Политика в стиле дзен

Выборы в Госдуму – 2007-2008 
0
133
Время на чтение 4 минуты
"Единая Россия" одержала на выборах безоговорочную победу.Однако этому предшествовал еще один, успех партии власти.По данным ВЦИОМ, при ответе на вопрос "какая партия проявила себя лучше в предвыборных теледебатах?", 67% респондентов назвали... "Единую Россию". Не часто данные ВЦИОМ так сильно напоминают дзенские притчи

По итогам состоявшихся в России парламентских выборов "Единая Россия" одержала безоговорочную победу, набрав около 64% голосов избирателей. Однако этому предшествовал еще один, успех партии власти, который, будучи на первый взгляд малосущественным, оказался более весомым не только в количественном, но и в символическом плане. Согласно данным опроса ВЦИОМ, при ответе на вопрос "какая из партий проявила себя лучше других в предвыборных теледебатах?", 67% респондентов назвали... "Единую Россию".

Должно быть, не часто данные ВЦИОМ по форме и содержанию так сильно напоминают дзенские притчи. И поскольку эти "данные" выступают свидетельством виртуозной "политики в стиле дзен", здесь нужно было бы поставить точку. Завоевать чистое "конституционное большинство" по итогам мероприятия, отказ от участия в котором носил столь демонстративный характер - это, безусловно, блистательный пример "хлопка одной ладонью", прокладывающего путь к идеологическому просветлению! Однако западная культура интерпретаций предписывает нам обязательность толкования данного прецедента.

Наиболее предсказуемой здесь выглядит позиция (извиняюсь за каламбур) оппозиционного лагеря. Для его участников этот хлопок стал достаточно обидной пощечиной, задевающей один из самых чувствительных отростков самолюбия. Столько слов было произнесено о "плевке в лицо общества", выражающемся в игнорировании "Единой Россией" дебатов, как вдруг оказывается, что это самое общество видит (или, напротив, не-видит) все совсем в ином ракурсе. Оппозиции остается дежурно высказаться на предмет "тотального зомбирования", "промывки мозгов", "оккупации медиа-пространства".

Понять оппозиционеров несложно - питать иллюзии относительно благоприятного для себя исхода выборов им и без того не приходилось, а тут еще и отказывают в деликатной процедуре, лаконично описываемой формулой "а поговорить?". Помимо "задушевных" коннотаций, окружающих этот процесс в российской культурной традиции, здесь содержится одна фундаментальная установка либерального сознания - представление об особой роли общения, диалога, в деле установления общезначимой истины. Предполагается, что лишь свободный обмен мнениями между независимыми субъектами может быть заслуживающим доверия источником знания, застрахованным от угрозы авторитарности.

По сути, это представление служит последним оплотом модерна в условиях эпистемологической дискредитации его привычных форм обоснования - метарассказов. Диагност этого нового "состояния постмодерна", французский философ Ж.-Ф. Лиотар, выделяет два основных типа метарассказов.

"Первый, - пишет он, - имеет субъектом человечество как героя свободы. Все народы имеют право на науку. Если социальный субъект не является все еще субъектом научного знания, значит ему помешали в этом духовники или тираны. Право на науку должно быть отвоевано". Очевидно, что именно данный тип наиболее комплиментарен либеральному сознанию, которое в лице своих агентов по сей день пытается протаскивать его - хоть тушкой, хоть чучелом - во все регионы знания.

Второй тип, ориентированный на гармонизацию интеллектуального идеала знания с этическими основаниями жизни нации и государства, воплощается в гегелевской концепции истории как "жизни Духа", в которой эти начала предустановленным образом согласуются.

Как это всегда и происходит, исчерпывающее аналитическое описание структуры (в данном случае - структуры модернистского знания) совпадает с ее отмиранием. Выявление "эпоса" в толще рациональности сигнализировало об утрате им его легитимирующей функции. Великий рассказ утратил свое правдоподобие, вне зависимости от способа унификации, к которому он прибегал: спекулятивный рассказ о системе/единстве или рассказ об освобождении.

В этой ситуации последней попыткой либеральных модернистов зацепиться за контроль над правилами (языковой) игры является обращение к "малому рассказу", которым, собственно, и служит рассказ о согласии. Этот подход в общем виде выражен в предложенной в свое время Ю. Хабермасом концепции так называемой "коммуникативной рациональности". Кратко охарактеризовать ее можно следующим образом: на смену экономическому принципу либерализма laissez-faire приходит императив laissez-dire. Надо сказать, замысел коммуникативной рациональности сегодня уже имеет свою сферу триумфального воплощения - это пространство всевозможных теле-шоу, центральной инстанцией которых служит зрительный зал-агора, а высшей сакральной процедурой - озвучивание "личных точек зрения". Икона коммуникативной рациональности - А. Малахов, ведущий передачи "Пусть говорят". Впрочем, внимательный наблюдатель подобных зрелищ обнаружит и те тупики, в которые упирается хабермасовский проект. В реальности, расстроенный хор зрительских голосов неизбежно разбегается в энтропийный ноль, а поверх него доносится единственно легитимная "докса", ненавязчиво транслируемая ведущим-модератором. Лиотар, критически и иронически настроенный по отношению к хабермасовской "коммуникативной рациональности", так резюмирует эту коллизию: "Принцип консенсуса как критерия законности тоже кажется недостаточным. Или же он является соглашением между людьми как учеными умами и свободными волями и получен посредством диалога. Именно эту форму мы находим в развитом виде у Хабермаса. Однако эта концепция покоится на законности рассказа об эмансипации. Или же система использует его как одну из своих составляющих в целях поддержания и улучшения результативности". Иными словами, за призывами к диалогичности скрывается нацеленная на реванш либеральная реакция.

В качестве собственной альтернативы Лиотар предлагает принцип паралогии - знания, которое "производит не известное, а неизвестное". Возвращаясь к исходной теме наших размышлений, можно предположить, что именно в этом моменте и таится секрет успеха "Единой России". В самом деле, трудно найти партию, которая с такой же последовательностью производила бы неизвестное - в отношении собственных целей, задач, стратегии. Однако то, что оппоненты обличали как недостаток единороссов - тотальная идеологическая неопределенность - в действительности оказывается залогом ее успеха. Пока соперники состязались на карнавале идентичностей - образных, идейных, программных, но одинаково позапрошлогодних - партия власти угрюмо устранялась от собственной презентации, тем самым неосознанно попадая в невыразимую на привычном политязыке повестку дня.

Именно поэтому показатели ЕР на несостоявшихся для нее дебатах пусть незначительно, но превзошли ее достижения на самих выборах: успех, основанный на непрезентированности, будет максимальным в точке полного отсутствия. Между тем, этот вновь обретенный постмодерном закон прекрасно известен миру Традиции. Могущество власти состоит в ее непредставленности. Слова Лао-цзы "Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует" часто трактовались в либеральном ключе: мол, "не вмешивайтесь в наши дела". Однако смысл их совершенно иной.

http://www.pravaya.ru/column/14530
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Голобородько
Все статьи Александр Голобородько
Выборы в Госдуму – 2007-2008
Владимир Добреньков: "Зачем будоражить страну всенародными выборами"?
Декан соцфака МГУ предлагает выбирать главу Российского государства в более узком кругу
03.04.2008
ЦИК России официально объявил Дмитрия Медведева Президентом
Завершился окончательный подсчет голосов на выборах главы Российского государства
08.03.2008
Андрей Окара: "Путин быстро сойдет с политической орбиты"
Известный политолог высказал свою точку зрения относительно жизнеспособности тандема Медведев-Путин
06.03.2008
Все статьи темы
Последние комментарии
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Наблюдатель
20.05.2024 05:55
Тайна жизни Пушкина
Новый комментарий от Людмила
19.05.2024 22:21
Чем брать оплату?
Новый комментарий от учитель
19.05.2024 16:35
Святитель Максим (Кроха): служение в Сибири и Туле
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.05.2024 15:47