Переношусь ровно на четверть века назад и вспоминаю воспоминание далекого детства - трансляцию похорон Леонида Ильича Брежнева. Тянется бесконечная процессия. Множество угрюмых и одинаковых людей бережно несут на вытянутых руках небольшие красные подушечки. В центре каждой поблёскивает какой-то кругляшок. Нутром чую, что происходит нечто величественное, важное и непостижимо страшное. Поэтому и не решаюсь сразу прояснить для себя тему. Но задним числом узнаю, что вся эта щедрая, но такая жуткая россыпь - ордена и медали усопшего.
Тогда уважение к государственным наградам было отнюдь не протокольным. Ветераны, глядя на описанную процессию, с достоинством вспоминали свою молодость. А молодые раздолбаи нет-нет да и задумывались в ужасе: а что оставят после себя они сами?!
Детям предназначались эстетские шоколадные медальки. Чтобы получить такую, мне нужно было выпить перед сном стакан молока. Открывалось дно - и с обратной стороны волшебным образом возникала сладкая медаль, заботливо прижатая к стакану папиной ладошкой. С малолетства прививалась мысль: чтобы заслужить высокую награду, нужно непременно сделать что-то полезное (пусть даже и малоприятное для себя).
Сейчас шоколадных медалек не сыскать. В лучших традициях общества потребления их заменили бутафорскими долларами и евро. Оказал услугу - получи плату. А иначе - никак!! Без материально выраженных поощрений мы уже не умеем...
Масштабность процесса раздачи всем сестрам по серьгам тревожит. Поп-певцы третьего и четвёртого эшелонов получают ордена и медали строго к юбилеям. Госчиновники давно не воспринимают официальные награды как поощрение реальных подвигов и заслуг. Фраза "у тебя орден второй степени, а у меня - первой" почти синонимична замечанию: "у твоей дачи три этажа, а у моей - четыре". Короче, отличный повод померяться лишний раз размерами того, что люди обычно принимают за достоинство.
С другой стороны, подобной девальвации государственных ценностей пока ещё препятствуют благородные жесты некоторых патриотов. В середине 90-х, протестуя против ввода войск в Чечню, Константин Кинчев вернул медаль правительству, полученную им за защиту "Белого дома". Пару лет спустя отказался от государственной награды Александр Солженицын. От либерального "Антибукера" в свое время отказались Сергей Гандлевский и Дмитрий Галковский. Жаль только, что подобных демаршей становится всё меньше и меньше.
Сегодняшние культурные герои чутко реагируют на инфляцию государственных ценностей. В 2003-м наконец-то вышла в свет в нормальном качестве песня культовой актюбинской панк-группы "Адаптация" о медали, которая называется "За Измену Родине". Игра, конечно, получилась на грани фола, но она стоила свеч. Тем более, никто фразу "Я придумал медаль "За Измену Родине"" воспринимать буквально и не призывал. Во-первых, здесь шла речь о мире перевернутых ценностей, казенного оптимизма и квази-патриотизма:
Ну, как дела, братуха? Скажи, ништяк!
Я улыбнусь и заподозрю: в этом что-то не так.
Так не бывает, так не честно, так не может быть -
Когда вокруг умирают, как ты можешь жить?
Барыга-тётка-война меня застала врасплох;
Я притворился кривым и танцевал до утра.
Ещё один анекдот про непокорный народ,
И можно смело считать, что мы не...в рот!
А, во-вторых, лидер "Адаптации" намеренно довёл ситуацию до абсурда и гротеска, выпустив к презентации альбома специальную партию больших пластиковых медалей "За Измену Родине". Тем самым заставил призадуматься, в какую клоаку мы рискуем забрести в ближайшее время.
В английском языке нет такого наглядного и оценочного сочетания, как "Измена Родине". Есть слово "betrayal", которое обозначает предательство человека человеком. Есть слово "treason", которое переводится то как "государственная измена", то как просто "измена". Во всяком случае, в переводе на английский альбом "Адаптации" называется "For The Treason". Как выясняется, в наши дни и за обычную, бытовую измену можно снискать медаль. Певица Ирина Дубцова прославилась как победительница... нет, не на поле боя, а всего лишь одной из "Фабрик Звезд". Героиня протяжных песен Ирины в дело и не в дело поминает Бога и молитвы. Но всё это делается для строго утилитарных целей: приблизить или вернуть к себе любимого. В дубцовской версии "бабьего плача" много странного. Чего только стоит заверение, что за милого уже прочитаны все молитвы (неужто и заупокойные тоже?!).
Но наиболее несуразной выглядит песня "Медали". Тут вообще Дубцова выводит заглавие из фонетического созвучия со словами "дали" и "летали". Если верить певице, государственные награды можно получить за несчастную любовь, а не, например, улучшение демографической ситуации в стране. А о главном Дубцова всё-таки забывает: между обратной стороны медали и обратной стороны Луны разница всё-таки очень большая.
http://www.pravaya.ru/column/14029