Значение личной нравственности педагога в воспитании духовности ученика

Доклад на Межрегиональной научно-практической конференции "Воспитание духовности как процесс обретения смысла жизни ребенка". Хабаровск, 25-26 октября 2007 года

0
403
Время на чтение 7 минут

Предисловие

Быть может, мой доклад будет несколько выделяться из общего ряда других, но во время его подготовки я постарался оттолкнуться от темы конференции. Она звучит: "Воспитание духовности как процесс обретения смысла жизни ребенка". Здесь, как я это вижу, главное - смысл жизни. Обретение этого смысла представляется как процесс. С другой стороны, этот процесс отождествляется с процессом воспитания духовности. Воспитывать духовность - дело преподавателя. А обретать смысл жизни - дело самого ребенка. Таким образом, получается, что в теме конференции отождествляется деятельность преподавателя и деятельность ребенка. Итак, исходя из темы конференции, мы обращаем внимание на онтологическую общность преподавателя и ученика, которая лежит в области духовного.

Проблематика

Всем известно, что педагог в переводе с греческого означает "ведущий ребенка", и потому он должен вести ученика за собою, а не толкать его в спину. Педагог, прежде чем научить чему-либо ученика, должен сам уметь это делать, быть профессионалом и хорошо знать свой предмет. Без сомнения, эта истина относится и к сфере духовности.

Каждый человек, когда начинает изучать что-либо новое и неизвестное, становится подобен ребенку: он также смотрит на мир широко открытыми глазами, также ищет, кто бы взял его за руку и ввел бы в изучаемый предмет. Это - своего рода рождение в новый неизведанный мир. И никакие учебники не смогут заменить живого преподавателя, человека, который стал бы нашим руководителем в этом новом мире.

Представим себе на минуту, что врач, сам страдающий от заразной болезни, например, гриппа или чумы, пришел лечить больного легкой простудой? Что сделает такой врач? Он, хотя и вылечит пациента от легкой болезни, но заразит его гораздо более опасным недугом, "и будет такому человеку, - говорит Спаситель, - последняя горше первых" (Мф.12:45).

Так бывает и с нашими детьми, которых мы учим многим предметам, но заражаем самой опасной из всех болезней - болезнью греха. Чему может научить педагог ребенка, если он недавно бросил жену с детьми, взял себе новую и еще ходит к любовнице? Да, он сможет, вероятно, научить их математике, географии, физкультуре. Но сможет ли он научить их верности, порядочности, чести? Сможет ли он научить их духовности? Нет! Что почувствуют дети своими чуткими и чистыми душами, когда к ним на урок придет преподаватель, который беспробудно пил горькую две недели? В первую очередь дети почувствуют исходящий от него смрад греха, который будет распространяться как заразная болезнь и осквернит их еще неокрепшие души!

Итак, кто может быть воспитателем духовности? - Только человек, сам обладающей этой духовностью, только тот, кто сам духовен. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, "кто живет духовно, того и одежда, и дела, и мысли - все духовно".

Речь идет не о той ложной духовности, обыденным понятием о которой привыкли обозначать все на свете, от конкурса красоты до грубых языческих суеверий. Если на урок к детям придет человек, минуту назад принимавший участие в шаманском камлании, что почувствуют они? Они почувствуют духовность, но это будет духовность страшная, бесовская, оскверняющая их души, смертельная, а не животворящая.

Господь Иисус Христос говорит: "Как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" (Лк.6:42). Как невозможно пробовать вкус еды на вид, а содержание книги - на зуб, так без приближения к источнику духовности - Богу - человек останется чуждым подлинной духовности и не сможет воспитать ее у своих учеников.

"Надобно очистить сперва самих себя, а потом уже беседовать с Чистым", - говорит святитель Григорий Богослов. "Спасись сам, - говорил преподобный Серафим Саровский, - и вокруг тебя спасутся тысячи". Итак, для того, кто осмеливается воспитывать духовность в других, требуется прежде всего очищение себя от греха, освобождение от страстей и пороков, т.е. чистота души и тела, чистота ума, чувств и воли.

Пути нравственного совершенства

Участие в Таинствах Церкви. Что же должны делать мы, чтобы стать достойными духовных истин? Участие в Таинствах Церкви - главная наша задача.

В первую очередь нам самим необходимо родиться в духовную жизнь и избавиться от греха, ибо там, где есть грех, там нет места Святому Духу. И это очищение от греха мы можем получить только в Таинстве Святого Крещения - во вратах Церковных. Мы рождаемся уже со грехом. "Нет человека, который жив будет, и не согрешит", - говорит книга жизни Библия (3Цар.8:46). Как грешники, мы от рождения поражены страстями, пороками, духовными болезнями, которые передаются нам по наследству от наших родителей, которые и мы сами передадим своим детям, усугубляя их судьбу. И только в Таинстве Крещения мы освобождаемся от этого первородного греха, который Искупитель Христос пригвоздил на крестном древе. Крещение - это ворота в духовный мир, в Таинстве Крещения мы рождаемся в истинно духовный мир, исполненный света и чистоты.

Но ребенку недостаточно родиться. Необходимо, чтобы у него были силы расти, нужно, чтобы мама выкормила и воспитала его. Эти силы для духовного роста человек получает в другом Таинстве - Таинстве Миропомазания, где нам подается дар Святого Духа. В этом Таинстве мы освящаемся, исполняемся Святого Духа и становимся подлинно духовными, святыми.

Но поскольку мы живем в последние времена и постоянно согрешаем, то Бог даровал нам для очищения от грехов, содеянных после Крещения, еще одно Таинство - Таинство святого Покаяния или Исповеди. Подобно тому, как мы ежедневно смываем с себя плотскую скверну водой, умываемся, моемся, то столь же регулярно мы должны смывать с себя и духовную скверну - наши грехи. Это и происходит в Таинстве Покаяния.

Наконец, самое великое Таинство, которое даровал нам Господь - Таинство святой Евхаристии, где верующие вкушают Тело и Кровь Господа и получают жизнь вечную. "Кто не ест Моего тела и не пьет Моей крови, не имеет жизни вечной", - говорит Первосвященник Христос (Ин.6:53). И даже больше, именно Причащение есть главное условие воспитание духовности, потому что в нем человек на деле соединяется с Тем, Кто есть подлинный Дух - с Господом, потому что, вкушая Тело и Кровь Христовы, мы становимся "причастниками Божеского естества" (2Пет.1:14). Это - вершина духовного делания, когда Сам Господь пребывает в человеке. И теперь "тела наши суть храм живущего в нас Святого Духа, Которого имеем мы от Бога" (1Кор.6:18,19). И мы не только одно тело с Господом, но даже и один дух: "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" (1Кор.6:17).

Именно участие в Таинствах, регулярная исповедь, покаяние, и регулярное причащение делают нас способными к познанию Бога и Его духовных истин. Кто никогда не приступал к Таинствам, не может уразуметь всей благости и всего величия Божества, в то время как святой царь и пророк Давид призывает нас: "Вкусите и видите, как благ Господь" (Пс.33:9).

Молитва христианская. И все же одного участия в Таинствах еще недостаточно. Требуется еще собственная усердная и непрестанная умственная молитва. Подобно тому, как цветок засыхает без воды, душа человеческая увядает без молитвы к Богу. Необходимая вообще, как дыхание, молитва особенно необходима для умственного постижения сверхъестественных истин духовного мира. Этому научает нас Сам Спаситель, который молился Богу о Своем стаде, святые Апостолы, которые молились о самих себе, и о верующих, чтобы Бог просветил их ум познанием истины и дал возрастать в познании Его "от силы в силу" (Еф.1:16). И каждый преподаватель не только должен возносить молитвы о самом себе, но и молиться о своих учениках, как о своих подлинных духовных детях. Именно поэтому Церковь совершает молебен на начало учебного года, чтобы приготовить наш ум к познанию вещей божественных.

Телесные подвиги. Однако и этого еще недостаточно. Тело неразрывно связано с душей, подобно тому, как кожа связана с нашими жилами и мышцами. О связи души и тела говорят многочисленные примеры. Итак, чтобы наш ум мог молиться, необходимо подготовить наше тело, необходим телесный подвиг. К таким подвигам относятся посты, частые поклоны. Без воздержания невозможно побороть нашей приверженности к земному, плотскому миру. Именно телесные подвиги делают людей земными ангелами. Увидеть это легко даже на обычной человеческой деятельности, на примере воинов, борцов, ученых.

Хранение чувств. Необходимо напомнить, что человек - не бесчувственный компьютер, у него есть чувства, которые должны соответствовать духовной высоте человека. Нам следует воспитывать в себе подлинно духовные чувства, чтобы приготовить свое сердце к принятию духовных даров. "В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе", - учит святой апостол Павел (Флп.2:5). Какие же чувства были во Христе Иисусе? Это кротость, милосердие, вера, воздержание, любовь, терпение, смирение. Именно с такими чувствами необходимо приступать к изучению богословия. Именно смирение помогает усваивать духовные истины и не отвергать их, когда они не вмещаются в наш ограниченный ум, а терпеливо ждать, когда наш ум будет готов вместить их.

Именно любовь - одно из главнейших христианских чувств и добродетелей - помогает нам постигать духовный мир, потому что нельзя учить тому, что не любишь. И мы должны любить не только сами духовные истины, но и их Носителя - Бога.

Наконец, нам необходима вера, как подлинно христианское чувство: именно вера позволяет удержаться в духовном мире и не уклониться ни направо, ни налево. Мы должны верить твердо и беспрекословно в то, что только в Церкви содержатся подлинные духовные дары, потому что в ней живет и действует Третья Ипостась Пресвятой Троицы - Святой Дух.

Заключение

Итак, чтобы воспитывать духовность в ребенке, нужно самому ее обрести. Не ребенку, а в первую очередь взрослому нужно стать духовным, т.е. очиститься от греха и страстей в самом широком смысле слова: ум нужно очистить от заблуждений и предрассудков, волю нужно очистить от дурных наклонностей и греховных желаний, чувства нужно очистить от гневливости, от малодушия, от раздражительности. Единственный путь для этого - приобщение к подлинно духовным дарам Святого Духа, которые человек получает в Таинствах святой Церкви. Только путем участия в Таинствах Церкви человек может стать духовным: иметь ясный ум, чистое тело, добродетельную душу, воспитать в себе веру, смирение, кротость, воздержание, чистоту и любовь. И тогда над нами исполнится слово Богочеловека Христа: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5:16).

Об авторе: П. В. Герасимов, преподаватель, заведующий Церковно-исторической кафедрой Хабаровской духовной семинарии

http://pravostok.ru/ru/journal/society/?id=474
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел В. Герасимов
Воинская служба в контексте православной нравственности
Доклад на Научно практической конференции III Свято-Димитриевские образовательные чтения "Православие как основа государственности на Дальнем Востоке". Хабаровск, 29 ноября 2007 года
26.02.2008
Все статьи Павел В. Герасимов
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Константин В.
18.12.2024 13:27
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Сергей из НН
18.12.2024 13:24
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 13:20
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Рабочий
18.12.2024 12:38
Восстанет народ на народ и царство на царство
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 11:03