Поэзия и глобализация

Культура - это волшебное зеркало, в котором навсегда запечатлевается облик человечества на разных этапах его развития

0
365
Время на чтение 4 минуты
Прочитав книги Проспера Мериме, увидишь лик Франции XIX века, в романах Сервантеса откроешь для себя образ Испании XVI века, в стихах Фирдоуси, Хафиза или Саади поймёшь душу Востока XVIII века, углубившись в прозу Чарльза Диккенса, увидишь Англию XIX столетия, из рассказов Пу Сун-Лина узнаешь о средневековом Китае. Классическая литература (и в особенности поэзия) с необыкновенной яркостью концентрирует в себе черты национально-культурной самобытности каждого из народов, сохраняя для грядущих веков их неповторимо-уникальные портреты, характерные для той или иной исторической эпохи.

Совсем иную тенденцию можно увидеть в литературе конца XX - начала XXI веков, где всё сильнее и сильнее начинают проступать черты одного и того же, всё более стандартизирующегося и теряющего свои национально-этнические признаки, лика. В книгах писателей Англии, Франции, Японии, Скандинавии, Австралии или России - практически повсюду мы увидим один и тот же, словно клонированный в лаборатории, персонаж, прихлёбывающий виски, жующий поп-корн или жвачку и решающий все возникающие на его пути проблемы исключительно с помощью кулака или пистолета. Отталкиваясь не от подлинной жизни, а от стереотипных сюжетов американского кинематографа с неизменными Арнольдом Шварценеггером или Жан-Клод Ван-Даммом в главных ролях, современная литература не просто приобретает признаки вторичного искусства, но неотвратимо превращается в орудие обезличивания нашей планеты. Это не литература, а продукт глобализации.

Глобализация - огромный асфальтовый каток, который едет по поляне с живой травой и душистыми цветами, оставляя за собой однообразно-безжизненную серую плоскость. По этой плоскости удобно мчаться на "мерседесе" в банк или на финансовую биржу, но она ничего не скажет проезжающему по ней человеку о той земле, которую собой покрывает, не порадует его ни скатывающейся по изумрудному листику травинки сверкающей, словно алмаз, каплей утренней росы, ни кружащейся над цветами в поисках нектара пчелой, ни трепещущей цветными, точно узоры восточного ковра, крыльями бабочкой... Куда ни поглядишь - везде только серая, точно подошвы армейских ботинок, мёртвая гладь асфальта да вонючая бензиновая гарь вместо аромата экзотических цветов.

Глобализация - это не просто убийца художественной красоты и национального своеобразия, присущих культуре того или иного народа. Всё гораздо сложнее и серьёзнее. Подменяя стандартными, будто серийные роботы, неотличимыми друг от друга шаблонами псевдоискусства глубину и неповторимость подлинно художественных образов, глобализация превращает весь многонациональный, поликультурный и разнообразно понимающий красоту и справедливость мир в потребителей фактически одного - общего для всех - искусственно созданного мировыми культурологами "блюда". Самое страшное, что даёт нам глобализация, это уничтожение в людях изначально присущего им понятия патриотизма. Выросший на образцах глобализованной культуры человек перестаёт понимать, почему это какую-то одну страну нужно любить во много раз сильнее, чем другую, а тем более жертвовать ради неё своей жизнью, если и здесь, и там люди читают книги одного и того же Стивена Кинга, смотрят фильмы с одним и тем же Терминатором, слушают песни одной и той же Мадонны, пьют одинаковую на вкус кока-колу и едят одинаковые батончики "Сникерс"? О каких национальных ценностях может идти речь, если глобализация давно уже навязывает миру как единственно возможное для каждого из землян представление о ценностях, доллар?

Увы, потребление глобализованной культуры не менее вредно для человеческого духа, чем потребление генно-модифицированных продуктов - для его организма. Вытесняя из души человека и его сознания те образы, которые на протяжении многих веков и тысячелетий создавала для него национальная классическая литература, глобализация тем самым лишает человечество его надёжной иммунной системы, делая людей беззащитными перед льющимися на них отовсюду бездуховностью, пошлостью и цинизмом. Глобализация - это духовный СПИД сегодняшнего человечества, всё сильнее поражающий нашу планету.

Что можно противопоставить этому почти не остановимому, на первый взгляд, шествию глобализации через страны и континенты? Как защитить великие нации и народы от воздействия подтачивающей и разрушающей их глобалистской масскультуры?

Одним из самых сильных противоядий этой нравственной чуме является активизация своего собственного национального творчества и, особенно, такого её эффективного в силу образного воздействия на читателя жанра, как поэзия.

Если театр, живопись, кинематограф или проза - это, так сказать, стационарные фортификационные объекты на рубежах обороны национальной культуры, рассчитанные на выдерживание долгой идеологической осады и ведение продолжительных оборонительных сражений, то поэзия - это быстрая манёвренная конница, способная молниеносно появляться там, где её не ожидали, и наносить мгновенные удары по врагу.

Преимущество поэзии перед прозой - в предельной концентрации создаваемых ею художественных образов, запоминающихся своей необычностью и красочностью, а также в сжатости идейных и философских формулировок, напоминающих ёмкие математические формулы. Если проза - это духовный материк нации, хранящий всё её историческое прошлое, подвиги, свершения, примеры духовного богатства наших предков, то поэзия - это ладанка с родной землёй, которую надевает на шею путешественник, отправляясь в далёкое странствие, или кольцо, которое перед выступлением в военный поход дарит своей невесте воин, чтобы она его вспоминала. Являя собой пример максимально плотной информационной, образной, эмоциональной, гражданской, чувственной и философской насыщенности, стихи хранят в себе самые характерные и яркие черты породившего её народа. Можно сказать, что стихи - это своего рода микрочипы или молекулы ДНК, несущие в себе формулу красоты и гармонии, и потому сохранить национальную поэзию значит уберечь свою культуру от выхолащивания и размывания новомодными литературными течениями. Сохранить национальную поэзию значит сберечь саму душу народа, потому что в ней запечатлены бытовые и ритуальные традиции поколений, наши песни, героические сказания, мифы и многовековая мудрость предков. Но для успешного противостояния силам глобализации необходима не только популяризация древнего народного фольклора или произведений поэтов-предшественников, но также и активное присутствие живого поэтического слова на полях идеологических сражений сегодняшних дней, звучание стихов не одних только поэтов-классиков, но и тех, что пишутся нашими современниками.

Пусть же наши стихи защищают окружающий нас мир от превращения в проходной двор, где нет запаха цветов, не летают бабочки и только изредка проносятся в неизвестность чьи-то едва различимые тени.

http://www.russdom.ru/2007/200711i/20071136.shtml

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Переяслов
Увидит ли российская власть проблемы своих писателей?..
Открытое письмо Президенту РФ Д.А. МЕДВЕДЕВУ и Председателю Правительства РФ В.В. ПУТИНУ
16.11.2009
Все статьи Николай Переяслов
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35