Равенне в октябре с.г. обнажило целый ряд проблем. Оказалось, что православным в их спорах с католиками приходится преодолевать непонимание и противоречия не только с Римом, но и между собой. Итоговый документ в Равенне был подписан без участия Русской Православной Церкви. "НГР" уже писали об этом скандале, который был вызван противоречиями между Московским и Константинопольским Патриархатами. Чем грозит этот конфликт развитию православно-католического диалога? С этим вопросом корреспондент "НГР" обратился к секретарю по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священнику Игорю Выжанову.

- Отец Игорь, переговоры в Равенне показали, что проблема преодоления тысячелетнего раскола лежит не только в плоскости отношений между католичеством и православием, но и противоречий между Православными Церквами. Неужели получается, что православным с католиками договориться легче, чем между собой?

- Хочу сразу высказать свое очень личное мнение относительно самого феномена богословских диалогов между Церквами. В качестве участника многих богословских диалогов, как двусторонних (например, между Русской Православной Церковью и отдельными протестантскими деноминациями), так и многосторонних (между всеми Православными Церквами, с одной стороны, и католиками - с другой), я считаю, что подобные встречи, к сожалению, порой могут только углубить имеющиеся межконфессиональные противоречия.

В случае отмены "основ православия" Церковь собирается ввести в школах "нравственную культуру".

Когда стороны только садятся за стол переговоров и начинают диалог, они как бы констатируют, что некогда, много веков тому назад между нашими Церквами произошло разделение, потому что наши предки, наверное, что-то тогда недодумали, что-то недопоняли. А уж сейчас, в век глобализации, мы точно придем к согласию, с легкостью преодолеем все препятствия.

На деле же выясняется, что наши предшественники, оказывается, правильно понимали друг друга. И люди, ведущие диалог сегодня, как будто садятся в невидимую машину времени и начинают повторять ту же аргументацию и те же претензии друг к другу, что звучали пятьсот или тысячу лет назад. Это интересно, познавательно, но насколько результативно?

Другой путь богословского диалога - это признать наличие противоречий, но сознательно закрыть на них глаза и говорить только о том, в чем мы сходимся. Но насколько это честно и долговечно?

Честно скажу: у меня нет пока ответа на эти вопросы. Я говорю только то, что вижу. Тем не менее считаю, что сам факт ведения богословского диалога между Церквами еще не свидетельствует о каком-то серьезном продвижении в их отношениях, о богословских или догматических изменениях. Диалог есть диалог. Жизнь показывает, что он может идти сам по себе и фактически не приводить при этом ни к какому ощутимому, видимому результату.

Нужно четко понимать, что межхристианский диалог - это не переговоры в привычном для нас понимании, как, например, между государствами. В нашем случае отношения между сторонами вряд ли можно улучшить просто с помощью серии взаимных соглашений. Необходимо понимать, что богословский диалог - это во многом научная дискуссия, а в спорах далеко не всегда рождается истина. Богословы собираются вместе и просто обозначают точки совпадения и расхождения. Не стоит возлагать преувеличенные надежды на подобные встречи. Поэтому в данном конкретном случае речь не идет о том, кому с кем легче договориться. Что вообще может означать понятие "договориться" в отношениях между Церквами? Кроме того, реалии, поля диалога межправославного и православно-католического различны, и я не стал бы их смешивать и тем более ставить в какую-то зависимость друг от друга.

- Возможно ли легитимное достижение договоренностей между Восточной и Западной Церквами без участия Московского Патриархата?

- А что считать легитимным? Повторюсь, все эти договоренности - это не договоры между государствами, а живой диалог. Значение документов, подписываемых в ходе диалога, не нужно переоценивать. Они не имеют юридической силы и не изменяют вероучения Церквей. Получается, что авторитет этих документов основывается на самом факте их общего принятия. Но если какая-то из участвующих сторон - причем далеко не самая маленькая - документ активно не признает, то авторитета у него становится значительно меньше.

В конце концов давайте мы, православные, спросим католиков - хотят ли они вести диалог с Православными Церквами без участия Московского Патриархата? Мне кажется, что многие в Католической Церкви сейчас задают себе вопрос, что будет стоить этот диалог и принятые на нем документы - при всей их внешней "легитимности", - если самая большая Поместная Православная Церковь во всем этом не участвует?

- Может быть, для более успешного православно-католического диалога сначала провести переговоры между Поместными Православными Церквами? В частности, поставить окончательную точку в вопросе статуса Эстонской Апостольской Церкви?

- Вопрос о статусе Эстонской Церкви возник еще в 1990-е годы и был, казалось бы, решен. Тогда Москва и Константинополь договорились по этому вопросу. А в Равенне Константинополь неожиданно, в одностороннем порядке ввел так называемую Эстонскую Апостольскую Православную Церковь в качестве нового участника диалога.

Вопрос не в том, что происходит в самой Эстонии. Зачем эту старую проблему начинают использовать для каких-то целей? Но когда мы ознакомились с окончательным текстом равеннского документа, то уловка легко объяснилась. Тот параграф, о котором в прошлом году шла речь в Белграде и против принятия которого выступала Русская Православная Церковь, в Равенне в наше отсутствие был принят. В этом параграфе, по поводу вопроса о Соборах, которые проводились в Западной и Восточной Церквах уже после разделения 1054 года, проводится мысль о существовании двух равнозначных центров: у католиков - Рим, а у православных - Константинополь. Хотя общеизвестно, что для православных Константинополь означает далеко не то, что Рим для католиков.

Не знаю, осознавали ли это авторы вышеупомянутой уловки по устранению Московского Патриархата из диалога в Равенне, но наличие этого злосчастного параграфа дает нам еще один аргумент к непризнанию документа: не признаем не только из-за нашего вынужденного отсутствия на диалоге, но главное - потому что нас не устраивает содержание.

- Насколько разногласия между Москвой и Константинополем могут затормозить переговоры с католиками?

- Работа богословской Смешанной комиссии - это только одна из сторон взаимоотношений между католичеством и православием. Комиссия занимается очень важным диалогом - богословским, причем на многосторонней основе. Но она, естественно, не затрагивает вопросы двусторонних отношений Поместных Православных Церквей с Римско-Католической Церковью. Здесь каждая из Церквей сама решает, как их выстраивать. И в этом смысле перед Московским Патриархатом как крупнейшей среди Православных Церквей открывается большое поле для деятельности. Со стороны Рима мы видим взаимный интерес к развитию наших контактов.

Что касается деятельности Смешанной комиссии по богословскому диалогу, думаю, что все стороны понимают необходимость устранения досадных препятствий на пути полноценного осуществления ее столь нужной и интересной работы. Чем раньше это случится, тем лучше это будет для всех.

Леонид Бамблевский

http://religion.ng.ru/facts/2007-12-19/1_discussion.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Игорь Выжанов
Миссия оказалась невыполнимой
В Ватикане начали понимать, что Россия - не "духовная пустыня"
04.04.2007
Как практика может тормозить теорию
Богословский диалог в нынешнем виде напоминает снятие шероховатостей при помощи напильника, считает священник Игорь Выжанов
05.10.2006
Рим не слышит Москву
Для урегулирования отношений между Московским Патриархатом и Ватиканом необходимо заключить "джентльменское соглашение"
04.02.2004
Русская Церковь и Ватикан: до перемирия еще далеко
Разговоры о скором визите Папы Римского в Москву вызывают недоумение официальных представителей РПЦ
19.11.2003
Все статьи Священник Игорь Выжанов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии