Ненаписанное полотно парадоксальным образом существует в человеческом сознании. Получается, что одна из самых известных картин Корина - та, которой, по сути, не существует. "Ненаписание" с большей или меньшей степенью убедительности можно объяснить разными причинами, внешними и внутренними. Но, возможно, невоплощенный замысел не поражение, а победа?
Почему?
Нетронутый холст во всю стену тоже полноправный объект экспозиции, символ, допускающий множество интерпретаций. Но сила воздействия - потрясающая. А представляете, каково было художнику долгие годы смотреть на полотно, к которому он страстно хотел, но так и не смог притронуться?
У Корина был талант, вдохновение, желание работать. Но картина "не складывалась", не была ясна общая композиция. К тому же художник, происходивший из семьи потомственных палехских иконописцев, прошедший "школу" общения с Нестеровым, воспринимавший искусство как служение, требования к себе предъявлял громадные. Он не мог не завершить всей, как ему виделось, необходимой подготовительной работы. Возможно, это и стало одной из причин того, что "Уходящая Русь" не была написана. А может, причины были в другом?..
Версия вторая
Время. Двадцатые-тридцатые годы прошлого века - не самое спокойное время, а коринская тема к тому же неоднозначна... Но является неожиданный "ангел хранитель" - "первый советский писатель" Максим Горький.3 сентября 1931 года Алексей Максимович пришел в мастерскую художника, которая тогда располагалась на Арбате. Корин жил уединенно, писал этюды для задуманной им картины, но слух о его незаурядном таланте дошел до писателя. И встреча оказалось судьбоносной... О Горьком - и при его жизни, и после смерти - писали и говорили по-разному: сейчас все чаще - "ницшеанец", "трагическая фигура эпохи", в советские годы - "буревестник революции". В какой ипостаси он шел в мастерскую? Судя по тому, как складывалась дальнейшая история отношений Горького и Корина, в тот день встретились не только писатель с художником, но и человек с человеком...
"Ангел хранитель"
Корин показал Горькому многочисленные портреты, этюды для задуманного еще в 1920 "Реквиема" (среди них - "Юродивый", "Слепой", "Отец и сын"). Название "Реквием" Горькому не понравилось, он предложил не использовать в наименовании заимствованных слов. У него же и родился новый вариант: "Уходящая Русь".А еще - предложил поехать за границу: "Через месяц я еду в Италию, поедемте вместе, я похлопочу". Так Корин побывал в Италии и Франции.
Во время поездки художник внимательно изучает произведения великих мастеров прошлого, мыслью постоянно возвращаясь к своей картине, пытаясь найти пути воплощения замысла. "Боже мой! Неужели и мне закрыт путь к Великому Искусству? Понимая всю пошлость и низость падения, неужели и я должен свалиться туда? Боже! Как же, как же подняться к высотам чистого искусства? <...> Слышите ли вы меня, Великие? Кричу вам, зову вас, помогите, помогите, помогите!!!" (11 июня 1935). Другая запись сделана несколько позже: "<...> Великие, помогите. Как я остро ощущаю Гений у других и преклоняюсь перед ним. Боже, неужели у меня нет этого пламени? Тогда не стоит жить..." (28 июня 1935).
А гостя у Горького в Сорренто, Корин в 1932 году пишет знаменитый портрет, который о Горьком говорит больше, чем иные из книг, писем и дневников.
По возвращении в феврале 1934 года при содействии того же Горького Корин переезжает в новую благоустроенную мастерскую (она же ныне дом-музей). Уже заказан и привезен огромный холст - 50 квадратных метров. Все готово для написания "Уходящей Руси". Но в 1936 году Горький умирает. С ним уходит и материальная поддержка, и покровительство, ограждавшее художника от "злобы дня". Корин вынужден писать на заказ, работать над эскизами станций метрополитена и портретами великих советских людей. Он остался верен себе, действительно писал только великих (среди множества изображенных им - ни одной посредственности), но к огромному полотну он так и не притронулся.
Невыразимое
Находясь в музее, трудно удержаться от искушения "примерить" эскиз на холст. Иногда получается. Ненаписанное полотно парадоксальным образом существует в человеческом сознании. Выходит, что одна из самых известных картин Корина - та, которой не существует."Ненаписание" с большей или меньшей степенью убедительности можно объяснить разными причинами, внешними и внутренними. Но, возможно, невоплощенный замысел не поражение, а победа?
Реквием, согласно определению - заупокойная служба. По сути, Корин пытался изобразить "отпевание" Русской Церкви. А она выжила. Та же и не та, но все равно "Единая Соборная Апостольская", которую врата адовы не одолеют.
PS. Историческая ремарка
На полоьне Корин, по-видимому, пытался изобразить последнюю службу в Успенском соборе Кремля, 5 мая 1918 года. Долгие годы потом Успенский собор Кремля был музеем. Однако по прошествии семидесяти с лишним лет здесь снова отворились царские врата: 1989 году состоялось торжественное богослужение, посвященное четырехсотлетию Патриаршества на Руси. Возглавлял службу Патриарх Московский и всея Руси Пимен.И вот что интересно: среди трех десятков этюдов, написанных как подготовка к "Реквиему", есть портрет молодого двадцатипятилетнего иеромонаха. На общем эскизе "Реквиема" монах стоит справа, ближе всех остальных к зрителю, как бы выступая из картины. Это - будущий патриарх Пимен...
http://www.taday.ru/text/78249.html