Сам Господь помог отцу Андрею обнаружить могилки среди бескрайнего поля"Инструмент" же этот методично стирал с лица земли представителей практически всех слоёв населения страны - от маршалов и академиков до простых крестьян и рабочих, причём выкашивание это накладывалось на разные временные периоды. В одни годы ликвидировали бывших офицеров царской армии, в другие - офицеров армии действующей, репрессии против бывших идеологических врагов сменялись репрессиями против однопартийцев и единомышленников, на смену инженерам в лагеря шли врачи, на смену кулакам - те, кто их когда-то раскулачивал, а пыточные подвалы заполнялись теми, кто совсем недавно в этих подвалах выбивал показания у прежних сидельцев. И лишь одно сословие репрессировалось практически беспрерывно - это священнослужители, а с ними и все люди, верующие в Бога и свою веру не скрывающие. Вот поэтому, когда под селом Волчанка Доволенского района Новосибирской области было обнаружено массовое захоронение убитых священнослужителей, никто из местных жителей не мог вспомнить, в каком году здесь совершались казни.
Волчанка, по нынешним меркам, село крупное - триста дворов, а в былые времена было ещё крупнее, действовало целых три колхоза. Была здесь когда-то и церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, но в тридцатые годы храм разрушили. История же с найденным захоронением началась с самого обычного разговора двух женщин. По словам местной жительницы Ларисы Шифелбен, как-то после воскресной службы в храме села Довольное к ней подошла незнакомая женщина и, спросив, не с Волчанки ли она, попросила выяснить, правда ли, что в их селе в далёкие годы были расстреляны священники.
Прибыв домой, Лариса Владимировна начала расследование с телефонного звонка своей знакомой Ефросинье Козиной и, как только задала вопрос, неожиданно услышала плач, причём плач горький, навзрыд. Успокоившись, Ефросинья Григорьевна сказала: "Лариса, ты извини, я эту историю спокойно не могу рассказывать. Мы ещё детьми были, и я всегда прислушивалась, и бабушка рассказывала такие вещи, прямо страшно: сам процесс убийства, эти страшные издевательства, истязательства, жестокость ужасная. И самая страшная фраза для меня была: "у нас земля дышала"... Земля, говорит, дышала, всё шевелилось, весь холм. Потому что люди, по-видимому, были живые, и умирали, задыхаясь в этой страшной яме".
Дальнейшие расспросы привели к восьмидесятилетнему Василию Бовкуну, который в молодости снимал квартиру у непосредственного исполнителя приговоров. Василий Александрович рассказывает: "МТС была в Волчанке, а я жил в Суздалке. На зиму пригоняли трактора ремонтировать сюда. Стояли на квартирах. Ну и я стоял у одного на квартире, у этого палача. И он рассказывал, как привозили попов, как убивали их. Привозили со всей округи. Со всего района, может, и из-за пределов района. Увезём, говорил, их туда, за поскотину, заставим яму копать. Выкопают ямы, кого так застрелим, кого живьём лопатой срубим, сбросим. Один поп, говорит, попался сильный мужчина. Кулак, показывает, с два этих. Связанный был, потом, говорит, как-то развязался, как звезданул меня, в глазах аж искры полетели".
Про священника, который развязался и врезал экзекутору меж глаз, рассказывали и другие сельчане, видимо, со многими делился этой историей Митроха Ширин - местный конюх при МТС, а в прошлом палач, бахвалясь при этом, что потом разрубил "здорового попа" саблей. Других же секли лопатами, кололи вилами в спину, ещё живых забрасывали землёй. То, что за селом захоронены не просто репрессированные, а именно священнослужители, утверждали все сельчане, так как слышали это от уже умерших бабушек и дедушек. В былые же времена на селе был обычай: во время засухи женщины брали крест и шли "на могилки к попам" вымаливать дождь. Где же находятся эти могилки теперь, уже никто толком не знал, а молва о том, что под Волчанкой находится братская могила с замученными священниками, вскоре дошла до иерея Андрея Гусева из Доволенского храма во имя преподобного Сергия Радонежского.
То, что отец Андрей среди бескрайнего поля обнаружил захоронения, сельчане до сих пор считают чудом. Верующие же говорят, что Сам Бог подсказал ему, что именно эти небольшие углубления в грунте и есть те самые безымянные могилы. На месте, указанном отцом Андреем, стали копать и почти сразу наткнулись на человеческий череп. Позже выяснилось, что остальные рядом расположенные останки были захоронены гораздо глубже, так что начни копать чуть в стороне и могилы бы могли не найти.
Всего из земли было поднято 18 человеческих останков, состояние которых подтверждало рассказы о былых на этом месте зверствах. Некоторые черепа были проломлены. По словам экспертов, такие увечья могли нанести сучковатой берёзовой палкой (наподобие палицы), которая в высушенном виде приобретает жёсткость стали, но вместе с тем становится невероятно лёгкой. Этакое удобное деревенское орудие убийства. Страшное впечатление произвёл череп с застывшим криком широко открытого рта: человеку либо забили перед смертью кляп, либо он пытался кричать, когда его, живого, забрасывали землёй. На одном из черепов был обнаружен плотно прилипший медный крестик. Когда крестик от черепа отсоединили, взгляду экспертов предстала обожженная кость: перед казнью палачи раскалённый нательный крестик прижгли ко лбу мученика.
Поначалу было высказано предположение, что эти убийства произошли в 1937 году, что вряд ли. В архивах соответствующих органов ни о каких массовых расстрелах священнослужителей Доволенского района записей нет, а в те годы при всём масштабе и огульности репрессий положенные формальности соблюдались: понятые при аресте, протоколы допросов, показания свидетелей, фиксирование приговора, его исполнение и т.п. Трудно представить, чтобы в годы "социалистической законности" вот так свозили со всей округе священников и отдавали на растерзание полубезумным конюхам-палачам. Скорее всего, произошли эти трагические события в двадцатые годы во время разгула так называемого "красного бандитизма". И вполне возможно, что информация о погибших священнослужителях всё-таки где-то хранится. По крайней мере, один из бывших партийных руководителей обмолвился, что всего было казнено 63 человека. То есть, где-то в полях Доволенского района упокоятся ещё более сорока человек.
По благословению Архиепископа Новосибирского и Бердского все обнаруженные останки мучеников после отпевания были захоронены в Довольном в специальном склепе, над которым установлен поминальный крест. В будущем на этом месте предполагается воздвигнуть либо храм, либо часовню. Правда, это решение вызвало недовольство некоторых местных коммунистов - ведь буквально в двух шагах от захоронения жертв большевистских репрессий находится памятник героям-партизанам Гражданской войны. Впрочем, большинство сельчан в таком соседстве ничего крамольного не усматривают, наоборот, считают, что настоящие герои Гражданской войны к тем палачам не имеют никакого отношения, а рядом расположенные часовня новой эпохи и памятник канувших в Лету советских времён станут своеобразным символом примирения русских людей, когда-то оказавшихся по разную сторону баррикад. Накануне грядущего Дня согласия и примирения к мудрым словам деревенских жителей добавить нечего.
http://vn.ru/25.10.2007/society/88888/