Значение личной нравственности педагога в воспитании духовности ученика

Доклад на Межрегиональной научно-практической конференции "Воспитание духовности как процесс обретения смысла жизни ребенка". Хабаровск, 25-26 октября 2007 года

0
402
Время на чтение 7 минут

Предисловие

Быть может, мой доклад будет несколько выделяться из общего ряда других, но во время его подготовки я постарался оттолкнуться от темы конференции. Она звучит: "Воспитание духовности как процесс обретения смысла жизни ребенка". Здесь, как я это вижу, главное - смысл жизни. Обретение этого смысла представляется как процесс. С другой стороны, этот процесс отождествляется с процессом воспитания духовности. Воспитывать духовность - дело преподавателя. А обретать смысл жизни - дело самого ребенка. Таким образом, получается, что в теме конференции отождествляется деятельность преподавателя и деятельность ребенка. Итак, исходя из темы конференции, мы обращаем внимание на онтологическую общность преподавателя и ученика, которая лежит в области духовного.

Проблематика

Всем известно, что педагог в переводе с греческого означает "ведущий ребенка", и потому он должен вести ученика за собою, а не толкать его в спину. Педагог, прежде чем научить чему-либо ученика, должен сам уметь это делать, быть профессионалом и хорошо знать свой предмет. Без сомнения, эта истина относится и к сфере духовности.

Каждый человек, когда начинает изучать что-либо новое и неизвестное, становится подобен ребенку: он также смотрит на мир широко открытыми глазами, также ищет, кто бы взял его за руку и ввел бы в изучаемый предмет. Это - своего рода рождение в новый неизведанный мир. И никакие учебники не смогут заменить живого преподавателя, человека, который стал бы нашим руководителем в этом новом мире.

Представим себе на минуту, что врач, сам страдающий от заразной болезни, например, гриппа или чумы, пришел лечить больного легкой простудой? Что сделает такой врач? Он, хотя и вылечит пациента от легкой болезни, но заразит его гораздо более опасным недугом, "и будет такому человеку, - говорит Спаситель, - последняя горше первых" (Мф.12:45).

Так бывает и с нашими детьми, которых мы учим многим предметам, но заражаем самой опасной из всех болезней - болезнью греха. Чему может научить педагог ребенка, если он недавно бросил жену с детьми, взял себе новую и еще ходит к любовнице? Да, он сможет, вероятно, научить их математике, географии, физкультуре. Но сможет ли он научить их верности, порядочности, чести? Сможет ли он научить их духовности? Нет! Что почувствуют дети своими чуткими и чистыми душами, когда к ним на урок придет преподаватель, который беспробудно пил горькую две недели? В первую очередь дети почувствуют исходящий от него смрад греха, который будет распространяться как заразная болезнь и осквернит их еще неокрепшие души!

Итак, кто может быть воспитателем духовности? - Только человек, сам обладающей этой духовностью, только тот, кто сам духовен. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, "кто живет духовно, того и одежда, и дела, и мысли - все духовно".

Речь идет не о той ложной духовности, обыденным понятием о которой привыкли обозначать все на свете, от конкурса красоты до грубых языческих суеверий. Если на урок к детям придет человек, минуту назад принимавший участие в шаманском камлании, что почувствуют они? Они почувствуют духовность, но это будет духовность страшная, бесовская, оскверняющая их души, смертельная, а не животворящая.

Господь Иисус Христос говорит: "Как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" (Лк.6:42). Как невозможно пробовать вкус еды на вид, а содержание книги - на зуб, так без приближения к источнику духовности - Богу - человек останется чуждым подлинной духовности и не сможет воспитать ее у своих учеников.

"Надобно очистить сперва самих себя, а потом уже беседовать с Чистым", - говорит святитель Григорий Богослов. "Спасись сам, - говорил преподобный Серафим Саровский, - и вокруг тебя спасутся тысячи". Итак, для того, кто осмеливается воспитывать духовность в других, требуется прежде всего очищение себя от греха, освобождение от страстей и пороков, т.е. чистота души и тела, чистота ума, чувств и воли.

Пути нравственного совершенства

Участие в Таинствах Церкви. Что же должны делать мы, чтобы стать достойными духовных истин? Участие в Таинствах Церкви - главная наша задача.

В первую очередь нам самим необходимо родиться в духовную жизнь и избавиться от греха, ибо там, где есть грех, там нет места Святому Духу. И это очищение от греха мы можем получить только в Таинстве Святого Крещения - во вратах Церковных. Мы рождаемся уже со грехом. "Нет человека, который жив будет, и не согрешит", - говорит книга жизни Библия (3Цар.8:46). Как грешники, мы от рождения поражены страстями, пороками, духовными болезнями, которые передаются нам по наследству от наших родителей, которые и мы сами передадим своим детям, усугубляя их судьбу. И только в Таинстве Крещения мы освобождаемся от этого первородного греха, который Искупитель Христос пригвоздил на крестном древе. Крещение - это ворота в духовный мир, в Таинстве Крещения мы рождаемся в истинно духовный мир, исполненный света и чистоты.

Но ребенку недостаточно родиться. Необходимо, чтобы у него были силы расти, нужно, чтобы мама выкормила и воспитала его. Эти силы для духовного роста человек получает в другом Таинстве - Таинстве Миропомазания, где нам подается дар Святого Духа. В этом Таинстве мы освящаемся, исполняемся Святого Духа и становимся подлинно духовными, святыми.

Но поскольку мы живем в последние времена и постоянно согрешаем, то Бог даровал нам для очищения от грехов, содеянных после Крещения, еще одно Таинство - Таинство святого Покаяния или Исповеди. Подобно тому, как мы ежедневно смываем с себя плотскую скверну водой, умываемся, моемся, то столь же регулярно мы должны смывать с себя и духовную скверну - наши грехи. Это и происходит в Таинстве Покаяния.

Наконец, самое великое Таинство, которое даровал нам Господь - Таинство святой Евхаристии, где верующие вкушают Тело и Кровь Господа и получают жизнь вечную. "Кто не ест Моего тела и не пьет Моей крови, не имеет жизни вечной", - говорит Первосвященник Христос (Ин.6:53). И даже больше, именно Причащение есть главное условие воспитание духовности, потому что в нем человек на деле соединяется с Тем, Кто есть подлинный Дух - с Господом, потому что, вкушая Тело и Кровь Христовы, мы становимся "причастниками Божеского естества" (2Пет.1:14). Это - вершина духовного делания, когда Сам Господь пребывает в человеке. И теперь "тела наши суть храм живущего в нас Святого Духа, Которого имеем мы от Бога" (1Кор.6:18,19). И мы не только одно тело с Господом, но даже и один дух: "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" (1Кор.6:17).

Именно участие в Таинствах, регулярная исповедь, покаяние, и регулярное причащение делают нас способными к познанию Бога и Его духовных истин. Кто никогда не приступал к Таинствам, не может уразуметь всей благости и всего величия Божества, в то время как святой царь и пророк Давид призывает нас: "Вкусите и видите, как благ Господь" (Пс.33:9).

Молитва христианская. И все же одного участия в Таинствах еще недостаточно. Требуется еще собственная усердная и непрестанная умственная молитва. Подобно тому, как цветок засыхает без воды, душа человеческая увядает без молитвы к Богу. Необходимая вообще, как дыхание, молитва особенно необходима для умственного постижения сверхъестественных истин духовного мира. Этому научает нас Сам Спаситель, который молился Богу о Своем стаде, святые Апостолы, которые молились о самих себе, и о верующих, чтобы Бог просветил их ум познанием истины и дал возрастать в познании Его "от силы в силу" (Еф.1:16). И каждый преподаватель не только должен возносить молитвы о самом себе, но и молиться о своих учениках, как о своих подлинных духовных детях. Именно поэтому Церковь совершает молебен на начало учебного года, чтобы приготовить наш ум к познанию вещей божественных.

Телесные подвиги. Однако и этого еще недостаточно. Тело неразрывно связано с душей, подобно тому, как кожа связана с нашими жилами и мышцами. О связи души и тела говорят многочисленные примеры. Итак, чтобы наш ум мог молиться, необходимо подготовить наше тело, необходим телесный подвиг. К таким подвигам относятся посты, частые поклоны. Без воздержания невозможно побороть нашей приверженности к земному, плотскому миру. Именно телесные подвиги делают людей земными ангелами. Увидеть это легко даже на обычной человеческой деятельности, на примере воинов, борцов, ученых.

Хранение чувств. Необходимо напомнить, что человек - не бесчувственный компьютер, у него есть чувства, которые должны соответствовать духовной высоте человека. Нам следует воспитывать в себе подлинно духовные чувства, чтобы приготовить свое сердце к принятию духовных даров. "В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе", - учит святой апостол Павел (Флп.2:5). Какие же чувства были во Христе Иисусе? Это кротость, милосердие, вера, воздержание, любовь, терпение, смирение. Именно с такими чувствами необходимо приступать к изучению богословия. Именно смирение помогает усваивать духовные истины и не отвергать их, когда они не вмещаются в наш ограниченный ум, а терпеливо ждать, когда наш ум будет готов вместить их.

Именно любовь - одно из главнейших христианских чувств и добродетелей - помогает нам постигать духовный мир, потому что нельзя учить тому, что не любишь. И мы должны любить не только сами духовные истины, но и их Носителя - Бога.

Наконец, нам необходима вера, как подлинно христианское чувство: именно вера позволяет удержаться в духовном мире и не уклониться ни направо, ни налево. Мы должны верить твердо и беспрекословно в то, что только в Церкви содержатся подлинные духовные дары, потому что в ней живет и действует Третья Ипостась Пресвятой Троицы - Святой Дух.

Заключение

Итак, чтобы воспитывать духовность в ребенке, нужно самому ее обрести. Не ребенку, а в первую очередь взрослому нужно стать духовным, т.е. очиститься от греха и страстей в самом широком смысле слова: ум нужно очистить от заблуждений и предрассудков, волю нужно очистить от дурных наклонностей и греховных желаний, чувства нужно очистить от гневливости, от малодушия, от раздражительности. Единственный путь для этого - приобщение к подлинно духовным дарам Святого Духа, которые человек получает в Таинствах святой Церкви. Только путем участия в Таинствах Церкви человек может стать духовным: иметь ясный ум, чистое тело, добродетельную душу, воспитать в себе веру, смирение, кротость, воздержание, чистоту и любовь. И тогда над нами исполнится слово Богочеловека Христа: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5:16).

Об авторе: П. В. Герасимов, преподаватель, заведующий Церковно-исторической кафедрой Хабаровской духовной семинарии

http://pravostok.ru/ru/journal/society/?id=474
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел В. Герасимов
Воинская служба в контексте православной нравственности
Доклад на Научно практической конференции III Свято-Димитриевские образовательные чтения "Православие как основа государственности на Дальнем Востоке". Хабаровск, 29 ноября 2007 года
26.02.2008
Все статьи Павел В. Герасимов
Последние комментарии
Искушение Императора
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 23:11
Как отличить собственные мысли от внушаемых
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:31
К юбилею А.Пахмутовой
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:11
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 20:41
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 20:35
Разговор со стеной
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 20:17